Вчера — кружок, сегодня — «Кванториум»

Как разглядеть в ребенке гения и понять, что ему действительно нужно

Уже совсем скоро в Челябинске откроется современнейший детский технопарк — «Кванториум». Авиаквантум, робоквантум, автоквантум, промдизайн, it-квантум и Hi-Tech — так называются кружки нового поколения. Именно здесь растут будущие высокооплачиваемые специалисты XXI века.

 

Подробнее о том, какими будут самые востребованные специальности в ближайшем будущем; как понять, куда лучше отдать своего ребенка и, в целом, о техническом творчестве детей и юношества мы поговорили с директором ДЮТТа (Дом юношеского технического творчества) Челябинской области Владиславом Халамовым.

— Кругом роботы. Владислав Николаевич, что происходит? Неужели маленькому ребенку больше не нужен обычный бумажный самолетик?

— Если бы мы с вами встретились в году 2005-м, то роботы были бы диковинкой. Сейчас же робототехника действительно суперпопулярное направление, на которое стоят очереди. На базе робототехники развиваются те кружки, которые мы раньше назвали судо-, ракето-, авиамоделирование. Но сегодня они развиваются на другом уровне: если ранее дети делали какие-то простые модели, то сейчас эти простые модели уже с компьютером внутри, с дистанционным управлением. Например, у нас проводятся соревнования по летающим роботам-квадрокоптерам, которые должны преодолеть заранее заданный маршрут. Это похоже на тигров, прыгающих через кольцо в цирке. Только тут квадрокоптеры.

Есть очень интересное направление — подводные роботы, которые также должны преодолевать препятствия или достать груз со дна. Те же тигры, но уже под водой. В судомоделизме приведу самое драйвовое интересное направление — футбол, в который играют роботы-корабли в бассейне.

Мы быстро перешли на современные направления. Однако при этом не забываем, что точно также как и 20, и 50 лет назад для маленького ребенка актуальны самые простые вещи — и бумажный самолетик, про который вы спрашивали, и самолетик из пенопласта, из реек. Этот этап пропустить невозможно. Только сейчас все это смещается по возрасту, и на сегодняшний день мы начинаем работать с 3-летними детьми.

На кружки робототехники сегодня стоят очереди

— То есть роботы и электроника все же не заменяют ручной труд, и современные дети имеют представление, что такое лобзик?

— Ну, современные дети ведь не рождаются со знанием программирования, поэтому не надо думать, что обычный ручной труд куда-то делся. Ручной труд нельзя отбрасывать, потому что ребенок не поймет, что такое дерево, пластмасса, металл, стекло, пока не начнет это трогать руками, обрабатывать. Реально только то, что он подержал в руках, все остальное — виртуально. Мы придерживаемся идеальной, на мой взгляд, практики: воспитанник на кружке должен подержать в руках то, что с утра изучил в школе. Все, что делается в допобразовании, должно идеально стыковаться с предметами школьной программы — только тогда это эффективно.

Что касается лобзика — на смену ему пришел лазерный станок, который нарезает весь каркас самолета всего за несколько часов. И здесь же замечу, что нынешние дети очень неусидчивы — им скорее нужен результат. Раньше на несколько моделей мы могли потратить год, сейчас вынуждены каждый месяц выдавать промежуточный результат. Иначе у ребенка теряется интерес.

В кружках технического творчества ребенок становится созидателем

— Сегодня техническое творчество — это история про одаренных детей?

— Не только. Наша задача как областного учреждения допобразования — охватить как можно больше детей, чтобы каждый ребенок в любом населенном пункте почувствовал себя заинтересованным. На сегодняшний день охват техническим творчеством в регионе очень небольшой — 12 процентов, но эта цифра растет — три года назад было всего 7. Согласно указу президента, мы должны довести этот показатель до 25 процентов.

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский с 2014 года поставил задачу по поддержке именно технического творчества учащихся, и с тех пор мы совместно с министерством образования активно наращиваем эту сферу, а «Кванториумы» — это еще один значительный шаг в данном направлении.

У нас сейчас много разного рода шоу — «Танцы», «Голос». Нет, конечно, хорошо, что есть такие направления, но все-таки в ребенке должно развиваться стремление что-то созидать. А вот созидать он может только в кружке технического творчества. Созидатель никогда не будет разрушителем. Когда ребенок сам сделал машинку, он не станет ломать чужую, потому как знает ценность этой машинки. И я вам скажу, что на сегодняшний день родители уходят от желания сделать ребенка юристом и экономистом, многие хотят, чтобы их дети имели настоящую рабочую профессию, связанную с техникой.

— Я так понимаю, что «Кванториум» стали создавать по всей стране, чтобы увеличить этот охват?

— Так точно. Это федеральный проект и движется по всей стране. Челябинская область получит большой технопарк с двумя площадками в Челябинске и Магнитогорске. «Кванториум» — это та лаборатория, о которой до недавнего времени мы могли только мечтать. Оборудование настолько современное, что я сам офигевал, простите, но иначе не скажешь. Как любитель моделизма, я впечатлен тем оснащением: там такие беспилотные летательные аппараты, что я, человек много видевший, хочу потрогать их руками. Они уже пришли, стоят на складе, в настоящее время заканчивается ремонт помещений бывшего общежития ЮУрГУ на улице Орджоникидзе.

И здесь надо обязательно сказать, что вся эта система кванториумов прекрасно себя показывает, только когда взаимодействует с традиционными кружками, которые существуют в каждом муниципалитете.

— А ДЮТТ, как главное учреждение технического творчества, как-то способствует созданию новых кружков в тех же муниципалитетах?

— Конечно. Буквально на прошлой неделе мы открыли два авиакружка в Карталах, Кунашаке. Плотно работаем с Чесмой, Ашой. У всех муниципалитетов разные возможности, и наша задача —  открыть те кружки, которые будут соответствовать им по ресурсу, а детям —  по интересу.

Кроме того, в ближайшем будущем во многих городах Челябинской области планируется открытие мини-кванториумов, для этого сейчас ведутся переговоры с промышленными предприятиями, которые берут часть затрат на себя. Чтоб вы знали, работе с предприятиями в кванториуме уделяется большое внимание.

— В чем интерес предприятий?

— Очень хороший вопрос. Сейчас мы отовсюду слышим о дефиците квалифицированных кадров — работать некому. Признаюсь, эта тема для меня важная и болезненная. Возвращаясь к разговору о настоящих специальностях — юристы и экономисты ничего не производят. Для нас эта ситуация была ожидаема, мы начали об этом говорить еще лет семь назад. Предприятия же с этим столкнулись только что. То, о чем я сейчас скажу, вы первые услышите из региональных СМИ, потому что это начинает только обсуждаться на федеральном уровне.

Директор ДЮТТа Владислав Халамов впечатлен оснащением «Кванториума»

Подготовка специалистов стоит десятки миллионов рублей, и теперь представьте: вы набрали целевую группу, обучили, но несколько человек не захотели дальше работать. Для предприятия это катастрофа. Поэтому на сегодняшний день крупные компании, с которыми мы работаем («Росатом», объединенные судостроительные, авиастроительные корпорации, «Вертолеты России», «Сбербанк»), ставят перед нами следующую задачу: «могли бы вы создать такую систему, чтобы к нам шли дети, мечтающие работать в нашей отрасли. Чтобы они приходили уже фанатами нашего предприятия». Я слушаю руководителей и говорю: в чем проблема, у вас есть выбор в лучших вузах страны — собирайте лучше. В ответ получаю: «Нет, ты не понимаешь — у меня настолько специализированное производство, что мне нужно, чтобы ребенок, начиная со школы, понимал, что хочет строить корабли. Если он будет фанатом моего дела, я смогу вкладывать деньги, чтобы его учить».

И еще кванториумы сотрудничают с техническими вузами, поэтому выстраивается связка: школа-вуз-предприятие. И здесь, чтобы вы понимали, связка растет от предприятия, а не от ЕГЭ. Я прихожу к проректору крупного московского вуза и говорю: у меня есть пара ребят — победители международных соревнований по авиамоделизму, но они не потянут ЕГЭ. Он говорит: «Давай их, мне так надоели эти стобалльники. Я лучше возьму средненького, но с руками. Стобалльники потом в науку уйдут, а у меня работать некому». Впервые я услышал эту фразу четыре года назад и сейчас слышу от всех проректоров вузов.

— Можно ли понять по ребенку, что ему по душе, например, только самолеты?

— Ни в коем случае не надо так делать. Тщеславие родителей — страшная вещь. Не зацикливайтесь на чем-то одном, пусть позанимается в одном кружке, потом в другом. Понравится ему паять — и слава богу, а нет, так пусть идет потанцует, не надо идти против воли ребенка.

Дети не только сами собирают роботов, но и программируют их

— Я смотрю, у вас прямо в кабинете стоят чемоданы. Как часто вы ездите с ребятами по соревнованиям?

— Дети Челябинской области ездят очень много, нет страны, где бы они не побывали. Мы были на всех крупнейших соревнованиях по техническим видам спорта в Японии, Китае, Америке, Европе. У наших детей есть шикарные достижения и этим наша область выделяется из других регионов. Примечательно, что на первые места мировых соревнований поднимаются не только челябинцы, но и дети из Миасса, Златоуста, Пласта, Чишмы, Аши, Копейска, Южноуральска. Я всегда говорю родителям, что государство обеспечивает бесплатное участие во многих мероприятиях.

— Что нужно для того, чтобы ребенок бесплатно занимался и объехал весь мир?

— Я с удовольствием поделюсь секретом (улыбается). Приводите ребенка как можно раньше, в 1–2 классе, и смотрите, что ему больше нравится: моделирование, корабли, самолеты, роботы, электроника. И дальше системно этим занимайтесь. Поверьте, вашего ребенка заметят на каком-то уровне и обязательно возьмут в оборот. Задача родителя — держать плотную связь с педагогом, с руководителем учреждения допобразования. Потратьте свой выходной, поучаствуйте вместе с ним в районных соревнованиях и к 3–4 классу он уже начнет ездить по стране. Запись не прекращается весь год, привести ребенка можно в любое время, даже сейчас.

На сегодняшний день в кружках технического творчества занимаются дети с 3 до 21 года

Задачу открыть до конца года современные детские технопарки перед социальным блоком правительства поставил губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Первые “Кванториумы” будут образованы на базе Южно-Уральского государственного университета и Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова.

На открытие “Кванториумов” Челябинская область получила из федерального бюджета более 67,6 млн рублей.

«Детские технопарки с каждым годом будут давать все больше возможностей детям заниматься техническим творчеством. Молодые таланты смогут активно развиваться и участвовать в ведущих международных конкурсах. “Кванториумы” – это большой шаг в развитии дополнительного образования», – отмечает губернатор Борис Дубровский.