Экология как необходимый фактор будущего для Челябинска

Погодные особенности нынешней зимы создали подходящие условия для обострения одной из главных проблем современного Челябинска – экологической. Запредельное загрязнение воздуха давно стало фактором, определяющим отнюдь не лидирующие позиции южноуральской столицы в нарастающей конкуренции больших городов. Одни только власти реагируют так, как привыкли реагировать, - то есть никак. Между тем большой вопрос, как долго Челябинск сможет позволить себе откровенно страусиную позицию к экологической проблематике на официальном уровне.

Дмитрий Балакирев

Проваленный экзамен

Приходится констатировать: если очередное обострение проблемы загрязнения окружающей среды в Челябинске – это один из первых экзаменов для новой городской администрации, то экзамен с треском провален. К сожалению, никто из чинов «серого дома» (а по нашему разумению, это должен был сделать сам глава администрации) не выступил с каким-либо заявлением. Видимо, не сочли проблемой сомасштабной хотя бы очередной эпидемии гриппа и ОРВИ.

Любопытно, как раз в эти дни к своим обязанностям приступил новый начальник городского управления экологии. Это то самое ведомство, которое по идее первым должно реагировать на затруднение дыхания на городских улицах. И мы видели это года полтора назад, когда администрация Челябинска на какое-то время перестала закрывать глаза на экологический беспредел со стороны промышленных загрязнителей. Но тогда мэрия руководствовалась политической целесообразностью, которой теперь, конечно, нет, и пока не предвидится.

Новым же руководителем городского ведомства по делам экологии оказался человек, который восемь лет возглавлял самый неблагополучный в экологическом плане Металлургический район. И, как следовало ожидать, свою трудовую биографию начинал на металлургическом производстве. Более того, наблюдатели тут же отметили близость новоназначенного городского чиновника к собственникам Челябинского электрометаллургического комбината, к которому мэрия в недалеком прошлом чаще других высказывала экологические претензии. Хотели бы мы ошибаться, но и нам, и другим экспертам что-то подсказывает: случившееся назначение совсем не случайно. И более сомнительным решением могла бы стать, пожалуй, только ликвидация управления экологии – в целях той же бюджетной экономии…

Нет ничего плохого в том, что губернатором промышленной области стал бывший металлург. И в том, что областной центр возглавил бывший металлург. Можно было бы даже закрыть глаза на то, что оба – выходцы с предприятия, которое остается в лидерах списка промышленных загрязнителей региона, оставляя позади даже собственно челябинских загрязнителей. В конце концов, сейчас нас больше интересуют управленческие качества этих первых лиц. Но как ни крути, есть очевидный перебор в том, что на столь важный рубеж защиты законных прав и интересов челябинцев, каковым давно и заслуженно является экологическое направление, тоже поставлен бывший металлург.

Снова нет стратегии

Конечно, наша эмоциональная реакция продиктована отнюдь не персональными претензиями в адрес нового руководителя. Собственно, мы и его фамилию-то не стали упоминать намеренно, дабы подчеркнуть, что видим прежде функциональное, и только во вторую очередь личностное начало данной кадровой передвижки. Беспокойство же связано исключительно с колоссальным значением экологического вопроса для самого будущего южноуральской столицы и с тем, какое деятельное безразличие к этому вопросу и, соответственно, к его значению по-прежнему выказывают городские власти.

В разделе «Экология» на официальном сайте администрации Челябинска вы не найдете ничего, хотя бы отдаленно напоминающее стратегию экологической устойчивости Челябинска. Есть лишь ставшая притчей во языцех программа высадки деревьев и кустарников в городе (еще на 2014 год). И есть отчет все того же управления экологии и природопользования о мероприятиях, проведенных в периоды неблагоприятных метеоусловий на предприятиях Челябинска... в первом квартале 2014 года.

Тем временем новое городское руководство вроде бы занято формулировкой долгожданной стратегии развития Челябинска. Казалось бы, самое время провести честный и объективный экологический аудит, основанный не только и не столько на оценке нынешнего состояния окружающей среды в Челябинске, сколько на прогнозах влияния экологии на перспективы дальнейшего развития южноуральской столицы. Это сразу покажет цели, на пути к которым власти, бизнесу и жителям в обозримый период предстоит решать определенные задачи. Но, увы, нет даже попытки начать такую дискуссию. Похоже, нет даже понимания, что она нужна.

Между тем реальное, а не паллиативное решение многолетних экологических вопросов могло бы стать заметной частью городской стратегии. И даже больше – стать ее якорной, коренной темой, способной задать внятные целевые параметры в других, более привычных и понятных сферах:  от роста валового продукта до формирования дружелюбной к человеку городской среды. Ведь сам экологический вопрос в Челябинске настолько давний и многослойный, с таким разнообразием аспектов, что при должном внимании непременно потребует движения сразу в нескольких направлениях. Стоит только начать.

В самом деле, буквальным образом осязаемые горы экологических проблем, которые оставило после себя судьбоносное для Челябинска двадцатое столетие, разгребать рано или поздно все равно придется. Для этой работы у южноуральской столицы есть необходимый промышленный и научный потенциал. В конце концов, никто и ничто не мешает обратиться к опыту других стран, где с наследием промышленных революций уже благополучно разобрались. Тема экологической реабилитации городских территорий может дать рождение целого многоотраслевого кластера, чьи дальнейшие перспективы, к слову, уходят далеко за пределы собственно Челябинска. Ведь мы говорим о столице гигантского региона с трехсотлетней историей промышленного освоения. И с соответствующими объемами опасного мусора, принесенного волнами индустриализации.

Вопросы без ответов

Безусловно, взявшись за экологию Челябинска всерьез, а не формально, мы на определенном этапе никак не избежим крайне непростого и болезненного вопроса об основах городской экономики. Для этого придется сделать над собой усилие и включить, наконец, голову, а не эмоции. Без честного, объективного, предельно прагматичного анализа нам не обойтись. И вопросов здесь более чем достаточно.

Действительно ли металлургические предприятия, расположенные в Челябинске, составляют базис его современной отраслевой структуры? Или это уже покрытый копотью миф, учитывая и реальную занятость на этих заводах, и их перманентные экономические трудности, и неизживную любовь нынешних владельцев к оффшорным пряткам? Сопоставима ли действительная отдача от этих предприятий с оказываемой ими техногенной нагрузкой и, соответственно, с теми прямыми и косвенными издержками, которые Челябинск вынужден нести хотя бы из-за повышенных рисков для здоровья населения, не говоря о росте «чемоданных настроений» после каждой «газовой атаки»? Перспективны ли вообще в современном мире, который на глазах осуществляет переход к новому хозяйственному укладу, те отрасли, которые мы десятки лет привыкли считать основой основ? Не грозит ли Челябинску однажды осознать себя гаванью некогда гордых, а ныне списанных в цивилизационный утиль промышленных флагманов, оставшись в конечном итоге один на один с накопленным проблемным балластом как с единственным напоминанием о лучших годах? И все эти радости в будущем только потому, что сегодня мы даже в мысли не допускаем кажущуюся пустой демагогией формулу «Челябинск – город без заводов»?

Дело не только в заводах

Справедливости ради, впрочем, следует заметить: исчезни в одночасье вся вредная промышленность, нынешний Челябинск вряд ли стал бы образцом чистоты и экологичности. Взрывная автомобилизация последних лет, простимулированная бездумной «дорожной революцией» и таким же безрассудным городским планированием, зачем-то раздвигающим границы Челябинска все дальше и дальше, сделала свое дело. Львиная доля загрязнений воздуха теперь на совести автомобильного транспорта. Да, пока он не стоит в пробках - благодаря расширенным дорогам. Но благодаря им же его, транспорта, становится все больше. А значит, коптящих челябинское небо заторов однажды все же не избежать. Если подходы к транспортной политике не изменятся, это лишь вопрос времени.

Рецепты решения транспортных проблем в мегаполисах давно известны. Равно как и то, что приятным дополнением к этим уже проверенным на практике действиям всегда идут заметные позитивные сдвиги в городской экологии. Но прежде чем это осознают обыватели, всегда со скрипом меняющие свои представления и повседневные привычки, это должны осознать отцы города. До чего, похоже, еще далеко. Однако не будучи пока готовыми взяться за чувствительную дорожную тему, власти Челябинска могли бы, не теряя времени, сосредоточить усилия на других направлениях, ведущих к повышению «зеленого» статуса южноуральской столицы.

Очевидно, например, что основательной ревизии с последующей модернизацией требует городское озеленение. В промышленном, а теперь еще и до предела забитом автомобилями городе эта сфера должна иметь не меньший приоритет, чем здравоохранение. И, кстати, когда-то так и было. Сейчас же «зеленое» хозяйство Челябинска обретается на далеких задворках чиновничьего внимания, придавленное не столько бюджетным дефицитом, сколько банальной недооценкой своей роли и потенциала. А ведь в современном мире озеленение, обустройство городских природных зон, растительный урбан-дизайн – это технологичная и высокодоходная отрасль, к тому же, дающая не только прямой, но и отложенный социально-экономический эффект. Для развития этой отрасли у нас есть все предпосылки, включая наличие на территории области крупнейшего в стране центра селекции и растениеводства.

Можно привести и другие примеры недооцененной «зеленой» экономики, которая могла бы стать локомотивом развития и серьезных перемен.  Удивительно, но в городе, привыкшем гордиться своими научно-исследовательскими центрами, работающими на оборонку и Космос, днем с огнем не найти объекты альтернативной энергетики. Ничего не слышно даже об одиночных примерах, не говоря о массовом применении технологий продвинутого энергосбережения в жилищно-коммунальном секторе. Разговоры о том, чтобы искать новые перспективные направления, так и остаются разговорами, хотя развитые страны давно уже все нашли за нас. Бери, изучай, делай… и дыши полной грудью.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…

Немецкий город Гамбург в ближайшие 20 лет – то есть уже к 2035 году - имеет все шансы полностью отказаться от автотранспорта. Самое интересное, что достигнуть такого в высшей степени «зеленого» результата агломерация с почти двухмиллионным (!) населением собирается не путем ввода ограничений на владение личными авто, а благодаря усовершенствованной транспортной системе. Она будет организована таким способом, что надобность в автомобилях в черте города если не полностью отпадет, то сведется к абсолютному минимуму, считают в городской администрации.

Первые объекты новой инфраструктуры под названием «Зеленая сетка» уже прошли стадию проектирования и потихоньку возводятся, связывая основные районы проживания, деловой активности и отдыха горожан. Существенная роль будет принадлежать таким альтернативным способам передвижения, как пешие и велопрогулки, для чего создается весь комплекс необходимой инфраструктуры – от удобных широких тротуаров до безопасных и доступных велодорожек.

На возражения скептиков, полагающих, что Гамбург вряд ли мог бы послужить примером для Челябинска, спешим напомнить: Германия – не самая южная страна в Европе, а Гамбург – вообще порт на Северном море, одно название которого говорит за себя. В зимний период погода здесь мало чем отличается от более знакомой нам питерской. Но самое главное – много лет назад городские власти в вопросе о транспортном (и как оказалось, экологическом) будущем Гамбурга не побоялись обвинений в прожектерстве, а дали горожанам альтернативу в способах передвижения. В отличие от Челябинска, где тротуары пока только сужают, в Гамбурге их расширяли, создавая также возможности для велосипедистов. Кроме того, ставка была сделана не на частный, а на общественный транспорт. О былом скепсисе теперь никто не вспоминает, а и без того удобный и привлекательный для жизни город ставит перед собой еще более грандиозную цель.

Комментарии 5

Александр, спасибо. Отличная статья! Грамотная, выстроенная. Затронуты многие аспекты серьёзного вопроса, при этом читается очень легко). Очень понравилась фраза: "прежде чем это осознают обыватели, всегда со скрипом меняющие свои представления и повседневные привычки, это должны осознать отцы города"... Действительно, каждый должен заниматься своим делом. Предприниматель, по-большому счету, не должен думать об экологии. Предприниматель думает о том, как "сделать деньги", и правильно, это его натура, это его работа. А власть должна создать условия, законы, систему в которых должен работать предприниматель. Это смысл и работа власти... Конструктивная, с готовыми направлениями решения проблемы (векторами, модно сейчас говорить)) Очень понравилас

Александр, отдельный респект за вашу корректность)) Это очень приятно на фоне большого количества агрессии и грубости в информационном пространстве... В наших душах также накопились "горы экологических проблем"...)

Хорошая статья. Правда, мне кажется, что логика решения экологических проблемы будет всё-таки обратной: вначале люди должны осознать важность чистого воздуха, благоприятных условий жизни для себя, научиться беречь своё здоровье и беспокоиться о нем и только потом власти начнут что-то делать, под влиянием общественных настроений, прежде всего. Пока люди готовы дышать дымом, ходить по замусоренным улицам и часами стоять в автомобильных пробках, трудно ждать изменений.

April Anna!Ну вот, приехали..."Предприниматель, по-большому счету, не должен думать об экологии."........?Считаю в корне неверным.

Анна, спасибо за Вашу оценку. Думаю, мы должны быть заинтересованы в результате, а не только в процессе. Тут грубостью вопрос не решить, но это не значит, что мы не должны ставить перед обществом, властью и бизнесом острые и порой неприятные вопросы. Иван, абсолютно согласен, но мировой опыт показывает, что прозрение обывателей, чья позиция затем начинает гнуть под себя мнение властей, сама формируется двумя путями. Либо это "просвещенное правление", которое в нашей стране известно чем заканчивается, или началом революции снизу (когда низы уже не могут, а верхи все еще не хотят). Даже затрудняюсь, какой из вариантов нам подходит больше. Впрочем, пока я вижу отсутствие хотя бы видения таких путей чиновниками. Иначе бы действия в обсуждаемой сфере были бы тоньше и изящнее.