Илья Ройтенберг:

«Наверное, фестиваль можно монетизировать. Но делать этого не хочется»

В следующие выходные на базе отдыха «Курочкино» пройдет очередной, уже третий по счету, Фестиваль народных напитков на Южном Урале. Организатор этого события, ставшего по-настоящему знаковым для челябинцев, президент Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг — о том, чем новый фестиваль будет отличаться от предыдущих, превратится ли он в событие федерального масштаба, и о том, почему в Челябинске небольшие пивоварни появляются как грибы после дождя, но жизнь пивоваров от этого легче не становится...

Андрей Ткаченко

— Чем очередной, третий по счету фестиваль отличается от предыдущих? Что ждет гостей?

— Нынешний фестиваль отличается прежде всего тем, что все больше желающих помочь нам в организации события, причем помочь безвозмездно, по доброте душевной. Кроме того, еще вырос интерес к участию в фестивале со стороны производителей, они видят в нем реальную пользу для себя, для продвижения своей продукции. Еще нынешний фестиваль отличается крайне высокой активностью горожан, желающих попасть на фестиваль.

Возможно, сказалось то, что два первых фестиваля прошли действительно удачно, оставили о себе добрую память у людей.

В этот раз, понимая, что возможности фестивальной площадки все-таки ограничены, мы не давали никакой рекламы фестивалю, никак не раскручивали его в соцсетях или в профессиональном сообществе, среди производителей. Тем не менее, мы быстро набрали пока что рекордное число участников — около 40 компаний-производителей пива, кваса, медовухи, лимонадов, производители сырья и оборудования.

— Уже на прошлом фестивале в числе участников были производители не только из Челябинска и области, но и соседи из Екатеринбурга, и даже представители одной сербской компании. Кого ждете в гости на этот раз?

— Кроме уже традиционного широкого представительства местных производителей, ждем коллег из Свердловской области, а также признанных лидеров российского крафтого пивоварения, в том числе «KONIX Brewery» (Пензенская обл.) «Пивоварня «HopHead», «Василеостровская пивоварня» (Санкт-Петербург), «BREWLOK» (Воронеж). Это знаковые имена. И очень интересно будет сравнить их продукцию и продукцию наших производителей.

Кстати, хотя у нас фестиваль именно народных напитков, у гостей будет возможность также попробовать, что им приготовят очень достойные представители разнообразного общепита. Кухня тоже будет хорошей.

Будет замечательным и музыкальное сопровождение — мы отобрали около полутора десятков исполнителей, которые будут развлекать участников фестиваля и посетителей. И это мы еще многим вынужденно отказывали...

— Сколько ожидаете гостей?

— Изначально было напечатано около пяти тысяч пригласительных билетов. Но желающих столько, что, пришлось допечатать еще какое-то количество. Практика распространения осталась прежней — пригласительные строго бесплатны, но они выдаются только тем, кто разделяет наши ценности: отказ от крепкого алкоголя, ответственное употребление напитков, достойное поведение. Мы стараемся привлекать качественную аудиторию, публику.

Кроме того, фестиваль ведь не только для того, чтобы продать или прорекламировать продукцию жителям, потребителям. Для тех же пивоваров это прекрасная возможность «сверить часы» друг с другом, «на людей посмотреть, себя показать». К тому же наверняка среди гостей фестиваля будут представители ресторанного бизнеса, общепита, индустрии гостеприимства. Будут среди посетителей и те, кого я называю «знающие люди» — те потребители, которые прекрасно разбираются в продукте, и, в свою очередь, являются своего рода лидерами мнений среди потребителей, которые могут сыграть важную роль в продвижении. Словом, вполне себе профессиональная «тусовка», значимая в том числе в этом смысле.

Вообще же, мы достигли определенного предела в сегодняшнем формате фестиваля. 40 компаний-участников, общепит, музыканты, более пяти тысяч гостей — это, пожалуй, максимум. Больше просто не помещается ни на базе отдыха «Курочкино», куда мы вернулись после перерыва, ни на площадке отеля Radisson.

— Кстати, почему вы вернулись на Курочкино?

— Все просто. Radisson blu, где мы проводили фестиваль в прошлом году — прекрасная площадка, но она — под открытым небом, и мы конечно, волнуемся за погоду, и не хотим гадать. «Курочкино» — знакомое нам место, с хозяином которого, гостеприимным Владимиром Васильевичем Махаловым, мы все-таки смогли найти общий язык. К тому же там основная площадка — крытая, крытая и танцплощадка, и уже есть готовая сцена, которую для площадки возле Radisson пришлось бы арендовать, и недешево — до 200 тысяч рублей за сутки.

Конечно, в принципе, в Челябинске есть более крупные площадки, места, но нам они просто не по карману. Сейчас мы делаем, по сути, некоммерческое событие: на очень небольшом бюджете, энтузиазме и максимально лояльных условиях для всех: и участников, представляющих свою продукцию, и зрителей. Мы не просим денег у властей. Есть лишь небольшой организационный сбор с участников — производителей пива (производители безалкогольных напитков от него освобождены).

Монетизировать фестиваль, наверное, можно. Но, честно говоря, делать это не очень хочется — лично для меня гораздо важнее возможного расширения масштаба фестиваля та добрая атмосфера, та публика, то качество события, которого нам удалось достичь в прошлые годы. При этом я прекрасно понимаю, что все очень хрупко: один инцидент, даже случайный — и всё закончится...

— О том, что рано или поздно надо будет думать над выходом на новый уровень, масштаб события, мы с вами говорили еще год назад, после предыдущего фестиваля... И я хочу повторить прошлогодний вопрос — готовы ли вы все-таки попробовать вывести фестиваль на новый уровень — всероссийский. международный? И готов ли к событию иного масштаба город — инфраструктурно, культурно...

— Вопрос культуры на самом деле значительно важнее. В нем весь смысл того, чем мы занимаемся, что делаем, что пропагандируем.

Мне совсем не хочется превращать наш фестиваль в подобие, пардон, Октоберфеста...

— То есть?

— Те, кто там был, поймут. Да, на парадных фотографиях это дело выглядит достаточно весело, но... Я совершенно против того, чтобы люди упивались вусмерть, валялись пьяные под кустами в лужах собственной блевотины, мочились где ни попадя, писали на бирках, как их зовут и где они живут... Для нас это просто недопустимо, ни о какой культуре потребления напитков там речи не идет.

Повторюсь, лично мне важнее, нужнее не количество публики, а ее качество. Хотя я уверен, что в Челябинске мы наберем и не пять, а все двадцать пять тысяч ответственных людей. Но риски велики...

— И все-таки...

— Если в этот раз у нас все пройдет так же замечательно, как и в прошлые годы, то я, наверное, все-таки задумаюсь... Мне нужно будет набраться смелости и пойти на разговор с властям города и региона, убедить их в том, что наш фестиваль — событие интересное, знаковое для города, и может стать таковым для всего региона и как минимум федерального округа. Честно говоря, не сомневаюсь, что мы сможем «вытащить» событие на совсем иную орбиту. И к нам приедут очень многие. И не только российских, но и зарубежных производителей. Но для этого мне нужно будет четко понимать несколько вещей.

Главное — это площадка, на которой пройдет мероприятие. Я как минимум за полгода должен знать, что она за нами забронирована, закреплена. И тогда мы сможем сами провести всю подготовительную работу так, чтобы к нам приехали и производители напитков, и собралось куда бОльшее количество гостей, и все прошло достойно, культурно, безопасно...

— Одним из факторов успешности фестиваля стало то, что в Челябинске и в Челябинской области в последние годы появилось много небольших частных пивоварен. И их число постоянно растет...

— ... Верно. Даже я уже не всегда успеваю отслеживать всех новичков. Так что точно сказать, сколько сейчас в Челябинске и в области пивоварен, может только Росалкогольрегулирования (улыбается). Если говорить не о «большой» индустрии, где правят бал транснациональные гиганты, а именно о небольших частных пивоварнях, то Челябинск — действительно лидер как минимум на Урале. Мы обогнали наших соседей-свердловчан, и, наверное, сейчас третьи в России после Москвы (с Подмосковьем) и Санкт-Петербурга.

— То есть мы регион не только металлургов и машиностроителей, но и пивоваров?

— Можно сказать и так (улыбается). Почему так получилось? Возможно, потому что Южный Урал, его жители, во-первых, достаточно лояльны по отношению к пиву, а во-вторых — есть достаточное число тех, кто хорошо разбирается в этом напитке и формирует культуру качественного потребления. В том же Екатеринбурге на порядок меньше пивоварен, и еще сложнее найти тех, у кого действительно получается что-то качественное. У нас же, как и должно быть, количество так или иначе начинает превращаться в качество. Я прекрасно вижу, как мои коллеги стараются учиться, расти, экспериментировать, пробовать, искать варианты рецептуры. И у них получается!

В итоге между нами есть уже хорошая, добрая, настоящая конкуренция. При этом, разумеется, места на рынке миллионного города хватает всем. Скажу больше — даже если суммировать объем производства всех известных мне частных пивоварен Челябинска, то совокупно мы не выйдем за границы понятия «мини-пивоварня», установленном в сегодняшнем законодательстве — 300 тысяч дал (декалитров). Все вместе укладываемся в одну «мини-пивоварню»! И на деле нас еще очень и очень мало...

Надо четко понимать, что если в Челябинске через дом на второй открыта «пивнушка» или «наливайка» или «алкомаркет» — мы к этому не имеем никакого отношения! У нас просто не те объемы, и мы почти не присутствуем в этой рознице. Там, в алкомаркетах и «наливайках» — «крупняк». Или «средние» производители, маскирующиеся под «малых». И которые, собственно, и гонят частенько сверхдешевое пиво, которое даже трудно назвать качественным продуктом... Мы же по сравнению с ними — капля в море.

Небольшие частные пивоварни, мои коллеги — это практически всегда даже не малый, а микробизнес. И ему на деле приходится несладко, особенно если учесть, что государство стрижет нас одной гребенкой с куда более крупными производителями. Тяжелее всего новичкам — тем, кто только начинает. Слишком выросла «цена входа» на рынок, и «цена нахождения» на нем. Тем, кто поопытней, и уже прошел множество изменений в законодательстве и государственном регулировании отрасли — попроще, у нас уже отлажены производственные процессы и документооборот, мы уже научились приспосабливаться под меняющиеся условия работы. Я не говорю про какую-то коррупцию. С этим-то как раз мы в Челябинске практически не сталкиваемся, никто с нас денег не «тянет»...

Тем удивительнее, что чем больше государство хочет «навести порядок» на рынке, тем чаще возникают ситуации, когда маленький частный бизнес порой вынужден либо закрываться, либо уходить в тень. Впрочем, вряд ли это касается только пивоварения...

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 1

Отличный репортаж! Я за качество, особенно данного минизавода. Отметка по личной дегустации и сравнения с другими производителями. Директор и пивовар действительно стараются, действительно варят и ферментируют. Желаю удачи в производстве, росте и популярности. Обязательно приду на фестиваль.

Новости

Главное