Homme Fatale

В Историческом музее Южного Урала открылась выставка «Красавец мужчина»

Пресс-служба Государственного исторического музея Южного Урала

Петиметр — так называли русского модника середины XVIII века. Его, упакованного в камзол, чулки, кюлоты, увешанного с ног до головы запонками, табакерками, шкатулками, украшенного аграфами и пряжками, сегодня берут в качестве имиджевой модели ведущие дизайнеры мира. Почему так полезно посмотреть на мужчину из прошлого, рассказали в историческом музее.

— А что это за табакерка? И почему у ней под крышкой эротическая картинка? — спрашивает один посетитель выставки у другого. Оба стоят у стенда, на котором под стеклом расставлены невыразимо милые миниатюрные предметы: туфельки, щипчики, лорнеты и всякие другие хрупкие, сентиментальные вещи, выкинутые из обихода давлением и гулом XX века.

— Так это был самый распространенный способ соблазнения милой дамы — предложить ей понюхать табаку, — улыбаясь, разъясняет собеседник из числа работников музея. — Так, невзначай откинуть крышечку, предложить понюшку, показать свои, кхм, намерения... ну и записочку положить туда, конечно.

Модник XVIII века умел создать образ с помощью деталей

Вот такая веселая и наполненная тонкими смыслами жизнь была у русского модника XVIII века. Предметы быта, обихода, детали одежды, аксессуары — все свидетельствует о том, как важно, продуманно, скрупулезно создавался образ петиметра (этот архаизм обозначает «щеголь», «франт»). Исторический музей Южного Урала запросил экспонаты у московского исторического музея. Некоторым вещам тут более 300 лет, но при этом и запонки, и пряжки, и шкатулки, и аграфы (аксессуар для прихвата тканей одежды — прим. редакции) сохранились по большей части превосходно. Даже кожаные изделия сохранили брутальное обаяние, лишь чуть потускнев со временем. Отметим, что на табличках с пояснениями крайне редко увидишь — Россия, в основном модные штучки аристократам везли из мастерских Англии, Франции, Италии.

Некоторым вещам в экспозиции более 300 лет

Красавец мужчина образца XVIII века — это напудренный, затянутый в камзол и чулки смазливый субъект, обстоятельно снабженный аксессуарами. Но эта феминность — лишь внешняя, утверждают сотрудники музея. На самом деле такой красавец мог быть настоящим homme fatale — жестким, смелым, предприимчивым.

Первый заместитель министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман на открытии выставки «Красавец мужчина»

— Мы сегодня, в XXI веке, являемся наследниками тех представлений о мужской моде, которые сложились в конце XIX века, при появлении нового экономического уклада, — поясняет куратор выставки, старший научный сотрудник исторического музея Наталья Виноградова. — В то время законодателем моды стали не аристократы, а буржуазия. Это новое представление и понимание, чем должен заниматься мужчина, а чем женщина. А кто такие буржуа? Это в основном торговцы, купцы, которые много работают и чьи женщины должны заниматься воспитанием детей и быть украшением своего мужчины. Тогда стала активно развиваться женская мода, а мужской образ стал аскетичным, сдержанным. В XVIII же веке представления о моде были совершенно иные! Аристократы — и мужчины, и женщины — были фактически одинаковы в своих властных функциях. И чтобы показать их, чтобы дифференцировать себя от остальных слоев населения, и нужна была такая вычурная мода. Именно поэтому использовались украшения, вышивка, макияж — как у мужчин, так и у женщин. Вырабатывалась особая пластика тела. Жесткие конструкции одежды держали осанку, формировали совершенно особую поступь. Обилие деталей не позволяло быть суетливым, требовало вальяжности.

Современные дизайнеры всячески цитируют мужскую моду XVIII века

К пышной моде тех лет постоянно обращаются самые крутые дизайнеры современности. На выставке представлены фото с показов Yohji Yamamoto, Dolce & Gabbana, где полувоздушные юноши звенящим шагом несут по подиумам парчовые камзолы, расшитые цветами пиджаки и аксессуары в стиле рококо.

Изящные предметы обихода позволяли аристократу XVIII века выглядеть утонченно

— Очень рад все это увидеть, — делится впечатлениями директор исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский. — Сегодняшний мужчина в деталях образа довольно аскетичен. Галстук, часы, автомобиль. Собственно, идей-то больше и никаких. Портсигары уже никто не носит, табакерки тоже. Это повод прийти к нам на выставку, посмотреть, чем дополнить и разнообразить свой имиджевый набор.

— Не считаете ли вы, что мужчина XVIII века излишне женственно выглядит? — не можем удержаться мы от вопроса.

— Ну что вы, — смеется Богдановский. — Выглядеть красиво, чтобы увлечь женщину, и выглядеть, как женщина — вещи совершенно разные.

Медные и позолоченные аксессуары из запасников сохранились превосходно

Пожалуй, между модными XVIII и XXI веком есть одно несомненное сходство: мужчина и женщина охотно делятся друг с другом стилевыми привычками, становясь похожими друг на друга. Сегодняшняя пара, одетая в толстовки, джинсы и модные кеды — зеркальное, хоть и перевернутое отражение той эпохи. И вот чего нам всем сегодня точно не хватает — так это умения нести миру скрытые месседжи за обилием деталей внешнего вида. Этим искусством сегодня владеют, пожалуй, только профессионалы. Если хотите прикоснуться к нему и вы — добро пожаловать на выставку «Красавец мужчина». Она продлится до октября.