Искусство иронии

В галерее OkNo открылась «Выставка» зависимых кураторов

Мария Белова

Лаваш с украшениями, «дыра» в стене, несколько картин, сияющий кинетический объект, фигурки из раскрашенного кирпича — в экспозиции «Выставки» показаны 37 произведений всех видов современного искусства. Что их объединяет, пытался понять корреспондент «Челябинского обзора».

Галерея OkNo запустила проект «Выставка» в канун Международного дня Музеев. «Это ироничный взгляд кураторов галереи на выставочную деятельность и участников этого процесса. Авторы проекта постарались учесть все слышимые ими замечания зрителей и реализовать их противоречивые ожидания в одном пространстве», — сообщается в официальном релизе.

Небольшое пространство с белыми стенами, хорошее ровное освещение. Картина с печным горшком. Башни из пластиковых крышечек. Три холста с причудливыми разводами и очертаниями каких-то фигур. Фигурки, похожие на детские игрушки, припаянные к полочкам на стене. Лаваш, утыканный разноцветными штучками. Блистающий пластинами и непрерывно крутящий плоскости неведомый прибор в самом центре экспозиции. Человеческие «лица» из ткани, сияющие изнутри...

В экспозиции «Выставки» показаны 37 произведений всех видов современного искусства

— Мы надеемся, что зрителями наш проект будет воспринят с улыбкой: это комплимент и им, и нашим коллегам. Это желание вступить в диалог со зрителем, — говорит арт-директор галереи OkNo Светлана Шляпникова. — Этот проект создали зависимые кураторы.

— А что подразумевается под зависимостью?

— У нас есть даже собственный манифест, — Светлана показывает нам лист бумаги на стене, испещренный мелким текстом. — Мы зависим от художников, от их работы, от материалов, из которых они эти работы делают. От СМИ. Да даже от самих себя.

Мы ходим по выставке и пытаемся понять, что общего между маленькой лошадкой из обломка кирпича и картиной, написанной крупными мазками в духе примитивизма.

Единственный кинетический объект на «Выставке»

— Все эти объекты объединены общей идеей: попыткой создать выставку, которая для любого зрителя являлась бы настоящей выставкой. Эта концепция ясна и из названия, — говорит один из кураторов проекта Наталья Санникова. — Любой посетитель, с любым багажом, любым пониманием изобразительного искусства, любой претензией, с которой он может прийти вообще в выставочный зал, должен все понять и узнать. Если он шел сказать, что все — дерьмо, то это и увидит. Человек, который шел, чтобы найти себе красиво — нашел бы себе эту красоту.

Художник Александр Соколов и его работа

Мы спрашиваем художника Александра Соколова, специалиста по фото и видео, о чем его работа. На гигантски увеличенном снимке — нечто, напоминающее дыру в стене ( на самом деле — кусок трубы). «Это аллюзия на знаменитую работу Гюстава Курбе „Происхождение мира“ (на этой картине изображена обнаженная женщина в непринужденной позе, напоминающей, откуда вышли все люди — прим. редакции). Я постарался сделать все близко к первоисточнику, даже такую же композицию соблюсти, — рассказывает Соколов. — Если говорить об искусстве современном, то оно произошло из искусства галерейного. Поэтому такие аллюзии — это с одной стороны ирония, с другой — признание, что я как художник пришел к переосмыслению этой темы».

Соколов также рассказал нам, что между его работой и уже упомянутыми лавашами — большое сходство. «Декорированный лаваш — это ирония над обществом потребления, моя работа — ирония над искусством».

— Человек с небогатым культурным бэкграундом сможет уловить этот смысл, почувствовать эту иронию?

— Конечно, еще как! — воодушевляется Соколов. — Зрители эпохи инстаграма как раз все поймут. Массмедиа приучают нас к тому, что шутки сегодня создаются переворачиванием смыслов. И емкой визуализацией. Соцсети активно этим пользуются.

Массмедиа приучают нас к тому, что шутки сегодня создаются переворачиванием смыслов. И емкой визуализацией

— Эта выставка должна быть отражением зрительских ожиданий. Но эти ожидания преломляются ведь и через мнение самих кураторов, галеристов, — продолжает увлекательный ликбез Наталья Санникова. — Осталось понять: действительно ли зритель таков, каким мы его видим? Процесс двойной, тройной, множащейся коммуникации галериста, художника, зрителя, опять галериста — это такой набор отражений. Он должен дать понять одну важную вещь: когда мы не готовы выходить за рамки собственных ожиданий, мы теряем гораздо больше, чем когда готовы. Сталкиваясь со знакомыми вещами, мы чаще ошибаемся, чем с незнакомыми.

...Посреди галереи на полу — цветной квадратик плиточки. На нем нарисованы кроссовки и написано: «О, чирик!» Самое интересное, что десятирублевая монета там тоже лежит. И это не работа кураторов — ее бросил один из зрителей. Значит, иронию «Выставки» действительно оценили.

Отправьте нам новость

У вас есть новость или информация для нас? Считаете, что мы могли бы написать об этом? Поделитесь с нами тем, чем считаете нужным, и оставьте координаты для связи, чтобы мы могли уточнить и проверить то, что вы нам сообщили.

«Челябинский обзор» гарантирует вашу конфиденциальность как источника информации, если вы прямо не попросите об обратном.

Мы не обещаем, что ваша информация обязательно станет поводом для публикации, но обещаем, что проверим со всей серьезностью то, что вы нам сообщили.