Игры, в которые играют дети

В Челябинске прошел XXII городской фестиваль театральных коллективов «Серебряная маска»

Ксения Шумина

Можно ли научить ребенка играть? Профессиональные педагоги по актерскому мастерству уверены, что можно. Иначе в Челябинске, наверное, не существовало бы больше семидесяти детских театров. И не было бы фестиваля, аналогов которому практически нет в России.

— Саша, ты помнишь, куда идти? Не бойся, держись за руку,— молодая женщина со строгим, но добрым лицом разговаривает с мальчиком лет пяти. На мальчике костюм... помидора. Рядом с ним — такая же «вишенка», чуть подальше — девочка в старорусском платке: она сосредоточенно повторяет текст. В паре шагов разминаются две школьницы постарше —на них нечто среднее между гимнастическими купальниками и костюмом Пьеро. Тут, за кулисами Дворца пионеров, очень весело: все готовятся к гала-концерту фестиваля детских театральных коллективов «Серебряная маска». Он проводится в Челябинске уже в 22-й раз.

В Челябинске сейчас около 70 школьных театров, а есть еще и студии при детских садах

— Ни в одном городе России такого фестиваля нет, — уверяет нас член жюри «Серебряной маски», режиссер небезызвестного театра-студии «Манекен» Владимир Филонов. — Считаю, что сегодня он достиг такого уровня, что о нем можно и нужно говорить на общероссийском уровне. Судите сами: в Челябинске сейчас около 70 школьных театров, а есть еще и студии при детских садах. Да, это принято называть самодеятельностью, но не надо забывать, что школьный театр ставит педагогические цели: дает возможность неформального общения, прививает уровень вкуса к литературе. Нам, профессиональным режиссерам, ведь очень важно, чтобы рос зритель, который разбирается в театре.
— Кто же занимается подготовкой актеров в школьных театрах, кто ставит спектакли?
— Сейчас в Челябинске примерно 15 педагогов, которые занимаются школьным театром и делают это на очень высоком уровне, — говорит Филонов. — И связано это как раз с тем, что в свое время система Дворцов культуры и любительских театров при этих ДК была почти развалена, а многие талантливые педагоги перешли как раз в школьные коллективы.

У «Серебряной маски» восемь номинаций

В этом году жюри вполне себе по-взрослому посмотрело 69 детских спектаклей. Номинации — «современная драматургия», «авторская драматургия», «классический спектакль», «пластический спектакль», «музыкальный спектакль», «кукольный спектакль», «литературный спектакль». На гала-концерте показали лучшие отрывки из восьми постановок. Это и хореографически сложные этюды, и разговорные сцены. Гран-при фестиваля взяли студия «Талант» школы № 13 («Осенняя скука» по Некрасову) и студия «Капитошка» детсада № 477 (постановка «Игрушечная история»). Дети на сцене работают довольно уверенно — сразу чувствуется, что с ними поработали и хореограф, и педагог по сценической речи и актерскому мастерству.

Каждого ребенка так или иначе можно научить играть, уверены педагоги

— Мои отношения с людьми за те три года, что я играю в студии, сильно изменились, — говорит актер студии «Талант» Алексей Дротоиз. Ему 17 лет и он мечтает поступить в «Щепку». Ну или во ВГИК. — Благодаря занятиям актерскому мастерству ты начинаешь лучше чувствовать партнера. В принципе лучше понимаешь людей и живешь уже больше для них. Это очень помогает при коммуникации.

Ребята постарше в процессе учебы в театральных студиях с увлечением изучают драматургию: Чехов, Ибсен, Островский. Самое время — старшие классы. Уже есть опыт, чтобы увидеть в пьесе и подтекст, и надтекст; понять, где герой лжет другим, а где сам с собой идет на сделку. Но есть среди актеров детских театров и совсем «кнопки» — пяти-семи лет. На сцене будто родились — такой органичности любой профессионал позавидует. Но уместно ли тут говорить о мастерстве? Разве могут совсем малыши играть — в том смысле, что это требует перевоплощения? И можно ли их научить этому?

Первый фестиваль детских театров «Серебряня маска» прошел в Челябинске в середине девяностых годов

— Все дети играют, — уверен Павел Егоров, педагог Дворца пионеров, преподаватель актерского мастерства. — Они априори надевают на себя маску — социальную, поведенческую. Я вот нелюдимый, а я вот наоборот — отличник, любимец публики. Они понимают, что взрослые ведь тоже не всегда показывают свое истинное лицо. И когда к педагогу приходит ребенок вот в такой маске, нам надо либо отложить ее на полочку и надеть другую, которая подойдет для роли, либо почувствовать в ребенке настоящую сущность, помочь ей раскрыться. Я на самом деле уверен, что почти каждый ребенок имеет какой-то творческий талант.

В свое время система Дворцов культуры и любительских театров при этих ДК в Челябинске была почти развалена, а многие талантливые педагоги перешли как раз в школьные коллективы.

Талантам очень помогает раскрыться поддержка администрации Челябинска. В 1993–1994-м учебном году, когда Минобром РФ было принято решение о проведении Всероссийского фестиваля детских театральных коллективов, тогда еще отдел образования принял решение о проведении городского этапа с целью выявления претендента от Челябинска. Победителем стал детский театр-студия «Аритмия», со спектаклем «Три песни о любви», который стал участником заключительного этапа в Сочи. Театр вернулся не только с дипломом лауреата, но и с идеей создания городского фестиваля. «Аритмия», кстати, и по сей день бессменный участник «Серебряной маски». И назвать их работы самодеятельностью даже язык не повернется.

«Каждый ребенок решает свои задачи — кому-то перевоплощение в сценического героя помогает перебороть застенчивость и раскрепоститься, а кто-то находит себя: нередки случаи, когда вчерашние участники „Серебряной маски“ выбирают актерское мастерство делом своей жизни», — говорит председатель комитета по делам образования администрации Челябинска Светлана Портье. Что же, даже если не каждый участник «Серебряной маски» получит «Оскара», то как минимум в одном этот фестиваль уж точно поможет детям — скинуть маски со своих талантов и благодаря этому обрести полноту жизни на всем ее протяжении.

Отправьте нам новость

У вас есть новость или информация для нас? Считаете, что мы могли бы написать об этом? Поделитесь с нами тем, чем считаете нужным, и оставьте координаты для связи, чтобы мы могли уточнить и проверить то, что вы нам сообщили.

«Челябинский обзор» гарантирует вашу конфиденциальность как источника информации, если вы прямо не попросите об обратном.

Мы не обещаем, что ваша информация обязательно станет поводом для публикации, но обещаем, что проверим со всей серьезностью то, что вы нам сообщили.