Любовь в эпоху Просвещения

Театр «Манекен» поставил «Галатею Собакину»

Андрей Ткаченко

Ирина Васьковская — хороший молодой модный драматург. Челябинский Молодежный театр в прошлом сезоне уже ставил пьесу «Бог ездит на велосипеде». Режиссер Александр Черепанов, видимо, остался доволен опытом, потому что этой осенью он сделал другой текст Васьковской — на сей раз на сцене «Манекена».

Драматург Ирина Васьковская написала пьесу о мире, где живут сплошные гопники, а просветительством занимаются зверобои вроде главного героя Виктора Собакина и его товарища Аркадия. Режиссер Александр Черепанов воспроизвел все довольно близко к тексту. Актеры неплохо справились с задачей, а зрителям, кажется, понравилось.

Условное будущее на сцене выглядит как темное неуютное пространство, периодически заливаемое очень крутыми видеопроекциями. Герои-гопники носят дутые куртки и кроссовки, просветители — нечто среднее между плащами и кольчугами. Быдло лечат Бродским, Гомером, Пушкиным, «Зеркалом» Тарковского, «Лолитой» Набокова и прочим обязательным набором интеллигентного человека. Режиссер, кстати, довольно иронично решает тему с просвещением — зверобои в буквальном смысле «просвечивают» жертву предметом, похожим одновременно на книгу и планшет.

Виктор Собакин — просветитель, несущий свет знания и культуры гопникам

Виктор Собакин пытается интеллектуально перевоспитать барышню Вику, которая, впрочем, совершенно того не желает. Параллельно у него возникает другая история — Собакин мечтает найти свою Галатею. А еще верит в синдром Мишки-упыря, который после просвещения превратился в красивую девушку. Так и происходит — гопник Саша после порции мировой культуры, закачанной через «просветитель», внезапно обнаруживает у себя красивые округлые женские признаки, густую шевелюру и все остальное. Это приводит к внезапным последствиям — в Сашу влюбляется его давний друг Вася. И Виктор тоже, пораженный сбычей мечты, начинает боготворить вчерашнего гопника, ставшего юной длинноногой Эвелиной. Он одержим, как Пигмалион, и жалок, как Гумберт.

Алена Сергеева сыграла гопника Сашу и прекрасную Эвелину

Бессюжетная драматургия, которая предполагает самостоятельное складывание зрителем смыслового пазла, может очень раздражать. Васьковскую и других молодых драматургов часто обвиняют в бессюжетности, манипулятивности. Но, по сути, они предлагают постановщику почти что чистый лист — историю, которую можно наполнить каким угодно содержанием. Из «Галатеи Собакиной» легко сделать комедию о том, как опасно просвещение, когда им занимаются дилетанты. Можно вспомнить про «Собачье сердце» и сваять драму об опасности евгеники. Но Александр Черепанов, поставив на афишу жанр «кибермистерия», видимо, решил сделать историю любви.

Видеопроекции — важная часть картинки спектакля «Галатея Собакина»

Отдельного комплимента заслуживает игра актрисы Алены Сергеевой: перевоплотиться из угловатого гопника в нимфетку — задача не из простых. Ее партнер Станислав Хомков, в свою очередь, в пятиминутной сцене замечательно сыграл тот волшебный момент, когда человека охватывает любовная лихорадка. Вообще, его герой — наверное, единственный живой человек в этом странном апокалиптическом мире.

Алексей Бутин сыграл Виктора Собакина

Актер Алексей Бутин сыграл Собакина как человека, почти лишенного человечности. Эдакий сухарь, напичканный под самое не могу цитатами, выжимками, философскими сентенциями, но при этом готовый в любой момент усыпить девушку Вику, которая не может фонтанировать тем же самым. Этот пигмалион вобрал что-то от Базарова, что-то, как уже упоминалось выше, от Гумберта, но в отличие от них получился персонажем все-таки комичным. Ироничное переосмысление «героичности» — важный признак хорошей современной драматургии. В мире, где все давно освоено, пережевано, передумано, просто нельзя быть слишком серьезным.

В мире, созданном драматургом Ириной Васьковской, гопники оказываются куда человечнее просветителей

С точки зрения готовности спектакля к показу и способности удержать внимание аудитории можно сказать, что в «Галатее Собакиной» несколько провалено начало — зритель очень долго не может понять, в какой вселенной он очутился, а при таком тексте вникать приходится долго и не без трудностей. Но когда на сцене появляется персонаж Саша, шестеренки сюжета начинаются крутиться быстрее и история по-настоящему затягивает.

Спектакль «Галатея Собакина» предназначен для зрителей старше 16 лет

Черепанов великолепно исполнил визуальное и звуковое решения спектакля. Видеопроекции становятся основными декорациями постановки, а музыка, представляющая собой микс классики и современных треков, создает фон, который, что называется, очень заходит.

Спектакль «Галатея Собакина» теперь в репертуаре «Манекена». Он помечен «16+», так как в тексте есть слова, хоть и не матерные, но все же не совсем приятные детскому уху. Впрочем, чтобы понять, о чем эта кибермистерия, наверное, надо все-таки иметь какой-то культурный бэкграунд, которого лет в 16 чаще всего еще нет. А если вы читали «Лолиту» и претесь от мемов с Бродским — вам наверняка все это очень понравится.