Театр

Ксения Шумина

Обозреватель издания «Челябинский обзор»

Поколение айфонов, футболочек и кроссовок — кто они? Те, для кого собственные самокопания важнее реальности. И когда реальность все-таки начинает вытеснять придуманное, начинается хаос. Новый спектакль челябинского Молодежного театра именно об этом. Во всяком случае, обозревателю «Челябинского обзора» показалось именно так.

Постановка «Бог ездит на велосипеде» визуально напоминает то сториз из инстаграма, то молодежное ток-шоу на каком-нибудь незамшелом телеканале. Все крутится, вертится, сияет, беспрестанно летят реплики, постоянно меняются мизансцены. Учитывая небольшой хронометраж — 1 час 10 минут — и не забывая, что нынешние подростки очень склонны к клиповой системе мышления, можно не беспокоиться, что зрители заскучают. Нет, старшеклассники, коим эта пьеса и эта постановка предназначены, уж точно не начнут зевать. Они будут аплодировать, смеяться и делать фоточки.

Режиссер Александр Черепанов задействовал все возможные инструменты, чтобы по максимуму надавить на сенсорные системы зрителей

Сюжет пьесы, написанной молодыми драматургами Ириной Васьковской и Дарьей Уткиной, довольно прост и прям, потому что дело тут совсем не в истории, а в ощущениях. Текст написан, что называется, очень близко к действительности — герои говорят живым языком. Не уличным, нет — это лексика вечеринки хипстеров, где все дети очень умные, порядочные и, следовательно, страшно рефлексируют от столкновения с не очень-то идеальной реальностью.

Прессинг со стороны взрослых в спектакле показан достаточно нейтрально: это вялый, затяжной сбой коммуникаций

Аннотация самого театра к спектаклю сообщает, что его жанр можно определить как «игру в твоей голове». Что творится в голове у подростка, примерно понятно. В центре сюжета — два так называемых трудных ребенка, Кирилл и Наташа. Первый — классический ботаник в очках, вторая — странная социопатка, тоже в очках, только темных. Ему постоянно снятся кошмары, где самый страшный персонаж — темнота. И не помогают ни магний, ни витамины, ни прогулки на свежем воздухе. Она гуляет по ночам на кладбище и периодически беседует с давно умершим старшим братом. Они не пьют на вечеринках, не интересуются наркотиками и ведут друг с другом бесконечные беседы о смысле жизни, а в конце даже целуются. Не забывая попутно дипломатично ругаться с родителями. Мама и папа, как известно, люди старого порядка: пекутся о заработке, новых автомобилях, о том, как их ребенок будет жить дальше. Скучные люди, одно слово. Да и сверстники не лучше: то пароль от вай-фай не дают (а сидеть в телефоне куда приятнее, чем разговаривать с живым человеком), то новыми кроссовками хвастаются по 10 минут сценического времени. Приземленные личности, что и говорить. Почти как взрослые.

В центре сюжета — два так называемых трудных ребенка, Кирилл и Наташа

Режиссер Александр Черепанов задействовал все возможные инструменты, чтобы по максимуму надавить на сенсорные системы зрителей. Можно сказать, что замысел о том, что человек, сидящий в зале, смотрит на сцену, а заглядывает при этом в голову подростку-интроверту, удался. А в голове этой немного хаос. Действие постоянно сопровождается музыкальным фоном, то тягучим и низким, то резким и раздражающим. Картинка на сцене, как уже говорилось, очень яркая; события сменяют друг друга стремительно, не давая зрителю ни выдохнуть, ни заскучать. Актеры работают очень прилично: в то, что их герои — школьники, легко поверить, а это не такая простая задача на перевоплощение, как может показаться.

Аннотация самого театра к спектаклю сообщает, что его жанр можно определить как «игру в твоей голове»

О чем спектакль? Нам показалось, что, как ни парадоксально, при всей заявке на конфликтность его герои убеждают нас, что нынешние подростки достаточно спокойные. Какие-то в хорошем смысле этого слова травоядные. Они не сбегают из дома, не вступают в открытые стычки. Они послушно работают с психологом, потому что так сказала мама. Они прекрасно осознают, что быть поколением футболочек и кроссиков — наверное, не особенно круто, но достаточно безопасно. Самая большая неприятность, как уже говорилось выше, — обнаружить, что нет интернета и начать общаться с живыми людьми. Впрочем, именно это иногда оборачивается приятными находками. Кстати, прессинг со стороны взрослых показан тоже достаточно нейтрально: это вялый, затяжной сбой коммуникаций. Если и буря, то в стакане воды.

Режиссером спектакля «Бог ездит на велосипеде» выступил Александр Черепанов

Если копнуть тему глубже и вспомнить, какие оценки дают миллениалам многочисленные популярные психологи и психотерапевты, то очень быстро вспомнится, что эти дети считаются самыми счастливыми за последние лет пятьдесят. Не трогайте их — лучше дайте пароль от вай-фай и на всякий случай залогиньтесь под фальшивым ником, чтобы наблюдать их сетевую жизнь. Не заставляйте их нырять в реальность, где скучные взрослые меряются кредитными тачками и офисными должностями. Детям это вредно. От этого у них сразу нарушается адаптация и появляются всякие психологические отклонения. А там, в своей голове, у них целый мир. И любимые люди, и Бог всегда рядом.

Поверят ли в такой мир, сконструированный на сцене Молодежного театра, реальные подростки, которые сидят в зале? Судя по аплодисментам и реакциям на премьерном показе, да. А значит, и режиссер, и авторы, и артисты попали в точку. Велосипедный звоночек звенит не зря.

Нет повестей печальней и прекраснее на свете

В НХТ премьера моноспектакля «Триптих для одной актрисы»

«Семь»: жизнь перед смертью

В театре-студии «Манекен» — премьера по «Рассказу о семи повешенных»

Дневник его жены

В Театре Кукол — премьера: «Мой муж Даниил Хармс»

Плачущие убийцы

В Камерном театре — премьера: «8 любящих женщин»

«Мы рисуем чувства»

В Челябинске на сцене НХТ выступил уникальный коллектив — Театр пантомимы из Еревана, со спектаклем «Игра»

Ольга Пона:
«В искусстве состязательность бесполезна»

Театр Ольги Пона номинирован на «Золотую Маску»

«После школы мне хочется слушать Баха»

В детской школе искусств №12 появился музыкальный театр

Манифест из подвала

В Челябинске прошла X «Арт-сессия»: форум-фестиваль для работников студенческих и народных театров

Театр, который можно только выдумать

В театре «Скарабей» состоялась премьера 25-го по счету спектакля

Кофе, дружба и чулан

В театре-студии «Манекен» — премьера: сборник этюдов по произведениям Сергея Довлатова

Не жалея топлива

В Челябинске при полном аншлаге прошел XIII международный театральный фестиваль «Камерата»

Не судите палача

В рамках фестиваля «Камерата-2017» пермский театр «У Моста» показал спектакль «Палачи»

Когда фашизм бесконечен

В Челябинском театре драмы — премьера: «Мнения сторон»

А подвиг кто будет совершать? Пушкин?

В Камерном театре — премьера: «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Есть билет на балет… а в театр — нет

В челябинском Молодежном театре sold out до ноября

Евгений Гельфонд:

«Мы ищем красоту в самих нас, некрасивых»

Страсти по Достоевскому, внук обжоры и искусство против нацизма

Какие премьеры готовят театры Челябинска осенью сезона 2017/2018

Мнение

Интервью

Популярное