Почему баскетбольное «Динамо» за полгода существования стало командой №2 в Челябинске

Оранжевое настроение

Челябинское «Динамо» завершило первую половину регулярного чемпионата в группе «А» Высшей лиги Чемпионата России по баскетболу. Но самые важные итоги первых месяцев возрожденной команды — совсем не спортивные.

Бутылка кефира, полсезона

Баскетбольный клуб «Динамо», вновь созданный в Челябинске в этом году, закончил первый круг «регулярки» Высшей лиги Чемпионата России в тройке лидеров группы «А», выиграв 14 из 18 матчей, как и его основные соперники из «Строителя» (Энгельс) и саранской «Рускон-Мордовии». Впрочем, южноуральцы вполне могли бы и вовсе быть единоличными лидерами — как минимум пара поражений были совершенно необязательными — динамовцы, будучи выше классом, скорее сами отдавали победу соперникам в руки.

С одной стороны, нельзя не признать, что для созданной «с нуля» команды результат очень хороший. С другой — этот результат лишний раз подчеркивает не самый высокий общий уровень Высшей лиги. Не то, чтобы прямо-таки «первенство водокачки», но и не так далеко от него.

Впрочем, спортивный результат — вещь важная, но далеко не единственная, которая серьезно отличает «Динамо» от прочих челябинских команд в игровых видах спорта.

Люди, деньги, обстоятельства

Запуск нового проекта, тем более такого, как профессиональный баскетбольный клуб — это всегда сочетание сразу нескольких основных факторов: люди, деньги, интересы, ресурсы, обстоятельства. В случае с созданием (или воссозданием на месте некогда крепкого «Динамо-Теплостроя») все обстояло примерно следующим образом:

С одной стороны — вице-губернатор Челябинской области Николай Сандаков, для которого баскетбол не просто предмет спортивного увлечения, но и административного опыта — будучи жителем Астраханской области, Сандаков в весьма молодом возрасте уже возглавлял местную федерацию баскетбола, и, переехав на Южный Урал, явно искал себе полезное и позитивное занятие помимо политтехнологическо-чиновничьей рутины.

С другой стороны — Максим Перцев, носившийся с идеей возрождения профессионального баскетбола в городе, который имеет неплохую базу — спортшколу олимпийского резерва, но не имел возможности выхода этих ребят в профи.

С третьей стороны — серьезные мужчины из облсовета «Динамо» (организации, традиционно курируемой правоохранительными органами и спецслужбами), которые не возражали против возвращения в город профи-баскетбола под их «брендом». Тем более, что и Сандаков не так давно стал зампредом областного совета «Динамо».

С четвертой стороны — «Ариант» и «Фортум», организации, в силу определенных политико-экономических причин готовые тратить невеликие по их меркам ресурсы на поддержку совместного начинания влиятельного в политическом плане чиновника и серьезных мужчин из силовых структур.

Все эти люди, желания, возможности, обстоятельства и взаимные интересы в итоге сошлись воедино, и родили муниципальный баскетбольный клуб «Динамо», заявившийся для выступления в Высшую лигу чемпионата России.

Вы просто поверьте, а поймете потом

Еще один фактор, серьезно отличающий «Динамо» от большинства профессиональных клубов Челябинска — очень умелая работа по продвижению всего проекта. Скорее даже уместно говорить о том, что одной из изначальных задач было создание не только команды, но и продукта — позитивного, привлекательного, продаваемого.

Да, конечно не обошлось без админресурса — пиаром баскетбольного «Динамо» непосредственно и плотно занимается отдел спецпроектов администрации губернатора региона, креативящий со страстью и выдумкой, и пресс-служба клуба, неутомимая и профессиональная. А возможности и активное личное участие в делах клуба вице-губернатора Сандакова позволяют лишний раз привлечь внимание региональных СМИ, важных персон, которых в большом количестве видят на матчах. К этому стоит добавить пиар-акции наподобие матча против «сборной Челябинска», в составе которой выступали известные в городе спортсмены, политики, бизнесмены и журналисты, а также приезд в гости к клубу знаменитого баскетбольного тренера Евгения Гомельского.

Во многом помогает продвижению то, что игроки «Динамо» — нормальные, открытые, улыбчивые парни, пока не избалованные деньгами и славой, и хорошо понимающие значение пиара.

В том, что у такого продукта есть потенциальные покупатели, убедились быстро — после первого же проведенного летом любительского турнира по стритболу, на который собрались (поиграть или посмотреть) сотни людей. В этом нет ничего удивительного — СДЮСШОР выдает на-гора не только профессиональных баскетболистов, но и просто людей, на всю жизнь влюбленных в эту игру. Таких в Челябинске — тысячи.

И, как выяснилось, они готовы платить за зрелище под названием «профессиональный баскетбол» — решение отказаться от «халявы» для зрителей и продавать билеты пусть за небольшие (от 50 до 200 рублей), но все же деньги стало абсолютно верным. И потому, что, приучив один раз к халяве, зрителя потом от нее не отучишь. И потому, что клуб должен что-то зарабатывать сам, доказывая свою востребованность рублем. Полные залы зрителей на домашних матчах, и клубная атрибутика (в приличном ассортименте), которую раскупают, как горячие пирожки — лишнее тому доказательство. Скромный зал дворца пионеров имени Крупской вмещает человек 500, но нет никаких сомнений, что при бесплатных билетах «Динамо» вполне могло бы постоянно собирать на свои игры тысячи по полторы человек.

На щите и под щитом

Впрочем, ничего из вышеперечисленного не сработало бы, не показывай игроки «Динамо» яркую, эмоциональную, зрелищную игру. В команде собраны игроки заметные, и в то же время совсем не похожие друг на друга. Манеру, игровой почерк каждого из динамовцев легко запомнить, и даже если их одеть в другие майки — они все равно будут выделяться, как реактивный разыгрывающий Алексей Осокин, специалист по дальним броскам Алексей Перцев, «большие» Андрей Малышев и Кирилл Епанов, самоотверженный «заводила» Роман Пахнюк, монументальный и универсальный капитан Максим Баранов, да и все остальные.

У тренерского тандема динамовцев Дмитрий Лебенков — Александр Михайлов задача не из простых — соединить это разнообразие в цельную игровую систему, давая возможность каждому проявить свои лучшие качества и скрыть недостатки.

А недостатки эти — продолжение достоинств. Главный из них — нестабильность и эмоциональность, частенько зашкаливающая настолько, что мешает принимать верные, рациональные решения по ходу игры. Особенно часто это случается, когда команда ведет очков 10-15, но вместо того, чтобы спокойно «засушить» игру, несется вперед, но не как «победная стая», а словно свора молодых щенят, бросившаяся за кинутым в сторону шариком — мешая друг другу. В итоге — глупые потери, промахи из легких позиций, сбивание на индивидуальные действия вместо командной игры, и лишние нервы в концовках, хотя зрителям на трибунах так даже больше нравится.

С большинством команд группы «А» Высшей лиги эти недостакти «проканывают» — слишком невысок уровень соперников. Но встречи с прямыми конкурентами за лидерство, «Строителем» из Энгельса и «Рускон-Мордовией» из Саранска — командами, в общем-то средненькими, но крепко сбитыми, организованными и упертыми — проявили все недостатки словно лакмусовая бумажка. Поражения от них — не случайность, а вполне себе закономерность. И с этим надо что-то делать — в плей-офф таких вольностей точно не простят. Как и в суперлиге, куда «Динамо» наверняка заявится в будущем сезоне.

Ну, а потом — суп с котом!

Сегодня, спустя полгода с момента создания челябинского «Динамо», уже можно констатировать: проект состоялся и уже вполне успешен. Конечно, и команде, и клубу в целом еще предстоит пережить «болезни роста». Но если сохранится тот позитив, креативность и любовь к своему делу, что присутствуют в клубе сейчас, за его будущее можно быть спокойным. А если еще и новый игровой дворец построят, как собирались...

Комментарии