Ради этих картин стоит сходить в музей

Шедевры, которые нужно увидеть в Челябинске

Андрей Ткаченко

В Челябинском музее изобразительных искусств выставлены картины из Государственного музея истории религии. «Челябинский обзор» выбрал несколько шедевров мировой живописи и немного узнал об их истории и сюжетах.

В семье Девы Марии и плотника Иосифа Иисус появился на свет. Земная семья стала Святым Семейством. В размышлениях мистиков и поучениях церковных проповедников она превратилась в этический идеал для реальной земной семьи. Святое Семейство рассматривается богословами как Земная Троица, отражение Троицы Небесной.

Святого Иосифа богословы трактуют как олицетворение Бога-Отца, Иисуса — как Сына, посланного в мир, Деву Марию — как олицетворение Святого Духа, ибо она есть «живой храм». Особое почитание Святого Семейства в католицизме, в частности, связано с тем, что этот один из самых популярных сюжетов в западноевропейском искусстве тесно связан в народном благочестии с поклонением Младенцу Иисусу.

Джироламо Денти провел в мастерской Тициана всю свою жизнь как скромный и верный помощник. Он настолько хорошо усвоил манеру и живописные приёмы своего учителя, что Вазари называет его «Джироламо ди Тициано», а биограф Тициана Ридольфи пишет, что тот не смог бы довести до конца многие картины, если бы не помощь учеников, в особенности Джироламо, многие картины которого сходили за работы самого маэстро.

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем
Франческо Паскуччи (1748, Турин — после 1803, Рим)
Римская школа, 1782 г.
Холст, масло

Традиционная со времен Возрождения и Рафаэля иконография сюжета и стилистика в духе неоклассицизма Помпео Батони говорят о Франческо Паскуччи как представителе нового течения в римском искусстве конца XVIII века. Очевидно, что Паскуччи в качестве образца использовал картины Помпео Батони на сюжет «Святое Семейство».

Самой близкой по композиции и классицистической трактовке является картина Помпео Батони «Святое Семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» 1777 года. Однако здесь сцена показана в интерьере, в то время как Паскуччи изображает её в пейзаже, как это делали итальянские мастера, начиная с Возрождения и Рафаэля.

Пейзажный фон — морской вид с башней и аркадой — повторяется в двух картинах Паскуччи «Прибытие Елены в Трою» и «Батальной сцене» («Битва у Пизы»). Картины также подписаны и датированы 1788 годом. На пейзажном фоне всех трех картин изображено устье реки Арно и галеры с крестом города Пизы.

Монах и монахиня
Неизвестный голландский художник XVII в.
Холст, масло

Сюжет картины являет любопытный пример светского переосмысления благочестивой истории. В основе лежит рассказ о так называемом чуде в Харлеме, согласно которому монахиню, обвиненную в тайном рождении ребенка, должен был подвергнуть испытанию монастырский священник. Дабы удостовериться, не является ли она кормящей матерью, он дотронулся рукой до ее груди, но вместо ожидаемого молока брызнуло вино. А поскольку оно является одним из элементов таинства причастия, то это доказывало не только ложность обвинения, но и глубокую веру монахини.

Однако со времени Реформации в Голландии этот сюжет стал наполняться сатирическим содержанием.

Тайная вечеря
Германия, XIX в.
Холст, масло

Традиция изображения Тайной вечери появилась в раннехристианские времена. Обычно изображаются двенадцать апостолов во главе с Иисусом Христом, празднующие ветхозаветную Пасху. Такие картины до сих пор помещают над Царскими Вратами в церкви.

На Тайной вечере Христос установил обычай причастия вином и хлебом (Кровью и Телом), установил Новый Завет в ознаменование появления Христианской церкви. Сюжет имел широкую популярность в искусстве Ренессанса, который уделял особое внимание изображению Спасителя.

Искусство Западной Европы дало множество устойчивых композиционных схем на данную тематику, особенно распространенных в XIX веке. Это связано с возросшим интересом к самой личности Христа, вызванным появлением многочисленной религиозной литературы мистического характера

Сама символика Тайной Вечери и евхаристии (причастия) тесно связана с религиозной символикой и традициями Ветхого Завета. С древнейших времен у многих народов практиковались священные братские трапезы — единение людей друг с другом и с Богом.

Подобно тому, как во время принятия пищи человек причащается с силами природы, так и в евхаристической трапезе верующие приобщаются к Христу, образуя через Него и в Нем одно тело и одну душу.

Отправьте нам новость

У вас есть новость или информация для нас? Считаете, что мы могли бы написать об этом? Поделитесь с нами тем, чем считаете нужным, и оставьте координаты для связи, чтобы мы могли уточнить и проверить то, что вы нам сообщили.

«Челябинский обзор» гарантирует вашу конфиденциальность как источника информации, если вы прямо не попросите об обратном.

Мы не обещаем, что ваша информация обязательно станет поводом для публикации, но обещаем, что проверим со всей серьезностью то, что вы нам сообщили.