Очевидное маловероятное

Каждый дышит, как он слышит. И отдыхает тоже. Предвзятое мнение, что у преподов счастливая жизнь потому, что отпуск три месяца — мало соответствует действительности. Пока трудоголики и созидатели блага земли русской осваивают куршавельские и флоридские окрестности, книжные черви и библиотечные крыски готовят курсы на следующий семестр. Так вот, довелось мне намедни к очередному курсу готовить анализ «Стратегии национальной безопасности», коей нас порадовало правительство 31 декабря. Презабавный документ.

Начнем прямо с названия. Национальной — это чьей? Даже в совке говорили, что благодаря Дзержинскому и Берии сложилась новая наднациональная общинность «советский народ». Но — не нация. За прошедшие 25 лет странное в начале 90-ых слово «россияне» стало полноценной нацией. И любим мы теперь друг друга так, что от засосов аж десны болят. Еще бы. Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Кремле. И оно понятно. Доля безвозмездных поступлений в бюджеты Ингушетии, Дагестана, Чечни из федерального центра (т.е. из нашего с вами кармана) от 80 до 90%. Причем 50% из них идет на содержание региональных госслужащих.

Второе ключевое слово — безопасность. С государствами ведь как с людьми. Кто-то строит стратегию развития и достижения, кто-то — безопасности. По принципу «не до жиру». Абы хуже не вышло. Лучше-то точно не будет. А если будет, то не нам. Кругом враги. Даже не враги — упыри. Спят и видят, как нагадить и подорвать духовность. Сидит себе тупая американская домохозяйка, про то, что Наполеона разгромили США, причем на собственной территории, не сомневается. Про Россию помнит что-то из масскульта времен Рейгана и «Красной жары», но что-то замышляет. И внутренние недобитки имеют место. Которых, как известно, резать к чертовой бабушке, не дожидаясь перитонитов. Тут разумеется не о развитии, а о безопасности надо думать.

Перейдем к непосредственному содержанию документа. Про армию, экономику не буду. Там общие бла-бла-бла и никакой конкретики. Оно понятно. Деньги любят тишину, а тут такой публичный источник. Зачем карты открывать. Как в том анекдоте про психбольницу. «Рыба в унитазе есть? Нет. Выписываем, вылечен. Что я, дурак, рыбные места выдавать?» И вообще, сие не нашего убогого ума делишки. На то Ротенберги есть.

Нам, гуманитариям, как-нибудь  с базовыми постулатами бы разобраться. Базовыми — это про культуру. Это в финансовых вопросах про нее всегда на последнем месте и по остаточному принципу. Но это когда бабло пилить. А для сохранения власти — так это самый цимес. На самом деле определение того «Как мы будем делить наши деньги?» зависит от базовых культурных установок. Ну, типа, граждане «твари дрожащие или право имеют». Или «Что первично в человеке — материя или дух?» На самом деле все наши споры о политэкономических частностях, если всмотреться, всегда споры о ценностях понимании природы и сущности человека и задачах общества и государства.

Что там у них в бездуховных Европах: «Задача государства — обеспечить достойный уровень жизни ныне живущих граждан». Никакого духа, никакой великой цели. Дешевый тупой животный материализм. То ли дело мы читаем: «Приоритет духовных ценностей над материальными». Традиционно. Со старца Филофея и Федора Михайловича. Да что там — с Платона. И, главное, все ведь согласны. Ну, брюхо или дух? Однозначно.

Хорошо, что разбор «Стратегии» у моих студентов идет после Двухлетней «Истории политических учений». И хотя бы две основные историко-политические линии они должны помнить. Первая — Платон, и далее все утописты от Мора до Маркса с поиском Царства Божьего и высокой духовностью. Вторая — аристотелевская, которая подразумевает, что дух, конечно, выше, только это личная проблема человека. И не дело завхоза (а именно так у них понимается государство) в эти самые проблемы лезть. Более того, этих менеджеров, по определению заточенных на прибыль-убыль и «как бы побольше отжать», к регулированию личной духовной жизни индивидов вообще допускать нельзя. Их ведь дело что? Организовать приличные условия для развития личности. Всё. Что-то по пути себе организуют, нормально. Лишь бы меру знали и три шкуры с подконтрольного населения не драли.

Вообще, бинарное противопоставление материи и духа есть исключительно европейская заморочка. Ни индийцам с их йогическими практиками, ни китайцам с их культом предков неведомая. Почему это случилось в период греческого чуда? Так рождение научного подхода. Научное мышление в принципе склонно к максимальной схематизации. Разложить неподдающуюся анализу действительность по полочкам. Желательно, для простоты, на две. И тут уже разбирать. Для определенного этапа очень полезно.

Идеи были подхвачены сначала гностиками с их закрытыми орденами посвященных и приобщенных, а от них — их учениками, ранними отцами Церкви. В крайних вариациях типа манихейства и выросшего из него Катарства вся материальная сторона жизни вообще объявлялась злом. В официальных церквях не так жестко, но тоже произошло тотальное подчинение материальных ценностей духовным. У католиков в виде теократии, инквизиции и ее костров, которые, конечно, благо для сжигаемого, потому что спасают душу и даруют возможность попасть в Царство Божие. У православных в виде Симфонии с практическим превращением Императора в главу церкви.

Но уже с 16-17 веков концепция дает сбой. Наиболее ярко это видно у Декарта и прочих дуалистов, которые так и не смогли объяснить очевидную связь между духом и материей. Параллельно появляется концепция неотъемлемых естественных прав человека. Большинство из которых, кстати, были вполне материальны, но трактовались как духовные ценности.

Общепринятым постепенно становится взгляд на человека как на материально-духовное единство со всем вытекающим. Апогей ознаменовали работы Фрейда и Вебера. Психологическая и духовная сторона нашей жизни сложно, но все же определяются материальной, и в свою очередь определяют его настоящее и будущее. Примат материальной ли, духовной ли стороны органичных единств под названием человек и общество одинаково вредны для общества. Более того, на государственно-социальном уровне ведет к схожим последствиям. Ни вектор, ни чистота намерений в данном случае не имеют значения.

Высшая идея моментально монополизируется власть имущими. Служение идее приравнивается служению элитам. Далее фуконианские «Тюрьма-психбольница-школа» как орудия государственного воспитания духовности. Восприятие подданных не как безусловной ценности, а как массового расходного ресурса (бабы еще нарожают) в вечной борьбе за Идею. Потом тоталитаризм, неизбежно приводящий в современных условиях к замкнутости и изоляционизму, утверждению всеобщего рабско-холуйского начала, отток мозгов и, как следствие, общественная задержка в развитии.

Все это стало очевидным европейским экономическим и политическим элитам еще в конце позапрошлого века. Именно тогда они начали постепенно отходить от жестких методов контроля за нравственностью и насаждения традиционных ценностей. Последствия этого мы, кстати, сегодня наблюдаем в Кельне как полную неспособность ассимилировать внутри себя представителей культур тоталитарно-архаического периода. Но это болезни роста. Просто придется признать, что подходы и блага европейской цивилизации эффективны только по отношению к ее собственным представителям.

Нас, как вы помните, миновала чаша подобного просветления (в иных вариациях разложения) элит. В 90-ые, правда, был проблеск, но это отнюдь не из-за их мудрости. Налицо элементарная растерянность и неспособность государства контролировать процессы. Но вот государство окрепло и опять открыто заявляет права на наши души. И опять мыслит в бинарных категориях противопоставления духовных и материальных ценностей 150-летней давности. Похоже, эти уроки мы прогуляли. А жаль.

Начал слегка обсуждать все это с наиболее активными студентами в группе ВКонтакте и прочел их трактовку базового месседжа Национальной стратегии. «Материальных ценностей от нас даже и не ждите. А вот вашими духовными мы займемся с особым пристрастием». Грубо и цинично. Все-таки портит нашу молодёжь высшее образование. Недоработочка тут в стратегии имеется. Как там у верного слуги отечества: «Уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь».

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное