Оптоклоны

Оптические клоны сокровищ Гохрана выставлены в Историческом музее Южного Урала

пресс-служба Исторического музея Южного Урала

Челябинцы первыми в России увидят суперреалистичные трехмерные клоны сокровищ, которые никогда не покидают стен Кремля. Уникальная дорогостоящая технология позволит насладиться полным эффектом присутствия драгоценностей. Это куда проще назвать магией, чем наукой.

Однако это — научные разработки и, что особенно приятно, разработки российские. Голограммы изготовлены по методу российского ученого Юрия Денисюка, и они настолько фантастичны, что поражают воображение. Вице-губернатор Вадим Евдокимов, приветствуя собравшихся, признался:

— Помня о том, что предметы, хранящиеся в Гохране, не покидают стен Кремля, становится особенно приятно, что у нас, впервые в России, есть такая уникальная возможность — увидеть эти изделия в таком формате, как оптоклоны. Поверьте, у меня и у всех, кто уже посмотрел выставку, возникло полное ощущение, что все эти предметы находятся прямо здесь, что это не какая-то голограмма.

Вице-губернатор Вадим Евдокимов

Татьяна Палагина, первый заместитель директора музея рассказала об истории этой уникальной выставки:

— Эта выставка приехала к нам из Москвы. Здесь представлены 11 ультрареалистических полноцветных голограмм. Они существуют только в том количестве, что выставлено у нас сегодня. Больше в мире таких предметов не существует. Это единственная коллекция. Она создана на основе разработок наших ученых, в частности, [профессора Юрия] Денисюка из Санкт-Петербурга, из Государственного оптического института. Коллекция экспонировалась единственный раз, в Москве, перед членами правительства. Дмитрий Медведев, после знакомства с экспонатами, сказал, что это должны видеть люди. И первыми такими людьми стали жители Челябинска.

Первый заместитель директора музея Татьяна Палагина отвечает на вопросы журналистов

Почему выставка приехала именно к нам? Я полагаю, наш музей заработал авторитет в качестве надежного партнера, которому можно доверить самые ценные предметы. Вторая причина в том, что с переездом в это здание у нас появились условия для экспонирования самых разнообразных, в том числе очень ценных предметов. Эти голограммы представляют из себя большую ценность, они застрахованы на крупную сумму в долларах, которую я не уполномочена озвучивать. Они должны содержаться в особых условиях, при определенной влажности и так далее. Это очень сложная технология. Эти произведения изображают предметы из коллекции Алмазного фонда Гохрана России, и это не просто объемные изображения. Когда посетители подходят к ним, то видят сверкание каждого драгоценного камня, каждого бриллианта, который переливается, как подлинный, всеми цветами радуги.

Руководитель Гохрана России Андрей Юрин

Выставка проходит по инициативе руководителя Гохрана России Андрея Юрина, который рассказал, почему именно челябинцы первыми из россиян увидят это чудо:

— На выставке Алмазного фонда хранятся уникальные самородки, которые были найдены в Миассе, включая самый большой из найденных самородков золота. То есть Гохран связывает с Челябинской областью давнишняя история.

Владимир Богдановский

— У нас, музейщиков, были некоторые опасения, — рассказал директор музея Владимир Богдановский. — В этом зале представлены подлинные предметы [работы златоустовских мастеров], и мы не знали, как они будут сочетаться с оптическими иллюзиями? Не будет ли между ними большой разницы? Не возникнет ли конфликта? Когда мы продумали, где именно и как мы будем показывать оптоклоны, все световые и цветовые решения, когда открыли эту часть выставки, то обнаружили, что все живо и точно сочетается. Одна экспозиция продолжает другую.

Столичные гости особенно отметили, что интерьерное и световое решение, примененное нашими музейщиками, является настолько удачным, что они будут рекомендовать его и другим площадкам, на которых будет экспонироваться коллекция оптоклонов.

Цветовое решение и освещение выставки гости признали очень удачным

Ценность некоторых экспонатов неочевидна для обычного посетителя выставки. Например, голограмма небольшой серебряной статуэтки «Пастушок» работы фабрики Павла Сазикова. Это имя далеко не так известно широкой аудитории, как, например, имя Фаберже.

— Он был основоположником русского ювелирного искусства, — рассказывает Андрей Юрин. — Удивительна судьба этого художника. Он был крепостным крестьянином и настолько хорошо преуспел в ювелирном мастерстве, что сумел выкупить себя, и его дети продолжили заниматься ювелирным делом. Если раньше через ювелирные изделия передавался аристократизм, то мастерская Сазикова могла сделать пепельницу в виде лаптя или вот такого пастушка.

Русская тема стала настолько свежей струей в ювелирном искусстве, что фабрика Сазикова в 1837-м году получила звание придворного поставщика, а позже завоевала орден Почетного легиона за участие во всемирных выставках в Лондоне в 1851-м году и в Париже в 1867-м году. Стоимость работ фабрики Сазикова сегодня невероятно высока.

«Тройка» — серебряная фигурка работы фабрики Павла Сазикова

Кроме «Пастушка» на выставке представлены еще три работы этой ювелирной фирмы: «Колокольчик», «Тройка», «Пастушок» и серебряный сосуд для питья — корчик. Он использовался для награждения за особые заслуги в тот период, когда система орденов и медалей еще не приняла свой окончательный вид. Также представлены два ордена — Святой Екатерины и Святого Александра Невского, турмалиновый бант-склаваж Екатерины II, одна современная диадема, флакон работы Фаберже и погремушка-свисток с драгоценными камнями, подаренная будущему императору Александру I в детстве.

Профессор кафедры физики Университета ИТМО Сергей Стафеев и руководитель Гохрана Андрей Юрин

«Челябинский обзор» расспросил одного из авторов выставки о том, как ученые добиваются такой высокой степени реализма изображения. Сергей Стафеев, профессор кафедры физики Университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), рассказал о том, как возникает эта иллюзия:

— Любая голограмма — это фотопластинка, которая тупо умеет делать одно: чернеть там, куда свет попал, и не чернеть там, куда свет не попал. Эта фотопластинка ставится между объектом и источником лазерного света. Лазерный свет проходит сквозь фотопластинку, предмет рассеивает этот свет и внутри пластинки взаимодействуют свет, падающий от лазера, и свет, рассеиваемый объектом. Это взаимодействие выливается в такую сетку криволинейных микронных поверхностей, в которых зашифрована вся информация о свете, рассеянном объектом. То есть мы заморозили это световое поле, благодаря которому, собственно, вы сейчас меня видите.

Владимир Богдановский и Сергей Стафеев

Дальше идет мокрый фотопроцесс: проявитель — промывка — фиксаж — промывка, получилось прозрачное стеклышко, которое заклеивается сзади черным фоном. Вы видите эти специальные осветители. Их свет воспроизводит направление лазерного пучка, и когда этот свет взаимодействует с этими миллионами полосочек, то рассеянные лучи расходятся веером, восстанавливая световые, трехмерные и прочие свойства объекта. За счет явления дифракции света. На самой пластинке никаких изображений нет. Вы уже видели, что если взять два источника света, то вы получите два изображения. А если разбить голограмму, то даже в ее кусочке вы увидите весь объект, но с определенного ракурса. Это как раз особенности голографической технологии.

Эффект, получаемый в результате, поражает не только обычного зрителя, но и искушенного искусствоведа.

— Когда эта выставка была представлена в одном из залов большого Кремлевского дворца, среди гостей были руководители основных европейских музеев, в том числе хранители Тауэра, — вспоминает Андрей Юрин. — Я вам скажу, что когда они осматривали оптоклоны, то голограммы вызвали у гостей даже больший интерес, чем те натуральные экспонаты, которые были там представлены.

Выставка будет работать до 17-го сентября в Большом выставочном зале (первый этаж Восточной башни) Государственного исторического музея Южного Урала по адресу: ул. Труда, 100.