«Это все-таки творчество»

Versus battle-2017: культурный максимум массовой культуры

Одним из масштабных медиатрендов 2017 года (а может, и трендов творческих?) смело можно считать баттлы. Словесные поединки рэперов, где те меряются панчами (в вольной интерпретации автора: рифмованными «ударами» — чем остроумнее и больнее, тем лучше). «Версус баттл» — как раз такое место.

На фото: Основатель Versus battle Ресторатор во время поединка Оксимирона и Гнойного.
vladtime.ru

«Баттлы» оказались на слуху по-хорошему год-два назад, хотя как явление в России возникли гораздо раньше. Еще в 90-х, когда рэп-культура нашей страны вставала на ноги, первые «преданные» уже рьяно пробовали себя в рифмованных сражениях. В начале «нулевых» с открытием Hip-hop.ru окрепшие мастера ритмичного речитатива стали практиковать поединки в онлайне. По сути, это и была первая баттл-площадка России: на заданную тему следовало записать трек, как можно сильнее (и искуснее) задеть оппонентов, отправить судьям и ждать, пройдешь ты дальше или нет.

Так продолжалось без малого десять лет, потом онлайн-баттлы приелись, а рэперы все чаще старались схлестнуться один на один в реальности. Ставку делали как на импровизацию, так и на резвость, резкость, способность не облажаться здесь и сейчас на глазах толпы. Одним из первых оффлайн-баттлов можно назвать площадку с непристойным названием из одного слова, которое начинается на «ху» и заканчивается на «якс». В 2013 году возник Versus battle. Чуть позднее — #SLOVOSPB. Кстати, именно два последних ринга на сегодняшний день являются самыми известными и сильными баттл-лигами России.

Почему только сейчас? Ответ следующий: в августе на площадке «Версуса» схлестнулись представители двух сильнейших лиг: Oxxxymiron (Оксимирон), условно выступающий за Versus, и Гнойный (он же Слава КПСС), представитель #SLOVOSPB. Так как Оксимирон до поединка был негласным лидером «Версуса», выигравшим два баттла, «бой» с Гнойным обещал стать историческим (по меркам, конечно, российской рэп-культуры). Фанаты ждали этой битвы год, и к моменту «икс» накал страстей зашкаливал.

Гнойный выиграл с разгромным счетом 5:0. Видеозапись баттла за сутки набрала на youtube более пяти миллионов просмотров (сейчас, кстати, количество переваливает за 29 миллионов), а о «Версусе» написали все: начиная с «Медузы» и «Дождя» и заканчивая Cosmopolitan, «Известиями» и «КоммерсантЪ». Количество подписчиков «Версуса» на youtube «скакнуло», и именно в этот момент рэп-баттлы в России накачали избыточную мышечную массу аудитории, оказавшись в информационной повестке всех мало-мальски читающих новости жителей страны.

Очевидно, что к приезду Гнойного в Челябинск в ноябре этого года южноуральцы вполне представляли, кто такой Слава КПСС и чем он «славится». Билеты, впрочем, брали неохотно, и рэпер был вынужден перенести концерт из «Галактики» в клуб Garage. Во время выступления Гнойный заявил, что Челябинск — это столица СПИДа. Аргументов не привел. Зато уже на следующий день получил ответ... от пресс-секретаря губернатора региона Дмитрия Федечкина:

Йо, Гнойный, здесь Челяба, здесь пипл не точит зуб
Скажи нам просто «Сорри за то, что был так груб».
Невежливо, чувак, когда ты рубишь кэш
И там, где рубишь кэш, запиливаешь трэш.

Этот ответ был опубликован в tg-канале «Молнии Дубровского», а уже спустя сутки Федечкин зачитал продолжение в эфире «Business FM Челябинск»:

«Йоу, Гнойный, ты спалился и не уйдешь из вида. Куда ты ни приедешь — везде столица СПИДа! И тут понятно всем — кто в Че или в Екате, — что сам ты инфицирован. Мы вычислили, дядя. Можете передать ему от меня привет. Я могу сказать, что я паял отстойные речитативы для рэпкора тогда, когда его предки только принюхивались друг к другу. Так что ждем „сорянов“ от Гнойного».

Слава КПСС рвение южноуральского пресс-секретаря проигнорировал. А мог бы получиться лихой баттл.

— Именно в 2017 году баттлы как явление стали очень популярны, — отмечает журналист, рэпер, основатель проекта «Вписка» Василий Трунов. — После поединка Гнойного и Оксимирона в августе, в баттлы полезли все: политики, медийные персонажи. Тина Канделаки собиралась на бой с Млечным. Баттл сегодня — это место выяснения отношений.

Стоит отметить, что в youtube-проекте челябинских блогеров «Вписка» последний опубликованный выпуск посвящен как раз Ресторатору (Александру Тимарцеву) — основателю Versus battle. Те, кто уже смотрел выпуск, знают, что в начале 2018 года «Версус» снова планирует войти в рэп-историю — уже не российскую, но мировую. Дело в запланированном на февраль поединке рэперов Гуфа и Птахи — бывших «однополчан» из команды Centr («Центр»). Оба получат за участие беспрецедентные для Versus battle гонорары: Гуф — 2 миллиона рублей, Птаха — 1 миллион рублей. За участие, не за победу. Почему баттл должен войти в историю? Да потому что в мировой практике рэп-баттлов нет таких гонораров в принципе.

Получается, что накопив в 2017 году условный культурный максимум (собрав максимальную онлайн и оффлайн аудиторию за свою историю) Versus battle готов задать новый тренд на год 2018: регулярно и много платить участникам за «бои». Примет ли эта массовая рэп-культура? Безусловно. Надолго ли? Хороший вопрос. Впрочем, пока это все еще творчество. «Скромное и сомнительное, но все-таки творчество», — подчеркивает отец «Версуса» Александр Тимарцев.

Комментарии