Смеркалось. Мама мыла раму…

В Челябинске прошел тотальный диктант

Традиционная образовательная акция «Тотальный диктант» прошла 18 апреля. Мероприятие давно обрело международный статус, и в нынешнем году в нем приняли участие более 100 тысяч человек из 58 стран и 549 городов. С течением времени количество желающих вспомнить золотые школьные годы и хотя бы на мгновение ощутить себя примерным учеником только растет. Не остается в стороне и Челябинск.

belive.ru

Флеш-моб грамотеев

Авторы и устроители этой замечательной акции декларируют благие цели — заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать. «Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием „высокого“, „элитного“, „уважаемого“, — говорится в официальном пресс-релизе, — то теперь потребительская культура изменила ориентиры. „Культурность“ и, в частности, грамотность стали принадлежностью образа неудачника, зануды и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной обязаловкой. Тотальный диктант призван разрушить этот стереотип».

И то верно! Слоняешься ежедневно по социальным сетям и начинаешь испытывать раздражение как щедро разбросанными в публикациях лишними запятыми, так и их отсутствием в нужных местах, неправильным употреблением неопределенной формы глагола и измывательствами над наречиями. «Зануда!» — говоришь себе, но продолжаешь раздражаться и сетовать на низкую грамотность населения.

Посему авторам блестящей идеи можно только аплодировать.

Тексты для диктанта нельзя назвать простыми. В начале кампании десять лет назад использовались фрагменты произведений Льва Толстого, Николая Гоголя и даже Киплинга, но затем тексты стали писать и ныне здравствующие авторы — Дмитрий Быков, Дина Рубина, Захар Прилепин. В нынешнем году на растерзание участникам диктанта свой специально созданный текст отдал писатель Евгений Водолазкин. Оцените фрагмент.

«Время от времени я поднимал глаза от книги и, наблюдая угасание залива за окном, пытался понять, как становятся юристами. Мечтают об этом с детства? Сомнительно. В детстве я мечтал быть дирижёром или, скажем, брандмейстером, но юристом — никогда. Ещё я представлял себе, будто остался в этой прохладной комнате навеки, живу в ней, как в капсуле, а за окном перемены, перевороты, землетрясения, и нет там больше ни сахара, ни масла, ни даже Российской империи...»

Зубодробительный текст, не правда ли? Как следствие, результаты экзамена не вызвали большого оптимизма.

«В пол уха» и другие изобретения

В Челябинске диктант написали около полутора тысяч человек. Это значительно больше, чем в прошлом году. Кстати, в число участников в нашем регионе входили слабовидящие, молодые родители, инвалиды-колясочники и даже иностранцы. Чтобы получить оценку «отлично», нужно было перенести на бумагу начитанный диктором текст без единой ошибки либо с одной пунктуационной неточностью. Отличников в Челябинске в этом году оказалось... лишь двадцать человек (годом ранее их было в два раза больше — сорок).

— Текст довольно сложный даже для меня, дипломированного филолога, — делится впечатлениями участница диктанта челябинка Анастасия Ставрова. — Распознать, где у автора расставлены знаки препинания, часто бывает невозможно. У каждого писателя свой стиль, свой темп и настроение. Запятую или тире он может вставить куда угодно. Это совсем не те диктанты, которые мы писали в школе: «Мама мыла раму» или «Как я провел этим летом», например. Поэтому своей честно заслуженной «четверке» я безумно рада. Могло быть хуже.

Итак, что же вызвало самые главные затруднения при работе над текстом Водолазкина? Согласно опубликованной статистике, 78% ошибок пришлось на наречие «вполуха», 71% — также на наречие «вполоборота» (замер на мгновение автор этих строк: «А правильно ли я сам это написал?!»). Проблемы также возникли со словами «непонятно», «неочевидный» и «невидимый» — около трети участников предпочли разбить их надвое, выделив частицу «не». И это самые массовые зафиксированные погрешности! Количество индивидуальных и оригинальных ошибок подсчитать и вовсе невозможно. Например, в соседнем Екатеринбурге был достигнут феноменальный результат: местный житель — носитель языка, на минуточку, а не иностранец! — умудрился допустить ошибки почти в каждом слове (скриншот текста, пестрящий исправлениями красными чернилами, можно найти в интернете).

Грамотностью по бездорожью

«А зачем все это занудство? — возмутится иной скептик. — Любой текстовый редактор в компьютере исправит все ваши ошибки, а уж от руки давно никто не пишет — максимум подписи в договорах ставят».

Вынуждены согласиться. Современные гаджеты действительно худо-бедно приглядывают за грамотностью набираемых текстов. Но в том-то и беда: технологический прогресс убивает стремление совершенствоваться. Зачем учиться считать, если есть калькуляторы? Для чего познавать правосписание, если автокорректор подберет тебе десять вариантов нужного слова?

Ответ был дан тысячи лет назад: вначале было Слово, и от того, как мы пишем, как говорим и как думаем, зависит и то, как мы живем.

Комментарии