Пена дней

Первый фестиваль напитков на Южном Урале продемонстрировал массовую культуру ответственного потребления хорошего пива и напомнил о проблемах отрасли

«Это наш ответ всяким там Октоберфестам. Импортозамещение в питейной культуре», «Ощущение полной свободы, чувство радости от общения с интересными людьми, чувство приятного вкуса во рту от всех попробованных напитков, эстетическо-музыкальное удовольствие от выступления любимой группы», «Илья Ройтенберг с первого раза подал весомую заявку на лучшее событие даже не года, а последних нескольких лет!»... Это лишь малая часть тех благодарных отзывов, которые собрал Первый фестиваль напитков на Южном Урале, проводившийся в минувшую пятницу и субботу на челябинской базе отдыха «Курочкино». Разбираемся, чем хороши и полезны такие мероприятия.

Ярослав Наумков

Хорошее дело!

Только первый день мероприятия собрал около 3,5 тысячи гостей! Всего же за два дня фестиваля, по подсчетам организаторов, было выпито порядка 10 тысяч литров пива. Немного, учитывая количество гостей, но всё было удачно и в меру.

Возможность попробовать свои сорта пива предоставило 18 пивоварен. Всего было представлено более 27 собственных производителей напитков (кроме пива — квас, медовуха, напиток из шиповника и даже имбирный эль) из 10 городов Челябинской, Свердловской и Курганской областей.

«Мы никогда не сможем сварить идеальное пиво: кому-то нравится темное, кому-то светлое, кому-то с горчинкой, кому-то без — в этом и состоит вся прелесть выбора! Мы хотели устроить настоящее пивное путешествие в одном месте, — делится Илья Ройтенберг, инициатор фестиваля, председатель „Союза пивоваров Южного Урала“, директор „Лаборатории живого пива“. — Для частных пивоварен участие в подобных мероприятиях — это достаточно серьезный поступок: те, кто не боится встать рядом с другими пивоварнями, уверены в своем качестве».

Инициатива проведения фестиваля была воспринята на Южном Урале «на ура» и ценителями напитков, и властями. В областном минсельхозе сразу же подтвердили готовность поддержать мероприятие, отметив его значимость для региона.

А атмосфера была настолько теплая, что создавалось впечатление, будто вместе наконец собрались все старые друзья. Звучали лучшие песни южноуральских рок-групп: «Резиновый Дедушка», «Jet Cadence», «Странствующее Озеро», «Ананасов и Ко», «Друзья Брата Жениха». Гости дегустировали многочисленные сорта пива, медовухи, кваса и вкусные закуски. Фестиваль привлек даже наших казахских соседей, которые специально приехали послушать Юрия Богатенкова и его «Резинового дедушку».

Реальность и мечты

При этом сварить действительно хорошее пиво и реализовать его с адекватной нормой рентабельности, признаются собственники частных пивоварен, в России оказывается очень проблематично.

«Говорить о большой финансовой выгоде невозможно. Технологии, которые мы используем, двухтысячелетней давности — и ничего не поменялось! Качественно сваренное пиво — это продукт достаточно высокой себестоимости. И что обескураживает на протяжении многих лет — откровенная и беспрецедентная борьба государства с пивоварами», — отмечает Константин Яковлев, исполнительный директор пивоварни «Мелиот». — У государства — задача собрать как можно больше налогов и по максимуму учесть количество алкоголя, которое продается. Отсюда все вытекающие контрольные мероприятия. Но надо понимать, что пивное производство и производство крепкого алкоголя — это две совершенно разных вещи«.

По словам эксперта, исходя из того, что себестоимость пива и так высока, шаги государства приводят только к тому, что ценник качественного напитка постоянно растет. Сегодня цена такого в рознице в среднем — 160 рублей за литр, и она уже неподъемна для многих россиян. Следовательно, люди начинают уходить в более низкий ценовой сегмент, отдавая предпочтение менее качественным напиткам.

«Мы хотим, чтобы государство поняло специфику технологии небольших пивоварен. Есть большое производство, и оно значительно отличается от того, что делаем мы. А шаблонность подходов убивает отрасль», — настаивает Константин Яковлев.

По словам Ильи Ройтенберга, местным пивоварам еще крупно повезло, что пока под санкции не попал ни один компонент, который используется для пивоварения:

«Мы часто используем зарубежное сырье. После революции пивоваренный ячмень был фактически уничтожен в пользу другого вида ячменя, которым кормили скот», — напоминает он.

«Мы прививаем культуру пития, которая в большинстве своем в стране отсутствует. Так как мы производим пиво в достаточно высоком ценовом сегменте, то таким образом отсекаем молодежь, — поясняет Константин Яковлев. — Наш потребитель — это люди состоявшиеся и понимающие, ради чего они пьют этот напиток. Когда человек придет к пониманию того, что алкоголь предназначен не для того, чтобы напиться, а для того, чтобы получить удовольствие, думаю, тогда все станет на свои места. Качественные напитки можно попробовать и в Челябинске, не выезжая ни в Германию, ни в Чехию!»

Начало большого знакомства с народными напитками Южного Урала положено. А, как известно, хорошее начало — половина дела. И производители напитков, и гости фестиваля, судя по шквалу отзывов в соцсетях, с нетерпением ждут продолжения.

Комментарии 0