О чем говорят преподаватели

«Школьный учитель обладает властью,
о которой премьер-министры могут только мечтать»
(У. Черчилль).

Осень, листья жгут корабли, а у преподавателей первые после каникул посиделки с коллегами по кафедре. Чаек, кофеек, плюшки. И разговоры.

vrtfond.ru

Про то, как кто провел лето, заморским загаром нынче не то, что давеча, блистают единицы. Оно и понятно: «денег нет, но вы держитесь».

Про то, чтобы вместо того, чтобы готовить лекции, опять нужно переделывать все учебные программы под какой-то очередной никому не нужный стандарт.

Про то, что реальная нагрузка опять выросла и, что характерно, за те же нищенские копейки.

Про тех, кто не выдержал издевательств, прилагаемых к высокому служению, и, послушав премьера, свалил торговать грелками для пупка и яйцеварками на одно яйцо.

И, конечно, по старой интеллигентской привычке, о том, что же будет с Родиной и с нами.

Народ как-то сразу поделился на два лагеря — негодующие пессимисты (те, что помоложе) и смирившиеся пофигисты (те, что постарше). По логике вроде не хватало восторженных оптимистов, ну так откуда им взяться — осень...

Тон задавали молодые, рьяные. Сарказм аж хлестал. И про честность премьера, который наконец-то открыто дал понять, чего стоит вся эта педагогическая шелупонь. И про единый учебник истории, о том, что СССР, как теперь неоспоримо доказано на основе анализа путевых заметок путешествия Ивана Грозного из Петербурга в Москву, ни на какую Польшу в 39-ом вместе с фашистской Германией не нападал, а просто помогал братскому народу. А то, что поляки этого не осознали — так дебилы, чё. Вот и допрыгались до Катыни. Кстати, для тех, кто сомневается, это неплохой намек.

Им про вроде как добрую весть — брошенную кость, замену Ливанова на Васильеву, так и тут недовольны. Давай про то, что хрен на редьку менять только время терять, и им такая кость в глотку не лезет.

И сталинистка-то она, а потому будем учиться по краткому курсу истории ВКПб, «Вопросам языкознания» и объявим генетику с кибернетикой, а пуще всякую социологию продажными девками империализма. Ибо это и есть образцы эффективного менеджмента.

И православная-то она «на всю голову». Так что ежеутреннее исполнение «Отче наш» и «Боже, царя храни» нам вместо теоретической механики, сопромата и лингвистики.

И опять про пионеров, куда идти которым давно сказала гениальная Раневская.

И про неизбежное поствыборное сокращение бюджетных мест, объединение (то бишь секвестирование) ВУЗов, неизбежности курса «все, кроме детей депутатов и чиновников — в ПТУ».

Короче, правды нет, известий нет, есть труд на благо Ротенбергов и Сечиных за три копейки. И хоть тушкой, хоть чучелом, но надо ехать. Потому как у государства с такой политикой в образовании нет будущего, а у наших детей — нет шансов.

Тут уж и старшее поколение с высоты своего опыта подключилось. Да полноте истерить-то. Грош цена всем вашим кабинетным протестам. Все, кто мог свалить (преимущественно технари), свалили. И занимаются наукой в тех странах, где это можно и востребовано. А вы-то кому нужны, гуманитарии штопаные? У вас же вся работа на языке и культурном контексте построена. Не впишитесь вы в их дискурс. Так что — только посуду мыть. Скатертью дорожка. Кто хочет. Остальные сидите и не рыпайтесь. И учите детей по единому учебнику. Неважно, истории или литературы.

Мы вон, тоже все так учились. И что? Нормальный преподаватель, даже действуя исключительно в рамках официальной программы, сумеет донести до ученика все, что хочет. Намеками, поворотом головы, усмешкой, взглядом, ссылками. Подбором и последовательностью фактов, наконец. Это умудрялись делать и в совке, а уж сейчас, при наличии Интернета... Просто даешь рекомендации проанализировать лживые измышления русофоба Пайпса о русской истории. И все. Как сейчас помню, лекции про человеконенавистническую философию Ницше или упадочническую поэзию Серебряного века где-то между Горьким и Демьяном Бедным.

То, что дойдет не до всех — так и не надо. До всех всё равно никогда не дойдет. Нормальный преподаватель все равно работает на 10, максимум 20 процентов вопрошающих, у которых живой интерес в глазенках. Остальные — шлак. Вперёд, в секцию спортивного мордобоя, военное училище и на концерты Лепса со Стасом Михайловым.

Зато наша система позволяет преподавателю легко выполнять свою вторую основную социализирующую функцию. Ребенок получает правильное представление о сложившейся в современной России системе общества и правилах игры в ней. Понимает, что любая история, преподаваемая в школе — всегда служанка господствующих элит и призвана выполнять функцию оправдания их права на организованное ограбление и насилие по отношению к податным слоям населения. Что есть и другие концепции, где все сложно и неоднозначно. Но публично говорить о них на пионерско-комсомольско-партийном собрании не стоит. Это удел и тайное наслаждение тех, у кого есть мозг.

И в заучивании наизусть «Утра в рабочей слободке» из Матери на фоне беглого упоминания блоковских Скифов нет ничего ужасного. Нормальный учитель сможет сделать это так, что первое будет вызывать рвоту, а второе — восторг. А дальше уже всё сами.

Неважна не только программа, а даже набор изучаемых предметов.

Если теологию читает такой, как диакон Андрей Кураев — от нее в миллион раз больше пользы для понимания истории, культуры, общества, формирования научно-критического мышления наконец, чем от любых курсов, которые преподнесут какие-нибудь Мединские или Лысенки.

Название курса столь же неважно, как и название диссертации. Важно, кто научный руководитель. Если это Лосев или Аверинцев — это одно. Если специалист с базовым образованием по хоровому пению, всю жизнь протиравший юбку в комитетах комсомола и околовластных предбанниках для челяди — другое. Я, например, вообще, без выписки из диплома не помню, как называлось то, что нам читали Бибихин, Иванов, Мелетинский, Гуревич. Помню только их, и все, что потом сам прочитал благодаря их лекциями. И то, что стал после них совсем другим. Также как перед этим стал другим после первой учительницы Долорес Ильиничны. Или гениального учителя математики, фамилии и имени которого уже, к сожалению, не помню. Но именно он для моего мировоззрения и формирования профессиональных навыков сделал в сотню раз больше, чем все преподаватели гуманитарных наук моей школы, вместе взятые. Сколько бы и какие бы курсы ни читал преподаватель, он все равно читает один мега-курс — себя, любимого. Как там у Маяковского: «Я — поэт, об этом и пишу, этим и интересен».

То, что наверху не Сократы и Софьи Ковалевские, может возмущать только совсем юных романтиков. В институте Гэллапа давно выяснили: чтобы победить, IQ кандидата в президенты не должен превышать IQ средней американской домохозяйки. А они вообще уверены, что США разгромила Наполеона, причем на своей территории.

Так что наши губернаторы не оригинальны. Во власти всегда либо львы (силовики с одной извилиной от каски), либо лисицы (торгаши с примитивным мышлением уровня умного кролика, который знает, как лучше всех спереть самую вкусную морковку), там скрипач не нужен. Где вы видели большого ученого или гениального педагога — министра образования или науки? У них функционал разный. У одних — мыслить и учить мыслить, у других — обеспечивать государству послушное дисциплинированное население и пушечное мясо в виде ресурсов для реализации целей государственной политики, то бишь тех же элит.

Так что не пофиг ли вам, какой Пупкин или Пупкина когда-либо занимал или занимает министерское кресло? Тем более, что это фигуры предельно несамостоятельные, что государь велит — то и правда.

Но ведь «всю систему образования загубить хотят. Всех талантливых и дееспособных выживают. Детей наших калечат».

Господа, не надо конспирологии. Нет, на уровне стратегии США, Бжезинского и т. д., конечно, существовала цель уничтожения системы образования, сложившейся в СССР. И она даже успешно реализовывалась. Но это было давно. Теперь разваливать уже особо ничего не надо. Все идет само по себе.

Кто-то, правда, думает, что под носом у В. В. Путина на протяжении десятилетий действовала банда агентов госдепа. Но не такое у нашего президента воспитание. Не надо умножать сущности — все гораздо проще. Тупая жадность и нежелание разбазаривать сверхприбыли от нефти, газа и эксплуатации населения на ненужное образование холопских детей. Нормальный такой эффективный менеджмент.

Государству необходимы навыки и квалификации населения, соответствующие уровню развития его экономики и социальной системы. Мы — сырьевая страна Третьего мира с комплексом побежденного и завышенными (что, кстати, не всегда плохо) геополитическими амбициями. Государству, т. е. правящим элитам, на данный момент нужны выпускники как максимум техникумов, способные запустить Тополь-М. И точно не нужна мятущаяся, думающая, вечно во всем сомневающаяся интеллигентская прослойка.

То, что грамотный, но не сомневающийся, то есть неспособный мыслить, человек — недостижимый идеал просвещенного абсолютизма, что это бесперспективно и губительно для информационного общества будущего, как минимум не доказано, как максимум — никого не волнует. Сформировавшиеся в России элиты обладают тактическим (срочно отжать как можно больше и вывезти к семье за границу), а не стратегическим мышлением. Но тактическое-то есть. Так что вовсе уничтожать систему образования никто не стремится. Просто невыгодно.

Насчет выживания умных и талантливых — так извините, их везде и всегда травили. И общество априори на 90 процентов состоящее из посредственностей, и уж тем более соль этого общества, посредственности из посредственностей, лучшие люди города. Никакой специально политики государства по этому поводу нет. Зарплаты у всех примерно одинаковые. Просто хочешь больше — лижи глубже. И не активничай. Система отторгает излишне активно растущие клетки как раковые.

Насчет того, что губят ваших детей, так это ваши дети. И не надо пытаться любить всё человечество. Попробуйте полюбить близких. Дайте им самим то, что знаете и умеете. Не жалейте на них времени. Умеете писать — научите писать. Умеете строгать и видеть красоту в валяющейся лесной коряге — учите. Знаете английский — вперед. Не чужды формулам — велком в музыкальное царство красот физики и математики.

А если еще время и силы остаются на хобби (ну, не за зарплатой же вы в ВУЗ приходите) типа соперничества с Демиургом в делании новых людей — работайте и получайте от этого кайф, ничуть не меньший, чем от написания картины и симфонии. А внешние условия — так они всегда зеброй, то чуть лучше, то опять как всегда. А ты — делай, что должно и будь, что будет.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 2

Как раз с утра в машине сегодня слушал и вспомнился Ваш памфлет: "-- Штука в том: я задал себе один раз такой вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей просто-запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было? Не покоробился ли бы оттого, что это уж слишком не монументально и... и грешно? Ну, так я тебе говорю, что на этом "вопросе" я промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне стало, когда я наконец догадался (вдруг как-то), что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально... и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться? И уж если бы только не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал, без всякой задумчивости!.. Ну и я... вышел из задумчивости... задушил... по примеру авторитета... И это точь-в-точь так и было! Тебе смешно? Да, Соня, тут всего смешнее то, что, может, именно оно так и было..." (Родион Раскольников)

Да, учитель обладает властью, да, учителя много о чем говорят. Но и ученики в них способны разобраться, иногда спустя годы. Поэтому говори, да не заговаривайся. не сотрясай логическое пространство, если сам не создавать ни созидать не можешь. Таких учителей просто полагается "сузить". Учите предмету по "единому" учебнику . Больше пользы от вас будет.

Новости

Главное