Homo ludens

Каждый третий челябинец от 15 до 30 играет в компьютерные игры

В прошлом году киберспорт признали официальным видом спорта в России. «Го в Доту, я создал», «встретимся на миде», «какой у тебя MMR?» — это не заклинания, а спортивный сленг. А вместо футбольных матчей и новых фильмов парни и девушки теперь смотрят стримы и трансляции игр на ютуб-каналах...

json.tv

Цифры не врут?

Аналитическая компания Newzoo, специализирующаяся на изучении рынка видеоигр, в 2016 году опубликовала результаты своих исследований по территории России. В нашей стране сегодня насчитывается более 46 миллионов геймеров. Обозначим сразу, что геймер — человек, регулярно играющий в видеоигры любого жанра и на любых платформах.

Также специалисты Newzoo отметили немаловажный факт усиления российских позиций на мобильных рынках мира. Российские пользователи занимают 7 место в мире по количеству приобретаемых игр для iPad, 11 место — по приобретению игр для iPhone и 10 место — по количеству покупок игр в Google Play. По этим показателям мы даже «уделываем» некоторые европейские страны, например — Германию.

Приблизительно 56 процентов российских геймеров тратят свои деньги на видеоигры. 44 процента россиян предпочитают скачивать взломанные игры с торрент-трекеров или бесплатно устанавливать платные игрушки на свои устройства.

Самым популярным направлением игровых развлечений в нашей стране являются казуальные (не требующие особых знаний, простые игры — прим. редакции) и социальные проекты. Это всевозможные фермы, коих развелось невероятное количество в социальных сетях вроде «ВКонтакте» и «Одноклассники». Более 40 миллионов человек ежедневно проводят время в этих играх. Второе место занимают игры для PС (скачал, прошел, удалил. Такой игрой была «Как достать соседа» лет 10-15 назад), которым отдают предпочтение 34 миллиона игроков. Третье место — это онлайновые мультиплеерные игры MMO (массовые многопользовательские ролевые игры, например, World of Tanks, Dota 2, World of Warcraft и другие), которыми увлекаются чуть более 27 миллионов человек.

С казуальными, социальными играми и играми для PC ситуация понятна — геймеры-офисные работники. Сидишь себе у монитора, клацаешь по кнопкам, щелкаешь мышкой, и никто не догадается, «ферму» ты строишь или, наконец-то, взялся за квартальный отчет.

А когда мы слышим, что кто-то играет в «Доту» или в «Танки» — сразу перед глазами образ прыщавого подростка с обгрызанными ногтями, в грязной футболке и лопнувшими капиллярами в глазах. Но это стереотип, как доказывает статистика! 6 из 15 российских ММО-игроков — это семейные люди, у которых есть дети. Не совсем приятный момент заключается в том, что в некоторых случаях повальное родительское увлечение онлайн-игрушками вредит их чадам. Некоторые банально забывают о своих детях, которые сидят голодные и никому не нужные, пока мама с папой выбивают «редкий лут» в любимой MMORPG. Ситуация со временем может повторить китайскую. В Китае нередки случаи, когда родители настолько увлекаются онлайн-игрой, что это приводит к смерти их грудных детей от голода.

Одной из самых популярных игр сегодня является DOTA-2. Трансляции игр проходят по всему миру, в челябинских кинотеатрах продают билеты на показ игр на больших экранах с мягкими креслами. У юношей и девушек мечта не о новых джинсах и кедах для себя, а об обновках своим героям в виртуальном мире. Одежда и аксессуары для героев может стоить от нескольких рублей до нескольких тысяч долларов — цена зависит от коллекции (новая или прошлого сезона) и от яркости комплекта. Чем ярче светится, тем дороже. Согласно статистике сайта gameonline.ru, 65 процентов геймеров регулярно оставляют свои деньги в игре.

По Челябинску отдельных исследований не было. Мы можем только примерно посчитать, какое количество соседей в нашей парадной играет в Доту. За июнь 2017 года в Яндексе около 50 тысяч челябинцев запрашивали «дота 2 играть», в Гугле — 54 тысячи. В социальной сети ВКонтакте 67 тысяч горожан подписаны на паблики и группы о Доте, 35 тысяч подписчиков — девушки. По данным Челябинскстат, в Челябинске проживают 118 тысяч мужчин и 130 тысяч женщин от 15 до 30 лет. Если учесть, что аудитории поисковиков и социальных сетей пересекаются, но не каждый играет, а многие просто следят за турнирами, как за футболом или хоккеем, получается, что каждый третий житель Челябинска от 15 до 30 лет — геймер.

Что наша жизнь? Игра!

В 1938 году нидерландский историк и культуролог Йохан Хейзинга опубликовал трактат «Homo ludens» (Человек играющий — прим. редакции), в котором он изучает игру как феномен культуры. «Сама культура, — пишет Хейзинга, — носит игровой характер». Несколько позже, в 1964 Эрик Берн издает книгу «Игры, в которые играют люди», где также рассматриваются межличностные отношения как игра. Проблемы зависимости от компьютерных игр в середине ХХ века не существовало по понятным причинам, поэтому современным психологам приходится изучать этот феномен.

«Для «ухода» в компьютерные игры есть два мотива. Первый — принятие каких-то ролей, которые близки к нашему идеальному образу себя. Второй — эскапизм, уход от действительности. Уйти от нее можно также по нескольким причинам: реализовать себя «там», получить какие-то бонусы и престиж, либо выплеснуть агрессию в стрелялках», — рассказывает специалист по психологии Наталья Сорвина.

Чтобы выплеснуть агрессию, ее нужно сначала накопить. Но люди, играющие, например, в Доту, часами, вряд ли замечают мир вокруг. Специалист отмечает, что такие случаи бывают, и здесь без помощи психоаналитика не справиться.

Когда я разговаривала с дотерами, неоднократно слышала фразу: «У меня нет зависимости, есть потребность». Сначала кажется, что это отмазка, оправдание своей слабости. Но психолог Юлия Корабельникова объясняет, что здесь видеоигры можно сравнить с едой:

«Мы все едим. Но есть люди, которые страдают булимией. Вопрос не в еде, а в том, как ты ее употребляешь и как это влияет на твою жизнь. Видеоигры — это необязательно зависимость, от которой нужно избавляться. Если ты можешь это контролировать, если игры никак не мешают твоей профессиональной деятельности или социальной жизни, а ты просто получаешь удовольствие от времени за компьютером — это можно назвать потребностью, а не зависимостью».

Специалисты используют шесть критериев для выявления зависимости. Если не менее трех критериев можно отметить «галочкой», значит человек зависим от видеоигр и нуждается в помощи.

Первый критерий — значимость. Когда игры являются самой важной частью жизни мужчины или женщины, заполняют большую часть его мыслей и чувств. Второй — толерантность, «доза», которая нужна игроку: раньше хватало часа в день, теперь мало и шести часов. Третий — синдром отмены, при котором человек физически и морально плохо себя чувствует без игры, если сломался компьютер или нет интернета, или еще какие-то «препятствия». Четвертый — изменение настроения: игра влияет на эмоциональное состояние человека. Пятый критерий — конфликты на различном уровне из-за игр. И, наконец, шестой — рецидивы. Сегодня «дал себе слово» ограничить пребывание в виртуальной реальности, но не получилось, «нельзя быстро бросать, нужно постепенно. А лучше с понедельника!».

Официально ни в России, ни за границей нет диагноза «зависимость от видеоигр». В научных кругах есть две точки зрения. Одни психологи считают, что нужно ввести диагноз зависимым. Другие — что видеоигромания является следствием других проблем, у которых уже есть диагнозы и которые нужно решать. Депрессия, социопатия и так далее. Общего знаменателя у ученых пока что нет, геймеры могут считать себя здоровыми людьми, даже если проводят 24 часа в сутки в рейдах.

Когда вырасту, стану геймером

Раз в год в мире Dota 2 случается самый престижный турнир The International. Геймеры не любят, когда их называют геймерами. Они киберспортсмены. Так вот, киберспортсмены покупают своим героям в игре тематические одежды. 25 процентов с покупки уходит в призовой фонд. В 2016 году фонд составил 21 миллион долларов. В этом году турнир еще не начался, он будет в августе, но уже в призовом фонде лежат 20 миллионов долларов.

В турнире могут участвовать команды, в каждой из которых 5 человек. У профессиональных команд есть организации, которые предоставляют им тренировочные базы, платят зарплаты и следят за прохождениями команды в турнирных таблицах. В странах СНГ самыми престижными организациями считаются: Natus vincere, Virtus pro, Team Empire и Vega squadron. За первое место команда получит примерно половину фонда, 10-20 процентов отдаст организации, а оставшиеся 80-90 процентов поделит между участниками команды. Кстати сказать, свои команды в Доте есть у некоторых футбольных клубов российской премьер-лиги, у РосТелеКома, у лейбла Black Star (Тимати) и так далее.

«Команды в Доте можно сравнить с футбольными клубами. Вот вы собрали команду, пинаете мяч во дворе, но в Лигу Чемпионов вас никто и никогда не позовет, ведь так? Если вы собрали команду в Доте, сначала проходите открытые квалификации, постепенно повышаете рейтинг. Если все идет успешно, вас приглашают в закрытые квалификации, за которыми следят организаторы The International. В каждом регионе свои „квалы“ (квалификации — прим. редакции). И уже там идет борьба за приглашение в сам турнир. Бойня самая настоящая!» — рассказывает киберспортсмен-любитель Илья Хитёв.

Играть можно не только в команде, но и в одиночку. Команда набирается рандомно из соло-игроков. В игре составляется рейтинг, лучших приглашают в организации. Худшие продолжают проводить часы у монитора, чтобы пробиться «через тернии к звездам». Первое место в мировом рейтинге соло-игроков на протяжении нескольких месяцев прошлого года занимал игрок с дерзким ником BadMen. В миру это Женя Кувайцев из Челябинска. 21-летний юноша закончил кулинарный колледж, живет со старшим братом, оба играют в Доту уже не первый год.

«Родители нас не понимают. Для них киберспорт — это что-то несерьезное, баловство. А там действительно можно зарабатывать. Особенно если быть в хорошей команде. Меня звали в Elements Pro Gaming, нужно было ехать в Москву. Жилье оплачивали, тренировки тоже, еще и зарплату в 30 тысяч минимум предлагали. Я отказался, тогда мне казалось, что командная работа — это не мое. Сейчас думаю собрать команду и штурмовать квалификации. А, может, меня позовут в Natus vincere, посмотрим», — рассказывает киберспортсмен.

«Действительно можно зарабатывать» — это Женя говорит про мини-турниры онлайн, в которые не пускают профессиональных игроков, а спонсоры платят за рекламу в этом турнире. BadMen поделился, что за турнир может заработать в районе 30 тысяч рублей, если ему нужно купить что-то для своих персонажей. Дальнейшую жизнь он хочет связать с киберспортом. «За играми будущее, а в них деньги. Людям из прошлого века не понять», — добавляет Женя.

Начальник управления по физической культуре, спорту и туризму администрации Челябинска Евгений Иванов рассказал, что недавно одного челябинского киберспортсмена хотели отправить на турнир по Доте от нашего региона. Но в итоге юноша ездил от ФК «Челябинск». Результат не оправдал ожиданий, поэтому больше попыток не совершалось.

«Мы лучше будем вкладывать деньги в развитие футбола, хоккея и других видов настоящего спорта. Постелим новый искусственный газон. А если кому-то хочется сидеть за компьютером и при этом считать себя спортсменом — это его право. Управление в это вкладываться пока не собирается», — резюмирует Евгений Иванов.

Комментарии