Медленно минуты уплывают вдаль

Как иногда работает медицина первичного звена в Челябинске

Когда ты являешься одновременно обладателем полиса ОМС и сносного умения считать деньги, то вопроса «пользоваться бесплатной медициной или нет?» просто не стоит. Конечно, пользоваться, ты ведь платишь за «бесплатную» медицину из своего кармана. Механизм взносов опосредованный, но тем не менее.

алекскруг.рф

Я всегда утешаю себя этой мыслью, когда приходит пора профилактического похода к терапевту в поликлинику по месту жительства. Происходит это примерно раз в полгода, и на сей раз процедура обещала быть относительно лайтовой: я наконец вспомнила пароль от личного кабинета на сайте госуслуг, благополучно нашла вкладку «записаться к врачу» и забронировала талон он-лайн. Счастье, радость, инновации.

В поликлинику я, как разумный человек, имеющий неплохую коллективную постсоветскую память, пришла ровно за час до времени, обозначенного в документе. Без проблем получила талон после слов «прием забронирован на госуслугах, фамилия такая-то» в регистратуре, где, кстати, к вечеру было уже пусто. На этом радость закончилась и началась обычная клиника-поликлиника.

Во-первых, очередь к кабинету терапевта исчислялась шестью страждущими. У всех время приема, обозначенное в талоне, истекло час назад. Во-вторых, путем нехитрого опроса быстро выяснилось, что у женщины, за которой я «буду последней», время отличается от моего на 10 минут. Иначе говоря, принять человека терапевт и должен вот за эту десятиминутку. При том, что это несколько нарушает приказ Минздрава, если я все правильно понимаю. С 2015-го года министерством установлены следующие нормы времени, которые доктор должен уделять пациенту: участковый педиатр — 15 минут; участковый терапевт —15 минут; врач общей практики —18 минут; невролог — 22 минуты; оториноларинголог — 16 минут; офтальмолог — 14 минут; акушер-гинеколог — 22 минуты. Нетрудно посчитать, что в моем случае с приемом у участкового терапевта права пациента нарушены ровно на пять минут. Это много или мало, как пелось в известной песне? Судя по уставшей злой очереди, накопившейся в естественном порядке, вполне себе прилично.

Поскольку делать в очереди было совершенно нечего, я принялась засекать, сколько времени уделял врач каждому зашедшему до меня человеку. Одному — 11 минут, другому — 15. Пожилой мужчина в постоперационном периоде (о чем он мне охотно рассказал, мол, сил нет сидеть тут, собаки такие, и кто все это придумал, в Союзе было лучше) и вовсе задержался у терапевта все 18 минут. То есть возможность уложиться во время, указанное в талонах, оказалась фикцией.

Впрочем, мне еще повезло. В соседней очереди к какому-то узкому специалисту оказался мужчина, которого, судя по всему, записали на прием куда-то не по участку. Когда медсестра вышла из кабинета и объявила, что принять его врач не имеет возможности, пациент разразился неблагим матом.

— Вы ох.. ли? Я тут два с половиной часа сижу, для удовольствия, что ли?? Почему нельзя было сказать раньше? Вы что, б.. дь, нелюди? — поток громких откровений не иссякал минуты две, отчего некоторые граждане, задремавшие было в очередях, даже проснулись. — Я на вас такую бумагу накатаю! — заорал под занавес недовольный медициной человек, развернулся и ушел. Его дальнейшая судьба мне неизвестна.

Тут как раз подошла моя очередь. Спустя ровно час позже срока, указанного в талоне. В общей сложности, время, проведенное в ожидании, составило 2 часа 13 минут.

— Скажите, пожалуйста, почему у вас расписание составлено так, что вы должны принимать всего по 10 минут, если совершенно очевидно, что это нереально? — спросила я доктора, пока она устало орудовала тонометром.

— Потому что когда я сказала об этом руководству, мне сообщили, что я могу увольняться, если что-то не нравится — спокойно ответила она. — Наш главврач прикрепляет к поликлинике всех желающих, даже тех, кто по месту жительства вообще-то должен ходить в другое медучреждение. Заметьте, я говорю именно про место жительства, а не прописки. Но вот такое у нас начальство, всем разрешает. В итоге я принимаю не 12-14 пациентов в день, как положено, а порядка 24.

Меня принимали, кстати, 13 минут. Выписали два направления к другим докторам и предупредили, что в очереди к ним я могу просидеть не два часа, а больше. И сайт госуслуг тут совершенно не поможет.

Не знаю, чья тут вина — главврача, финансирования конкретного учреждения или чего-то еще. Я точно знаю другое — пока вот такие финты ушами будут возможны не в самой плохой поликлинике в центре города, вся пропаганда на тему «медицинское обслуживание населения улучшается» будет простым сливом бюджета на плохой пиар.

У работающего человека нет времени сидеть в очереди два-четыре часа. Более того, не у всякого работающего человека есть пара тысяч рублей за простой профилактический поход к терапевту, если ему вдруг вконец осточертеет пользоваться «бесплатной медициной» и он решит пойти в частный центр. Се ля ви, таковы зарплаты и рынок труда. 

Я — журналист, и прекрасно знаю, что некоторые отрасли медицины в Челябинской области, в том числе высокотехнологичные, развиваются и функционируют очень даже неплохо. Но на кой черт это публичное сияние верхушки, если человек не может вовремя попасть на простой первичный осмотр??? Более того, когда я иду к доктору, мне меньше всего хочется быть журналистом и заниматься бытописанием будней в очередях — с матерящимися пациентами, напуганными медсестрами и прочим сюром. Я хочу обозначить проблему и получить направление, диагноз, рецепт.

У меня очень понимающий работодатель, которому не нужно объяснять важность инвестиций в здоровье подчиненного, тем более что в качестве инвестиций подчиненный просит всего-то полдня рабочего времени, чтобы попасть на прием, а остальное вложит-купит сам. Но такие работодатели вообще-то есть не у всех.

Этот текст можно считать прямым обращением к Минздраву и в Управление здравоохранения Челябинска.

Комментарии