Достоевский, Библия и два выхода

В преддверии Дня учителя случился тут у меня в фейсбуке легкий холивар.

Вообще-то, это для меня редкость. Ну не считаю я социальные сети подходящей площадкой для серьезных дискуссий. Доказывать, паче переубеждать кого-то в чем-то... Тратить время на демонстрацию навыков эквилибристики спора по С. Поварнину (кстати, очень рекомендую, лучшее пособие на русском языке, несмотря на то, что написано до революции) перед малознакомыми людьми, бросающимися банальностями и афоризмами из гугла, жалко. Да и терпение с милосердием не те добродетели, коими меня наградил господь. Так что троллей и всяких офицеров России — сразу в бан.

Но зато фейсбук — прекрасная лакмусовая бумажка, дающая представление о духе и состоянии умов активной страты российского общества. Дух этот в последнее время — нетерпимость, партийщина и тотальная зашоренность. Причем независимо от лагеря. Будь то либералы-атеисты-западники или истинные патриоты. Тут, как говорил Бродский: коммунисты, или антикоммунисты, а какая разница. И даже не будем выяснять, кто и какими усилиями эту нетерпимость и дух воинственной непримиримости насадил. Неважно. Что мы за нация, что на нас вечно то влияют, то насаждают.

Речь, как обычно водится у нас, у русских, зашла о литературе. А точнее — о её преподавании в рамках школьной программы. Вопрос, как ни смотри, стратегический. Это вам не назначение Вайно или пилеж мест в Госдуме. И даже не новые поборы-налоги в пользу власть имущих. Это все тактика. Первое (то бишь погоны и аксельбанты на прислуге) вообще всем, кроме них, по барабану. Не те, так эти, не эти, так те. Второе, конечно, неприятно, но временно, пока у народа терпелка не кончится. А вот с чем за душой выйдут наши дети из школы, это ни много ни мало определит судьбу страны в 21 веке.

Если конкретнее, говорили об очередном перле президента Российской академии образования и заместителя председателя Общества русской словесности Людмилы Вербицкой: «Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы „Войну и мир“ Л. Толстого, так же, как и некоторые романы Ф. Достоевского, нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины».

Подобная идея носится в головах нашего чиновничества давно. Еще в 2015-ом году Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы совместно с российским книжным союзом озвучили планы по «патриотизации литературы», где предложили убрать из школьной программы романы Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и М. А. Булгакова: «Школьную программу нужно кардинально пересматривать. По себе могу сказать — в 9-10 классах сложные философские вопросы проходить рано! Изучать „Войну и мир“, „Преступление и наказание“, Булгакова и прочих — сложно и рано! Их изучение — это, по сути, навязывание подросткам тех мыслей и идей, которые вынес из этих произведений учитель». Депутатов поддержал и председатель Русского академического фонда Роман Путин, с гордостью сообщивший, что в школе «Войну и мир» тоже не читал.

Даже еще раньше, в декабре 2014-го года министр культуры Владимир Мединский высказал мнение, что «Преступление и наказание» Федора Достоевского и «Анну Каренину» Льва Толстого следует изъять из школьной программы. «Читать „Анну Каренину“ мне было скучно в школе».

Аргументов за такое опрощенчество, как мы видим, три.

Первое: сложно, нынешнее поколение вайфая и Инстаграма не поймет.

Второе: философско-мировоззренческие вопросы — рано, мол, серьезные книжки детям не игрушка.

И третье, самое важное: до меня не дошло.

Про нынешнее поколение — старо как мир, почитайте древнеегипетские папирусы. И увидите, что молодёжь пошла тупая, ленивая, ничем не интересуется, родителей и авторитетов не чтит. Успокойтесь, процент заинтересованных и думающих (крайне небольшой, так уж Господь устроил) во все времена примерно одинаков. Влияние социокультурной среды в полной мере сказывается позже, как раз к концу школы. У меня сыну 14, он не то что «Мастера», но и «Скотный двор», и «Повелителя мух» давно проглотил. Сейчас, после Фромма и просмотра паркеровско-пинкфлойдовской «Стены» за Берна и Маркузе взялся. Недавно за «Морфологическими корнями волшебной сказки» Проппа застал. И, судя по обилию у него друзей и подружек, пасущихся в моей библиотеке, в его среде это вполне котируется. А то, что ваши дети кроме Бентли и покупных профессионалок ничем не интересуются, так не родит свинья бобра. Родители — пример наизаразительнейший.

Про философско-мировоззренческие вопросы — так это априори вопросы юности. Хоть у немецких романтиков, хоть у «русских мальчиков», хоть у хиппи с панками. Когда же еще искать Бога и смысл жизни, очаровываться идеалами, как не в 15? Не в 40 же? Там не до того, о хлебе насущном думать надо. Да и половина героев классики — их ровесники. Джульетте и Татьяне Лариной — было по 13 и 17! Так что это все им как раз вовремя. А что до конца не поймут — так на то это и гениальные книги, чтоб до конца их никто и никогда не понял. И, перечитывая раз за разом, с годами открывал все новое и новое. Тут главное — начать...

Про «до меня же не дошло». Как сейчас помню, мы на первом курсе целыми ночами только и говорили о Федоре Михайловиче и Федоре Афанасьевиче. Комса и студенты научного коммунизма помалкивали, ибо понимали свою ущербность и еще стеснялись. Теперь они министры и депутаты. Категорию стыда за свою неполноценность успешно изжили и учат нас патриотизму по своему потолку, который в лучшем случае исчерпывается Ю. Семеновым и В. Пикулем. Ну, да Бог с ними. Он их уже наказал. И прыщавой юностью, когда им даже девушкам рассказать было нечего, и вечным, холодным липким страхом сесть сегодня. Да и дети их учатся не в России. Так что права решать за наших они не имеют по определению. Здесь споры для нормальных людей излишни.

Камнем преткновения стала вторая часть глубокомысленного высказывания президента Российской академии образования. О том, что в школе необходимо ввести изучение Библии. Аргументация, конечно, странная. Можно подумать, что книга Иова или Песнь песней проще «Анны Карениной», но «Библию, думаю, каждый должен прочесть. Это и духовно-нравственное воспитание, моральные основы. А значит, такой курс необходим».

И вот тут я опрометчиво позволил себе публично с ней согласиться. Не в аргументах, в выводах. И даже пошел дальше. В школе необходим полноценный курс истории мировых религий. От Фрэзера и Бронислава Малиновского с их исследованиями мифологии и язычества через Веды, Конфуция, Лао Цзы, Будду, Библию и Коран до религиозных исканий нью-эйджа и Карлоса Кастанеды. Этакий упрощенный вариант изложения 7-томника о. Александра Меня.

Во-первых, потому, что всякая культура из культа. И философия, и право, и литература, и музыка. Без знания Библии невозможно понять не только Баха, Достоевского и Гауди, но и Маяковского, Курта Кобейна, Тимоти Лири, Джойса или Кандинского. Во-вторых, именно в этих сокровищницах мировой мысли и духа сосредоточены даже не ответы — вопросы, которые больше всего волнуют человека в юности. О добре и зле, о красоте и уродстве, о любви и ненависти. О смысле жизни, наконец. Вопросы, надо которыми надо задуматься в 13-14 лет. В 50 уже поздно, ибо мало, что можно исправить. И в-третьих, кроме как о половом воспитании, неплохо бы задуматься и о религиозно-ценностно-мировоззренческом. Безопасному сексу учить надо, особенно если он бриальный. Иначе масса случайных сектантских залетов, абортарии души и нашисты с молодогвардейцами.

Вроде, все разумно. Но что тут под постом в комментах началось! «Нельзя навязывать, нельзя уродовать детскую психику ужасами и нравами Ветхого завета. Это ограничит их свободу выбора». Про навязывание никто не говорил. Знать — не значит веровать. Если вы думаете, что психику ваших деток после «Безумного Макса−4» покорежат картинки из библейской истории, то вы большой романтик. Это почти также наивно, как думать, что в 14-16 они не видели ни одного порно-ролика. Про свободу выбора — совсем чушь, ее ограничивает только незнание. Именно тогда ребенок бросается на первую же эрзац-конфетку в религиозно-мировоззренческой обертке, потому что слаще официозного патриотизма и такого же православия ничего в жизни не пробовал.

Хотя понять опасения возмущенной либерально-атеисткой общественности я могу. Навязчивая клирикализация последних лет, псевдоправославные миссионеры и ряженые воины христовы, ни разу не читавшие Библию. В конце концов, историческая трагедия РПЦ, вынудившая ее пойти на неравный союз с человеконенавистническим сталинским режимом и приведшая к захвату высших постов батюшками в погонах. И, главное, кто и как будет вести подобный курс? Материи тонкие, здесь главное не навредить, не вызвать отторжение неумелым навязыванием.

Как ни крути, ни современному российскому государству, ни официальной школе, судя по-нашему Минобру, этого доверять нельзя.

Выхода два. Либо учить самим, но для этого необходимы соответствующая компетенция и, что немаловажно, время. Либо что-то типа воскресной школы, возможно, вмещающей в себя помимо истории религии и курс мировых цивилизаций по Броделю, и историю искусства и кино, да нормальное, человеческое изучение классической русской литературы по примеру «Родной речи» Вайля и Гениса. И люди, компетентные и адекватные, в Челябинске есть. Этакий обмен — каждый занимается с детьми тем, в чем компетентен. Мы, кстати, с коллегами возможность создания такого образовательного центра обсуждали. Но пока лицензирование, помещение, организация, чиновная волокита. Но, думаю, самоорганизуемся. Деваться некуда. Хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам. Уж собственные дети-то этого стоят?

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 1

именно так - стоит начать... движение к берегам убережёт от медленного утопления...

Новости

Главное