«Бог стал человеком, чтобы мы стали богами»

Божественная Литургия глазами невежды

Сотни человек собрались в Кафедральном соборе Челябинска на ночную рождественскую службу. Как проходит Божественная Литургия, как выстоять долгую службу и как служители церкви относятся к любопытствующим — попытался узнать «Челябинский обзор».

Сотни человек собрались в Кафедральном соборе Челябинска на ночную рождественскую службу.
Андрей Ткаченко

За час до начала Божественной литургии к Свято-Симеоновскому Кафедральному собору Челябинска уже стояла очередь из автомобилей и людей. Праздничная служба — это большое событие для православных. Многие фотографировались возле новогодней арки, покупали свечи, встречали знакомых, обнимались и поздравляли с Рождеством Христовым.

К полуночи в храме было не протолкнуться. Сотни человек ждали начала Литургии. С греческого слово «литургия» переводится как «общее дело» и состоит из трех частей.

«Первая часть — проскомидия, переводится как „приношение“. В первой части Литургии осуществляется приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Хлеб должен быть свежим, пшеничным, приготовленным с закваской и хорошо промешанным. Вино нужно натуральное, виноградное, без каких-либо примесей, и красного цвета», — рассказывает Мария, служительница церкви.

 

В современном мире постановка свечей утратила свое первоначальное значение.

 

Когда началась Литургия, посетители храма хлынули ближе к алтарю и священникам. Сквозь толпу с трудом пробирались юные послушники церкви, помогавшие в проведении службы. Верующих людей это не могло не раздражать: толкание отвлекает от молитв. Женщины достаточного мудрого возраста стояли возле мест, где люди ставили свечи, чтобы вовремя убирать догорающие. Иногда убирали очень заранее, когда от свечи было еще сантиметров семь.

Многие прихожане считают: если ты пришел в храм, свечу поставить обязан. Но служители церкви отмечают, что в современном мире постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Раньше христиане на Литургию брали из дому с собой и хлеб, и вино, и свечи для освещения храма. Это являлось их посильной жертвой Богу. Сегодня свеча — символ жертвы Богу, дань древним христианам и то, что приобретая свечу, мы оставляем деньги на нужды храма — это, безусловно важно. Но! В те дни, когда храмы переполнены, когда в подсвечниках просто не хватает места, а свечи прихожане все передают и передают сквозь толпу... не лучше ли вместо покупки свечей положить эти деньги в ящик для пожертвований? Служители Церкви говорят — лучше. И жертву Богу принесли, и ближнего своего в толпе не потревожили.

Вторая часть Литургии называется — Литургией оглашенных. Мария объяснила, что так она называется по той причине, что раньше вместе с верными могли молиться люди, которые приготовились к принятию Крещения и проходили катехизацию — оглашенные.

 

Сквозь толпу с трудом пробирались юные послушники церкви, помогавшие в проведении службы.

 

«Еще эту часть называют Литургией слова, ведь центральным моментом здесь является чтение Священного Писания и проповедь», — добавляет служительница.

Очень многие прихожане в эту ночь были с детьми. Некоторым малышам было непросто: из-за толпы не видно, что делает священник, а смотреть в спины людей под пение церковного хора в очень юном возрасте — довольно сложно. Но дети смотрели на своих родителей, крестились и повторяли за ними молитвы.

«Мы понимали, что здесь будет столько народу. Поэтому заранее сходили в церковь, чтобы поставить свечки и преклониться пред иконами. Да и исповедь, и причастие с мужем совершили заранее», — делится Ксения, которая смогла занять место близко к иконостасу.

Литургия верных — третья, для многих самая важная часть. Центральным местом этой части является совершение Евхаристии. Сначала проходят пение Херувимской песни и Великий вход — перенесение Святых Даров из жертвенника на престол. Затем перед Евхаристической молитвой — Анафорой — все верующие вместе произносят Символ веры. Это является свидетельством единства исповедания православной веры. Анафора — то, зачем истинно верующие готовы провести всю ночь на службе: священник произносит тайносовершительные молитвы, в которых призывает Святого Духа освятить молящихся и предложить Святые Дары.

 

Апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите».

 

В завершение Литургии священнослужители и верующие причащаются — вкушают хлеб и вино, символизирующие Само Тело и Кровь Господа Иисуса.

— Зачем нужны такие долгие службы? — спрашиваю у мужчины, который всю службу простоял не шелохнувшись и только по ее завершении вышел покурить за территорию храма. Он улыбнулся.

— Понимаешь, еще апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Христианские общины апостольских времен подвергались гонению. И поэтому верующим приходилось молиться по ночам, чтобы язычники их не уничтожили. А днем они жили обычной жизнью и внимания к себе не привлекали. Поэтому Церковь сохранила традицию длительных и в том числе ночных богослужений.

— Судя по всему, вы очень верующий человек. Долгие службы вам нравятся больше?

— Так я хоть как-то могу послужить Господу. Рождественское богослужение, на мой взгляд, — главный подарок Богу. Да, важнее, конечно, исполнение Его заповедей, любви к Нему и любви к ближнему. Но длительная молитва на богослужении — это особенный дар Ему.

 

Петь Богу нужно разумно.

 

К мужчине присоединились еще несколько прихожан. Каждый из них стал рассказывать, как часто ходит в церковь и как вера помогает выживать.

— Многие вот сомневаются в существовании Бога, а я так скажу: ты можешь быть последователем любой религии, можешь вообще ни во что не верить, но на грани жизни и смерти все равно будешь просить о жизни у Высших сил. Значит, все мы верующие, на самом деле, — стал рассуждать юноша, приехавший из поселка Полетаево в Кафедральный собор на праздничную службу.

Мы подошли к Марии, она провожала прихожан, поздравляла их с Рождеством Христовым.

— С праздником вас! Теперь отдыхать отправитесь?

— Да вы знаете, я выспалась перед службой. Иначе ее не отстоять было бы. Хотя упасть во сне толпа бы все равно не дала, подхватила бы, — улыбается служительница.

— А как вы относитесь к тем, кто пришел на службу в силу традиции, из любопытства или потому, что «так надо»?

— Таких людей здесь большинство. Мало тех, кто действительно понимает, для чего он в церкви. Чаще на такие массовые службы приходят те, кто еще до начала начинает думать: «Скорей бы кончилось, непонятное что-то поют». И не знают хода богослужения, не понимают совершаемых действий. Я отношусь терпимо ко всем прихожанам, но считаю, что петь Богу нужно разумно.

— Вы уже знаете, как проведете Рождество?

— (смеется) В храм пойду! Есть фраза, которую я часто говорю своим детям: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. В этом весь смысл Рождества, это событие невероятного масштаба. Оно не заключается в кулинарных изысках после поста, в колядках и гаданиях — это все шелуха.

Вот вы если кого-то любите, вам же хочется быть рядом с любимым как можно дольше? Говорить, общаться, прислушиваться. Вот и у меня так же: мне мало 4 часа молитвы. Любовь к Богу меня воодушевляет, поэтому я готова с ним общаться круглосуточно, — Мария улыбнулась, поправила платок и искренне стала поздравлять сонных малышей с Рождеством.

 

Многие прихожане заранее выспались, чтобы сон не мешал отстоять всенощную службу

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0