Большой брат следит?

После жуткого убийства Вани Котова прошла информация о том, что Касли опутают камерами уличного видеонаблюдения. Некоторые сетевые любители частного пространства тут же принялись цитировать приснопамятного Оруэлла. Ну давайте порассуждаем. 

infpol.ru

Когда люди теряются — это, несомненно, плохо. Когда их находят убитыми — вдвойне. Но теряются и убивают каждый день, а на слуху — лишь единицы. Из последних: Лена Патрушева да Ваня Котов. Одну до смерти запинали молодой человек вместе с подельником, второго жестоко убил бывший заключённый. Предположу, что жизни других имеют не меньшую ценность. Но с точки зрения медиаактивности хорошо, что не каждый день известия об убийстве или потере попадают в прессу. Иначе все новости превратились бы в «поисковый вестник», «поножовщина круглосуточно недорого», «южноуральская резня бензопилой» и т.д.

Но и хорошо, что такие события в принципе не остаются незамеченными. Даже не потому, что с точки зрения обывателя так легче найти человека или убийцу (позволю себе не ставить знак равенства между ними). Следователи и так будут искать преступника, независимо от медийной активности. Скорее всего найдут, человека осудят, посадят. Жизнь убитого, тем не менее, уже не вернёшь. И проходят мимо южноуральцев эти случаи, как «за хлебушком сходил», пока не коснётся кого-то близкого.

Зато когда огласка, когда подключение волонтёров, когда репосты в соцсетях, когда сопереживает весь регион— это уже заставляет задуматься даже не следователей, а высшее руководство, что «надо бы усилиться». А то так и криминогенность может возрасти, и СМИ уже будут роптать не на злодеев треклятых, а почему они орудуют на территории региона всё чаще. И шашками при этом махать могут уже не над сволочами преступными, а над пресловутыми чинами, и даже не журналисты.

И вот уже глава ГУ МВД региона Андрей Сергеев собирает пресс-конференцию. И вот посыпает голову пеплом, что «каждый раз и власть, и жители обещаем себе, что извлечем из этого определенные уроки. К сожалению, они продолжаются». Вина при этом возлагается не на собственное управление, а на администрацию Каслей, которая «полностью самоустранилась от вопроса безопасности». Молот на них обрушивается за то, что в городе нет ни одной видеокамеры, которая позволяла бы осуществлять мониторинг.

И вот заявлено, что уже готовы обращения в прокуратуру области, главе администрации района, губернатору Борису Дубровскому, чтобы направить дополнительные средства на систему «Безопасный город». И вот подчёркивается, что устанавливать камеры будут не только в Каслях, но и в других небольших городах региона. Песня, да и только.

На этом фоне (естественно) просыпаются сторонники гарантированности частного пространства, которые начинают громогласить «да чтоооо же такое, нас всех будут держать под колпаком». Причём без более детальной аргументации. То ли эти камеры будут мешать гонять под 200 км/ч по городу, то ли голова любовницы невзначай под прицел «уличного зрачка» поднимется с пространства в районе водительского места, то ли просто жизнь не удалась и надо попротестовать. Давайте разбираться.

Лично у меня нет сомнений в том, что видеокамеры нужны. И так уже почти десять лет под их прицелом работаю, так что мимо уличных могу не просто так пройти или проехать, а даже на них попозировать. К тому же давно уже пора смириться с тем, что «Безопасный город» — лишь часть зоркого глаза. Видеокамеры стоят на каждом банкомате, перед офисами, магазинами, в автомобилях в виде регистраторов. Автомобилистов с их помощью не оштрафуют, но в поимке преступника техника посодействовать может. Но есть относительно именно системы одна свербинка, которая покоя не даёт.

«Безопасный город» — пример так называемого «частно-государственного партнёрства». Создаётся бюджетное учреждение. В содружестве с одним из операторов связи устанавливаются камеры уличного наблюдения. Затем фирма получает «кэшбэк» в виде части собранных штрафов с автомобилистов, а бюджетная отрасль радостно рапортует о том, что «средства потрачены не зря». Статистика аварийности, смертности снижается, траты окупаются и все счастливы. Но...

Нынешнюю машину я приобрёл три года назад. Не скажу, что сторонник лихачества, скорее, езжу по городу с практической точки зрения, машина — средство передвижения, и только. Где надо ехать 60, еду 60; где надо затормозить у стоп-линии на мигающем светофоре, притормаживаю. Но и в идеалы записывать себя не хочу.

Дорожная обстановка бывает настолько непредсказуемой, что едешь через перекрёсток, а перед тобой машина «глохнет», соответственно и ты перегораживаешь движение наглухо под возмущённые клаксоны и непечатные слова водителей. Или зимой из-за троллейбуса не увидишь светофор, начнёшь тормозить, когда тот проскочит на жёлтый, а ты застреваешь за стоп-линией. Или просто заслушался Стиллавиным утром по дороге на работу и начал ехать чуть быстрее положенного.

Но в 2016 году я таким образом «отхватил» четыре штрафа, сейчас — ноль. При том, что голова всё равно выхватывает спорные моменты в понимании «вот я дятел, скоро жди штрафа» ещё и на зонах, оборудованных камерами уличного видеонаблюдения. А ничего не приходит! Ни квитанции, ни оповещения на «Госуслугах». И начинаешь недоумевать: то ли за год твой водительский экспириенс достиг совершенства, то ли «лыжи не едут»... В общем, есть у меня подозрение, что камеры в городе не работают... 

Да, прогресс не остановить, да, Борис Дубровский поручил увеличить в Челябинске количество постов системы «Безопасный город» в общественных местах. Оно бы и хорошо. Ликуй общественность, грызите локти противники. Но при этом и в ГИБДД уже с прошлого года говорят о том, что на некоторых точках будут устанавливать муляжи.

«С помощью камер фиксации нарушений воспитали водителей. В дальнейшем возможна переноска этих камер на другие перекрёстки с оставлением муляжей», — рассказал в 2016 году начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области Андрей Мурыгин.

Серьёзно? Ладно, штрафы. Но если речь идёт о безопасности людей, если главным посылом в медиасфере являются жизнь и здоровье каждого человека, то для чего идёт упор именно на «Безопасный город»? Частник есть частник. Как, например, сказал в интервью главный онколог региона Андрей Важенин: «В словосочетании „медицинский бизнес“ главенствует бизнес». Чем одна отрасль в данном случае отличается от другой?

Камеры же нужно не только установить, но и их обслуживать. Все уверены, что после сбора прибыли на непрофильном направлении фирма не забросит это дело ради профильного? Все уверены, что на 10 тысяч машин одна не пронесётся под 200 километров, снеся остановку и человек -дцать впридачу, и потом доказывай обстоятельства? Неужели вся эта шумиха проводится для того, чтобы в повестку попасть? Или вы хотите, чтобы во время бравады «под патронажем высшего руководства мы успешно потратили деньги на опутывание городов Челябинской области системой уличного видеонаблюдения» преступник зарезал человека под неработающей камерой или муляжом?

И дай бог, если я ошибаюсь...

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 1

Делали мероприятие на Алом Поле, надо было заезжать под камерами на Красной-Ленина прямо к Орленку. Были бумажки, которые отменяли нам штраф, так как мероприятие согласовано в администрации. Приехал в ГИБДД сдать эту бумажку, чтоб не было проблем, так мне там сразу сказали, что камеры там никто даже и не включал.