Общество

Олеся Черепова

Корреспондент

Радио и телевидение тесно связаны с нашей жизнью: мы смотрим телевизор после работы, слушаем любимые радиостанции за рулем автомобиля. Но знаете ли вы, как развивалось телевещание, какие телевизоры смотрели наши дедушки и легко ли было снимать репортажи операторам ХХ века? Ответы вы найдете в музее телевидения и радио ГТРК «Южный Урал».

Молодой музей с богатой экспозицией

Музей телевидения и радио открылся совсем недавно — 17 ноября 2018 года ему исполнится ровно год. В заведении собрано более сотни различных экспонатов, и большую часть из них представляет техника, с которой работали челябинские журналисты с 1958 года — после запуска в Челябинске телевещания. И хотя музей можно назвать скорее техническим, нежели творческим, в нем есть на что посмотреть и чему подивиться.

На входе гостей встречает яркая табличка с портретами людей, которые когда-либо работали, либо работают в ГТРК «Южный Урал»

Музей совсем небольшой и состоит из трех залов, в которых компактно теснятся многочисленные экспонаты. В первом, самом большом зале представлены старинные телевизоры, смотрящие на гостей своими пузатыми экранчиками, любительские и профессиональные кино- и видеокамеры прошлого столетия, видеомагнитофоны, стол для перемотки кинопленки, звукомонтажный стол и завидная коллекция магнитной пленки. Вячеслав Пахтусов, главный инженер ГТРК «Южный Урал», а по совместительству и прекрасный экскурсовод, рассказал, что на втором этаже здания музея есть целый зал, в котором хранятся стратегические запасы этой самой видеопленки.

Огромный ящик с маленьким экраном — это телевизор «КВН», выпущенный в 1957 году, перед которым раньше ставилась увеличительная линза

Большой интерес вызывает стеллаж, заставленный телевизорами, созданными еще в прошлом столетии — большими, маленькими и даже переносными.

Представлен здесь и важный раритет — телевизор, который одним из первых в СССР порадовал зрителей цветным изображением с импортного видеомагнитофона.

«Телевизор модели „Садко 51ТЦ-460ДИН“ был одним из первых, работающих в форматах „PAL“ и „SEKAM“, — рассказывает Вячеслав Владимирович. — Дело в том, что отечественная система цветного телевидения была несовместима с импортной. Наша система, разработанная совместно с Францией, называлась „SEKAM“, а западная техника работала в формате „PAL“. Поэтому в советских телевизорах изображение, получаемое от импортных видеомагнитофонов, было только черно-белым. Перестроечные кооперативы начали выпускать специальные декодеры, которые встраивались в телевизоры. Но их нужно было покупать отдельно, за ними велась большая охота. В 1989 году в СССР был выпущен телевизор „Садко“, в который уже был встроен декодер. К нему можно было подключать импортные видеомагнитофоны и без проблем смотреть цветное кино. Это была настоящая радость для советских телезрителей».

В противовес огромному «Садко» удивляет своими миниатюрными размерами телевизор, который в свое время получил в Японии премию как один из самых малогабаритных в мире. Рядом примостился уникальный переносной телевизор: счастливчики, которым в советское время удалось заполучить такой аппарат, могли брать его с собой даже на рыбалку.

Приобрести переносной телевизор в советское время было настоящим счастьем

Немалую часть экспонатов представляет коллекция профессиональных и любительских видеокамер.

«Сохранилась у нас уникальная видеокамера КТ-190 серии „Репортер“. За характеристики операторы ласково называли эту камеру „рельса“, ведь ее вес составляет целых 16 килограммов! Часто на съемки с этой камерой вместе с оператором выезжал и штатный инженер — настолько она была капризная», — смеется Вячеслав Пахтусов.

Ютятся на полках и дефицитные в то время любительские кинокамеры, с помощью которых можно было снять настоящее домашнее кино, самостоятельно смонтировать пленку и смотреть готовый фильм на домашнем кинопроекторе. Развлечение это было не из дешевых, отнимало огромное количество времени и сил, но было немало любителей, посвятивших себя этому творческому занятию.

Профессиональная кинокамера «Кинор» (слева), а рядом ее маленький собрат для любительской киносъемки (справа)

Большинству операторов прошлого столетия приходилось работать с известными камерами «Кинор». Кстати, сам процесс киносъемки в СССР значительно отличался от современной видеозаписи.

«Жизнь операторов в те времена была не такая простая, как сейчас, когда у современной видеокамеры в запасе есть несколько часов записи. В то время для работы было доступно лишь 30 метров кинопленки, всего на две с половиной минуты съемки. Поэтому советским операторам нужно было готовиться к работе заранее, в том числе и подбирать нужные планы. Иногда проводилось обследование площадки: на место будущей съемки выезжал штатный фотограф и снимал планы на фотоаппарат, чтобы затем оператор мог выбрать самые выгодные и удачные. Однако и в наше время есть хорошие операторы, которые умеют снимать „монтажно“, то есть так, что каждый отснятый план может быть спокойно вставлен в сюжет», — говорит главный инженер.

Говорят, что камера КТ-132 снималась в кинофильме «Москва слезам не верит»

В самом центре комнаты стоят две громоздкие телекамеры, широко используемые на студийных съемках в 80-е годы прошлого столетия — КТ-178 и КТ-132.

«Существует легенда, что именно наша камера КТ-132 снималась в кинофильме „Москва слезам не верит“, в сцене, когда Родион приезжает на съемки к Катерине Александровне, ставшей уже директором фабрики. Но достоверных подтверждений этому пока нет», — рассказывает Вячеслав Владимирович.

Важные детали и мелочи

Второй, совсем небольшой отдел музея посвящен различной вспомогательной технике и электронике. Здесь есть даже первые ЭВМ! А также: микрофоны, радиопетлички, первые калькуляторы, печатающие устройства, беспроводные наушники, осциллографы, вольтметры, транзисторы, радиолампы и микросхемы.

Именно так нужно было держать микрофон спортивного комментатора

Вот Вячеслав Владимирович держит в руках чудом сохранившийся, но очень ветхий микрофон спортивного комментатора. Поролоновая ветрозащита на нем настолько стара и изношена, что осыпается от прикосновений. Она должна была приглушать звуки ветра и шумного стадиона. А маленькая пластиковая планка, упирающаяся в верхнюю губу, отмеряет точное расстояние, на котором нужно держать микрофон.

Большие квадратные черные часы на стене — не просто украшение комнаты. В свое время они выполняли важную функцию на телевидении.

«Сейчас все новостные программы на федеральных каналах начинаются с компьютерного изображения часов, показывающих точное время. Но в СССР не было видеографики, поэтому операторы просто подкатывали камеру и крупным планом показывали циферблат», — говорит наш собеседник.

Эти часы были произведены на челябинском часовом заводе «Молния» в 1970-х годах

Немалое удивление и даже трепет вызывает уникальный и, благо, не использованный комплект дозиметров. По словам Вячеслава Владимировича, наличие данного устройства обусловлено тем, что гостелерадиокомпания — это стратегический объект, который должен работать в любых условиях.

«При радиоактивном заражении эти колбочки должны раздаваться персоналу, чтобы у каждого был индивидуальный дозиметр, измеряющий уровень облучения человека. Если показатели превышены, работнику нужно отправляться в „чистую“ зону. К счастью, мы ни разу не использовали этот прибор».

К счастью, дозиметры ни разу не использовались по назначению

Третий зал музея расскажет посетителям о том, как в Челябинске развивалось радиовещание. Эта комнатка пока самая маленькая, но со временем она будет пополняться новыми экспонатами.

«Тут у нас имеется целая коллекция радиоприемников. Самый старый, 1937 года выпуска, находится сейчас в мастерской, его восстановили, и скоро он вернется к нам, чтобы радовать своим звучанием. Сохранился также прибор из набора „Сделай сам“, который можно было купить за 20 рублей и самому себе смастерить радиоприемник».

В этом отделе громоздится музыкальный микшерский пульт, проводные радиоприемники, репортерские аппараты, записывающие звук на магнитные ленты и кассеты, а также гибрид проигрывателя грампластинок и кассетного магнитофона производства челябинского радиозавода «Полет».

Микшерский пульт для воспроизведения и настройки звуковых дорожек

«Наши самые благодарные слушатели — ребята 12–13 лет. Здесь им очень интересно, тем более, кроме музея, мы проводим экскурсии и по самой телерадиокомпании, и они могут даже понаблюдать за некоторыми рабочими процессами. Они смотрят на ту технику, с которой мы работаем сейчас, а потом мы приводим их в музей и они узнают, откуда все это начиналось», — поясняет Вячеслав Владимирович.

Одним словом, мы уверены, что музей телевидения и радио вызовет у гостей настоящий восторг. Советуем посетить его не только тем, кто интересуется историей развития радио- и телевещания, но также и начинающим инженерам, конструкторам и всем тем, кто неравнодушен к технике и электронике.

В будущем работники телерадиокомпании планируют добавить в экспозицию интерактива, чтобы гости могли, например, сами что-то поснимать, просто поводить камерами или даже склеить кинопленку. Благо, здесь она сохранилась в огромных количествах.

В настоящее время в музее нет механизма приема гостей с точными днями и часами посещения, поэтому все экскурсии проводятся по предварительной записи и по согласованию с руководством ГТРК «Южный Урал» с помощью официального письма. Экскурсии в музее проводятся только для организованных групп.

Материал опубликован в рамках проекта «Куда сходить в Челябинске», где мы рассказываем об интересных местах города. Редакция «Челябинского обзора» не состоит в коммерческих отношениях с лицами и организациями, указанными в тексте.

Мнение

Интервью

Популярное