Роман Болотов:

«Наша цель — наведение порядка в общественном транспорте»

Региональное управление Федеральной антимонопольной службы возбудило дело в отношении сразу 31 челябинского предприятия, осуществляющих пассажирские перевозки на маршрутных такси. Начальник управления транспорта администрации Челябинска Роман Болотов рассказал «Челябинскому обзору», почему в мэрии решили обратиться к антимонопольной службе.

Напомним, 28 февраля УФАС возбудило дело по нарушению Закона о конкуренции против компаний-перевозчиков по факту повышения ими цены за проезд в маршрутках с 23 до 25 рублей, которое произошло в конце ноября прошлого года.

Фигурантами дела стали: ООО «Первая Гильдия+», ООО «Такси-сервис», ООО «Такси-сервис Ком», ООО «Копейское маршрутное такси», ООО «Аль-Транс», ООО «Трейд-авто», ООО «Урал-Дом», ИП Осинский, ООО «Гранд», ООО «Кумир-Автолайн», ООО «Кумир-Автолайн 2», ИП Деменюк, ООО «Сервис-Транс», ООО «Эдельвейс», ООО «Челябинское такси», ООО «Челябинское маршрутное такси», ООО «Автолайн», ООО «ЧелябАвтобус», ООО «Автобан», ИП Карпова, ООО «Консул», ИП Мамакурбанова, ООО «Авто-лига», ООО «АвтоЛуч», ООО «Автотранспортное предприятие 2», ООО «Тодес», ИП Темникова, ООО «Общественный городской транспорт», ООО «ОВВИ-Авто», ИП Мухгалимов и ООО «Кременкульское пассажирское автотранспортное предприятие». Иными словами — практически все крупные частные компании-перевозчики города. По версии антимонопольной службы, они заключили антиконкурентное соглашение.

Челябинские маршрутки попали под антимонопольное расследование.

— Мы приняли решение обратиться к антимонопольной службе, после того, как по поручению Главы Челябинска Евгения Николаевича Тефтелева мы начали досконально разбираться в этом вопросе. Мы считаем, опираясь на мнения тех экспертов, что мы привлекли, что налицо — картельный сговор, когда практически одновременно были повышены цены на проезд в маршрутных такси компаниями-перевозчиками.

При этом, действительно, в федеральном законодательстве (ФЗ-220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» — прим. редакции) прописано, что частные компании-перевозчики могут самостоятельно устанавливать цены на своих маршрутах, если эти маршруты — так называемые «нерегулируемые», то есть тарифы на них не устанавливаются властями.

Но когда у разных перевозчиков на разных маршрутах должна быть разная себестоимость поездки (разное «плечо» маршрута, разные расходы и затраты), а цены поднимают одновременно и на абсолютно одинаковую величину... Не повысила цену только одна компания-перевозчик. Что любопытно, повысили цену и нелегалы. Ровно на те же два рубля.

Теперь в этом будем разбираться не только мы, но и наши коллеги из антимонопольной службы. Кстати, у них есть и замечания к нам, и касаются они именно отсутствия маршрутов по регулируемым тарифам, чтобы они подстегивали сдерживание цены.

— Как отреагировали перевозчики на возбуждение дела?

— Насколько я знаю, лишь единицы предоставили в антимонопольную службу свое видение экономического обоснования повышения платы за проезд. Многие этого делать не стали А некоторые и вовсе отказывались официально получать письма. Думаю, что такое поведение очень опрометчиво.

— Но почему они себя так повели?

— Я могу только догадываться об этом. Возможно, они не особо переживают по поводу антимонопольной службы. Ведь даже если дойдет до суда или наказания, то оно, как правило, измеряется в процентах от выручки компании. Вероятно, перевозчики думают, что даже в случае штрафа отделаются небольшими суммами.

Здесь надо понимать, что формально практически все компании-перевозчики — это небольшие ООО (пусть в ряде случаев и связанные с одними и теми же бенефициарами или руководителями), которые, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения. Учитывая же то, что все они работают с наличными деньгами челябинцев, нам остается только догадываться о, скажем так, качестве их налоговой отчетности.

И понятно, что в таких раскладах у них совершенно другие условия для работы, нежели, скажем, у муниципальных транспортных предприятий, которые все зарплаты, налоговые и прочие выплаты производят исключительно «в белую».

— Подождите. Разве транспортники, в том числе частные, не обязаны, как того требует закон, устанавливать у себя онлайн-кассы или что-то подобное?

— Согласно тем поправкам в законодательство, которые, насколько я знаю, готовятся к принятию, они будут обязаны иметь терминалы для приема безналичной оплаты проезда.

Кроме того, с 1 июля 2019 года все транспортные средства, на которых осуществляются массовые пассажирские перевозки, будут обязаны иметь тахограф.
Цель у всех этих нововведений одна — повысить прозрачность пассажирских перевозок, навести на нем порядок. Со всех сторон. В том числе — с финансовой. Это большой и непростой процесс, который займет довольно долгое время. Но надо понимать (и компаниям-перевозчикам в первую очередь) — этот процесс — не только «хотелки» управления транспорта, но федеральный тренд. Он неизбежен. Дело, которое возбудили наши коллеги из антимонопольной службы — один из «звоночков», который должны услышать все.

Ведь на самом деле это правильно, и очень важно — навести порядок и сделать работу транспортников максимально прозрачной. Ведь речь идет даже не столько о деньгах, но и о безопасности пассажиров.

Отправьте нам новость

У вас есть новость или информация для нас? Считаете, что мы могли бы написать об этом? Поделитесь с нами тем, чем считаете нужным, и оставьте координаты для связи, чтобы мы могли уточнить и проверить то, что вы нам сообщили.

«Челябинский обзор» гарантирует вашу конфиденциальность как источника информации, если вы прямо не попросите об обратном.

Мы не обещаем, что ваша информация обязательно станет поводом для публикации, но обещаем, что проверим со всей серьезностью то, что вы нам сообщили.