Максим Кичеев:

«Мы сохраним муниципальный транспорт и не позволим частникам диктовать условия»

Андрей Ткаченко

И. о. начальника Управления транспорта администрации города Максим Кичеев — о закупе новых автобусов и трамваев, новых маршрутных лотах для частников, методах борьбы с нелегалами и о том, почему Челябинску необходимы машины малой вместимости.

— Максим Викторович, понятно, что вас назначили совсем недавно, и большая часть первостепенных задач досталась вам по наследству от Романа Болотова (бывший начальник управления транспорта администрации Челябинска, покинул пост по собственному желанию, сам привел в структуру Максима Кичеева — прим. редакции)...

— По большому счету, да. Основная задача, стоящая сейчас перед управлением транспорта администрации Челябинска — укрепление материальной и технической базы ООО «Общественный городской транспорт» (занимается перевозкой на автобусах — прим. редакции) и ООО «ЧелябГЭТ» (осуществляет движение трамваев и троллейбусов, также имеет небольшой автопарк — прим. редакции). В настоящий момент имущество МУП «Челябавтотранс» выкуплено городской администрацией ( МУП проходит процедуру банкротства — прим. редакции). Автобаза, которая располагалась на Молодогвардейцев, 3, сейчас находится в управлении Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям. Это очень важная веха нашей сегодняшней работы, так как без базы, без фундамента дальнейшее развитие муниципального транспорта будет затруднительным. Отработав план действий по имущественному комплексу по ОГТ, мы планируем такие же действия с имуществом МУП «ЧелябГЭТ».

— Есть какие-то предварительные сроки по операциям с имуществом «ЧелябГЭТ»?

— Думаю, что весь процесс начнется этой осенью, в октябре-ноябре.

ООО «ОГТ» планирует закуп новых автобусов на газомоторном топливе

— Каковы сегодня основные проблемы в сфере транспортных муниципальных перевозок в Челябинске?

— В первую очередь подвижной состав. Это ремонт имеющегося и приобретение нового. Мы будем закупать новые машины, оборудованные газомоторным топливом. Сейчас идет работа по привлечению инвесторов, прорабатываются модели муниципально-частного партнерства.

— Каков план закупа по автобусам на газомоторном топливе?

— На сегодняшний день мы планируем до 2020 года довести количество автобусов на газомоторном топливе до 100%. Рассчитываем, что потребность ООО ОГТ — 160 единиц транспорта, и он весь будет на газомоторном топливе.

— Что это будет за марка автобусов?

— В прошлом году парк ОГТ пополнился автобусами «НЕФАЗ». Низкопольными, с новым оборудованием, с местами для инвалидов. Но тут говорить, что мы отдаем предпочтение какому-то производителю, нельзя. Так же будет объявлен конкурс, так же будем отбирать, в том числе учитывая цену, конечно. Тем более что рынок достаточно конкурентный.

— А на каких муниципальных маршрутах в ближайшее время прибавится подвижного состава? Например, есть автобус № 18, который очень востребован, но ходит так редко.

— Согласен, на 18-м маршруте курсирует всего два автобуса. Подвижной состав будет увеличен на всех маршрутах ОГТ. Даже на тех, которые и сегодня работают хорошо. Например, № 4 и № 64 — ходят часто, строго по расписанию. Но все равно имеющегося подвижного состава там не хватает. Так что при закупке новых автобусов подвижной состав пойдет и на эти маршруты.

«Основная задача — ввести маршруты в один лот таким образом, чтобы они были сбалансированы»

— С частными перевозчиками в настоящий момент ведете переговоры на предмет улучшения качества подвижного состава?

— Да, частные перевозчики не всегда радуют нас качеством... Мы надеемся, что они осознали те проблемы, которые есть на их предприятиях, и будут работать на порядок лучше. Приведу пример. У нас есть маршрут № 19, с Чистопольской до ЧМК, так там начали осуществлять перевозки по 10 рублей для пенсионеров и по 20 — для льготников. Это конечно, хорошо, но поступает информация, что водители далеко не всегда следуют этому уровню цен. Иногда садится в транспорт женщина пожилого возраста, а ей говорят — а я вас не повезу за 10 рублей, платите 20... И очень много жалоб на такую социальную несправедливость. Это свидетельство того, что руководители транспортных предприятий не всегда владеют информацией о том, что происходит у них на линии.

— А когда уже во всех маршрутных такси появятся терминалы и возможность оплатить проезд транспортной картой? По факту ведь далеко не всегда можно воспользоваться этой услугой. Зимой был скандал, когда водитель маршрутки высадил школьницу, потому что у нее не было наличных денег, а терминал не работал...

— Мы вели переговоры со Сбербанком, и они готовы сотрудничать по этому вопросу, но тут речь идет о стоимости транзакций. Этот процент для транспортников, скажем так, великоват. Кроме того, нужно понимать еще одну важную вещь: если налоговые перечисления ОГТ и «ЧелябГЭТ» открыты, они работают подотчетно, то частники, разумеется, пытаются любыми способами уйти от налогообложения. А ведь при проведении таких транзакций будут видны и пассажиропоток, и вся налоговая база. Мы, разумеется, продолжаем работу в этом направлении. Результаты будут.

— Вообще, какие реальные механизмы есть у управления сейчас, чтобы повлиять на частные транспортные предприятия, в особенности в отношении распределения подвижного состава по маршрутам? Ведь если по какой-то линии машины ходят буквально каждые три минуты, то на других их приходится ждать.

— Произошли значительные изменение в 220 ФЗ ( «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — прим. редакции). Внесены изменения в решение Челябинской городской Думы 19/19 и на основании этого сделаны изменения в положение об управлении транспорта. Эти изменения позволят нам заложить требуемые технические нормы при проведении следующих конкурсов, а также создавать лоты.

«Если налоговые перечисления ОГТ и „ЧелябГЭТ“ открыты, они работают подотчетно, то частники, разумеется, пытаются любыми способами уйти от налогообложения»

— Поясните про создание лотов. В чем их преимущество?

— Все просто. Мы не будем выставлять на конкурс тот или иной маршрут. Мы выставим на торги лот, который будет состоять из нескольких маршрутов, основанных на анализе пассажиропотока и выручки. Основная задача — ввести маршруты в один лот таким образом, чтобы они были сбалансированы. Хотите работать? Вот лот, в нем два направления. Одно очень прибыльное, другое менее. Может, даже просто самоокупаемое хотя бы. Но за счет первого направления предприятие будет зарабатывать деньги. И если оно хочет продолжать свою деятельность в муниципалитете, будет заявляться на этот лот. Потому как у него не будет иных условий. Главой города поставлена задача: сохранить муниципальный транспорт, что не позволит частным перевозчикам диктовать условия. Нам необходимо соблюсти баланс интересов и защитить права пассажиров.

— Как сегодня осуществляется мониторинг частников, которые нелегально работают на популярных маршрутах?

— Так же, как и раньше. У нас есть план, подписанный шестью службами: это управление транспорта, налоговая, управление по делам миграции, УГДН (управление государственного дорожного надзора — прим. редакции), ГИБДД города и области. План по работе с транспортными предприятиями, у которых отсутствует карта маршрута. То есть проще говоря, это нелегалы, которые прикрываются вывеской «экскурсионный маршрут». Я сам лично как-то проехал в такой маршрутке, никакой экскурсии что-то не услышал и не увидел (улыбается). По КоАПу за отсутствие карты маршрута водитель несет штраф в 5 000 рублей, а должностное лицо — до 50 тысяч рублей, а юрлицо — до 300 тысяч.

Нарушителей-«экскурсионников» в Челябинске ловят постоянно

— Часто ловите нарушителей? И на каких маршрутах?

— Да, постоянно. Во всех районах города. Возьмем Ленинский, ЧМЗ, есть 60-й маршрут от конечной Шершней через Тополинку на ЧМК. Нелегалы активно пользуются пробелами в нормативной базе и неспособностью контролирующих органов работать в таком объеме. Около 200 машин-нелегалов выходит в день на улицы Челябинска! На ООО «Автобусная компания» наложено в общей сложности около 5 млн рублей штрафа. Также администрация города Челябинска подала шесть исков на то, чтобы запретить действия компании на том или ином маршруте. Два решения суда вступили в силу — это по 60-му маршруту и по 29-му. В мае ОГТ подало иск на возмещение упущенной выгоды на 66-м маршруте. В дальнейшем мы намерены взыскивать штрафы не с юрлица, а с водителя или владельца транспортного средства. Ведь именно водитель управляет транспортным средством, является инструментом нарушения правового акта. Конечно, он понимает, что выехал на этот маршрут, и знает, что никакой экскурсии не проводит. Хозяин транспортного средства тоже осознает, что сдал свою машину в аренду и получает выгоду от не совсем законной деятельности... Вот ОГТ и пошло по такому пути, чтобы привлечь недополученные средства. У нас уже было первое заседание, 5 сентября будет следующее.

Кроме того, сейчас разрабатывается дорожная схема по движению по выделенным полосам. Одно из ее преимуществ — контроль на данном участке дороги, по которому не смогут передвигаться нелегальные перевозчики.

Вопрос с выделенными полосами под общественный транспорт в Челябинске пока остается открытым

— Про выделенные полосы: на днях замглавы Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников сказал, что пока городские власти не видят смысла в их создании, так как толку муниципальному транспорту от них будет немного, а вот жизнь автомобилистов значительно усложнится.

— Видите, тут ситуация каждый день меняется. Сейчас разрабатывается новая дорожная схема. Управление дорожного хозяйства хотело в виде эксперимента опробовать участки, на которых можно ввести «выделенку». Но когда провели замеры на участке улицы Труда, то увидели, что время прохождения данного участка общественным транспортом уменьшится на 1–2 минуты, а полосы, по которым идет движение автомобилей, будут загружены в два раза больше. То есть автомобилисты сильно проиграют, а общественный транспорт не сильно выиграет. Но это рассматривается сейчас на одном определенном участке, а можно ведь опробовать другие. И при изучении этой дорожной схемы будет видно, где данный метод можно применить, а где нет. Так что вопрос, я думаю, пока открытый.

— Давайте о «ЧелябГЭТ» поговорим. Скажите, почему в трамваях и троллейбусах внезапно появились ностальгические бумажные билеты, отрываемые с катушек? Вместо уже привычных чеков из терминала.

— Здесь вопрос экономический. Директор предприятия Александр Павлюченко считает, что по терминалам цена транзакции велика. Естественно, что затраты, которые несет перевозчик, он считает необоснованными.

В Челябинске сейчас разрабатывается новая дорожная схема

— Вы имеете в виду проведение платежа через терминал? Пассажиры-то высказывают опасения, что в кассы транспортных предприятий опять пошел «черный нал»...

— Понятное опасение. И хочу уверить жителей: ничего такого нет. Думаю, этот эксперимент с билетами с катушек — ненадолго.

— У предшественника ООО «ЧелябГЭТ» — МУПа — были серьезные финансовые проблемы. Насколько Павлюченко удалось решить эту проблему?

— Убытки у МУПа действительно были. Сейчас готовятся мероприятия по выкупу имущества и расчету с кредиторами. У Александра Николаевича задача была — выйти на самоокупаемость. Но мы прекрасно понимаем, что при нынешней маршрутной сети это очень сложная задача. Есть недоверие к общественному транспорту. Вообще, житель Челябинска немного избалован — в хорошем смысле этого слова. Та система, что существует у нас в городе, больше не представлена нигде в миллионниках. Она позволяет из одного края города доехать до другого без пересадок, все 20-30 км, за относительно короткий промежуток времени. Мы понимаем, что есть средняя скорость по городу транспорта большого класса, среднего класса, малого класса; и маршрутки по скорости движения очень выигрывают. Естественно, жители понимают, что на маршрутке на работу доедут за 15-20 минут, а на трамвае — минут через 30-35. Эти факторы влияют на то, что «ЧелябГЭТ» в этой борьбе немножко тяжеловато. Ну, и сеть не так развита, как та, что используют частные перевозчики.

— Какое количество подвижного состава сейчас у ООО «ЧелябГЭТ»?

— Около 320 единиц, 170 трамваев и 150 троллейбусов.

— Опять же Алейников заявлял, что в долгосрочных планах есть протяжка трамвайной сети в новые микрорайоны, в частности, в Парковый-2.

У ООО «ЧелябГЭТ» сейчас около 320 единиц подвижного состава

— Да, развитие электротранспорта планируется. Также в планах есть закупка 24 новых трамваев.

— Глава города Евгений Тефтелев говорил, что соотношение частного и муниципального транспорта в Челябинске должно составлять 50 на 50. Это актуально до сих пор?

— Да. Конкуренция должна быть, частные перевозчики должны существовать. Ведь есть улицы, где автобусам большой вместимости просто невозможно маневрировать! И часть сети города просто не сможет обойтись без состава малой вместимости. И тут, считаю, нам как раз должны помочь частные перевозчики. Работать, развивать бизнес, приобретать новый подвижной состав. Это позволит жителям нашего города спокойно добираться туда, куда нужно. Я только за.