«После школы мне хочется слушать Баха»

В детской школе искусств №12 появился музыкальный театр

Из разных кабинетов звучат фортепиано, баян, барабаны и детские голоса — это обычный рабочий день в муниципальной школе искусств № 12 Челябинска. На сегодняшний день здесь учатся 468 ребят. Для чего им искусство и о чем мечтают начинающие музыканты — поинтересовался «Челябинский обзор».

Андрей Ткаченко

«А здесь у нас ритмика», — директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 12» Ольга Букина показывает учебные классы. Малыши с 6 лет под фортепиано и счет преподавателя топают ногами, хлопают в ладоши: «И раз-два-три, и раз-два-три». Так они изучают сильные и слабые доли в музыкальном произведении. У девочек волосы собраны в аккуратные косы. Мальчики в белых рубашках сосредоточенно бубнят себе под нос: «И раз-два-три!», хмурят брови, когда что-то не получается.

Чувство ритма особенно важно для барабанщиков. Семилетний Тимур уже уверенно держит палочки и крутится на стуле.

«Я все время дома по всему стучал. Даже по столу. Вот родители и отдали меня на ударные в школу искусств, — Тимур немножко кривляется возле барабанной установки. Преподаватель просит его сыграть «Радугу». Палочки ударяют по бочкам, юный музыкант беззвучно шевелит губами, проговаривая ритм. — Ай! Сбился! Давай сначала? Раз, два».

В соседнем классе 10-летняя Аня играет «Карнавал» немецкого композитора Шумана. Это ее любимое произведение. По программе ей сегодня нужно освоить «По дороге домой из школы» Эмиля Градески. Пальцы сбиваются, Аня тяжело вздыхает.

«У меня есть взрослый брат, ему 19. А еще есть маленькая сестра — ей 6. Для нее я играю дома на электрическом фортепиано. А когда учу новое произведение — надеваю наушники, чтобы соседи не ругались, — рассказывает юная пианистка. — Музыка мне нравится разная: и современная, и классическая. Возвращаясь из школы домой, я часто слушаю Иоганна Себастьяна Баха, очень мне нравится. Когда вырасту, хочу стать музыкантом: поиграю в оркестре, потом — немного современной музыки, может быть, джаз... А потом уже определюсь».

«Когда учу новое произведение — надеваю наушники, чтобы соседи не ругались»

Десятиклассник Влад Швецов, как и Аня, уже решил, с чем связать свою жизнь. Он хочет стать актером, а вокал — немаловажный навык в этой профессии. Сейчас он готовится к международному фестивалю «Звездный калейдоскоп». Там он исполнит две песни: «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Фрэнка Синатры и «С шиком-блеском» из мюзикла «Чикаго».

«Песни я выбирал сам. Мне вся эта тема Бродвея очень близка: эти песни можно обыграть и лицом, и телом. Одноклассники некоторые надо мной подшучивают: „Вот, звезда наша! Стас Михайлов 45-ой школы“. Я был в шоке, когда первый раз услышал. Приятно, конечно, но лучше б столько цветов, как Михайлову, дарили, чем просто шутить», — с улыбкой рассказывает Влад.

До Международного конкурса исполнителей детско-юношеской эстрадной песни «Звездного калейдоскопа» еще несколько недель — фестиваль пройдет в челябинском ДК им. Колющенко с 1 по 3 декабря при поддержке администрации города Челябинска. В этом году «Калейдоскопу» исполняется 20 лет. Его бессменный руководитель Игорь Прутских отмечает, что в жюри фестиваля нет челябинских музыкантов и педагогов — только другие регионы и страны. «Звездный калейдоскоп» дал путёвку в жизнь многим звездам современной взрослой эстрады: лидеру команды КВН «Уездный город» и «Луна» Стасу Ярушину, финалистке проекта «Народный артист» Ангелине Сергеевой (г. Самара), победителям проекта первого канала «Утренняя звезда» Есении Кравцовой (г. Снежинск), Насте Ермаковой (г. Златоуст), финалистам проекта ОТВ «Я звезда» Роме Коробкову, Олесе Мосенжук, победителю конкурса «Песня не знает границ» Жанне Медведевой, сёстрам Каймаковым и Анне Музафаровой (проект «Голос», солистка группы «Open Kids») и многим другим.

Чтобы дети уверенно чувствовали себя на сцене, их нужно научить работать со зрителем. Для этого в школе искусств № 12 было создано новое направление — «Музыкальный театр». Это синтез различных видов искусств. Ученики осваивают искусство слова, пения и движения, а еще пытаются сочетать их друг с другом.

Ученики осваивают искусство слова, пения и движения, а еще пытаются сочетать их друг с другом.

Преподаватель сценического движения и актерского мастерства Алена Матвиенко — молодая девушка, которая разговаривает с детьми на одном языке. Ей понятны их интересы. Когда одна из учениц — Елизавета Тарасова — на вступительном экзамене исполняла песню группы «Ария», Алена Владимировна сразу разглядела в ней рок-принцессу и стала предлагать Лизе к прочтению басни и стихи, которые ученица легко исполняет с дерзкой молодецкой ухмылкой.

«Молодые преподаватели, а их 30% от общего количества педагогического состава, — это наша гордость. Они очень грамотно подходят к своему делу, помогая обучающимся делать собственные открытия в музыке, готовят учащихся к Олимпиадам, концертам, участию в научных конференциях», — объясняет Ольга Букина.

После небольшой голосовой разминки «Моль» на сцену поднялась улыбчивая девятилетняя Маша в костюме белого пушистого кота с перчатной куклой соловья. Прочитала басню. Поклонилась. Поправила белоснежную юбку, торопливо уселась на стул:

— Петь я начала с пяти лет, родители поняли, что у меня есть талант и привели сюда!

— А мое направление — эстрадный вокал, — перебивает Машу ее одноклассница. — Люблю разные песни: и современные, и кое-что из прошлого.

— Мне нравятся не просто песни, я тусуюсь под музыку, — возвращает к себе внимание Маша.

В течение учебного года музыкальный театр делает отчетные концерты, мероприятия и новогодние елки. Все ученики в постановках задействованы.

«У нас же нет режиссера или декоратора, поэтому мы все делаем сами. Родители помогают с большим энтузиазмом. В прошлом году проходил смотр-конкурс отчетных концертов по школам искусств города. Наш „отчетник“ был сделан как небольшой спектакль. В администрации нас похвалили. Приятно», — рассказывает директор Ольга Букина.

Молодые дарования муниципалитет поддерживает: были созданы условия для творческого взаимодействия детей разных возрастов из разных школ искусств, результатом чего стали городские проекты: «Всё начинается со школьного звонка», «Приключения новогодней песенки», «Чудеса с доставкой на дом», «Два дня без мам и пап», «Волшебство бывает раз в году» и другие. Ученики разных школ дружат между собой, делятся знаниями и шутками, поддерживают друг друга на конкурсах. Пока они не стали взрослыми — большой конкуренции между ними не чувствуется.

Пока они не стали взрослыми — большой конкуренции между ними не чувствуется.

«Музыкальный театр, городские проекты и различные конкурсы — мотивация для ребят, чтобы они не бросали школу искусств в подростковом возрасте. Малышам тут всегда интересно, а ребята постарше находят что-то свое в каждом направлении. Они редко бросают музыкальную школу, потому что понимают: искусство это важно, нужно и интересно», — добавляет Ольга Владимировна.

Юный баянист Вова с пяти лет играет на инструменте. Из-за баяна девятилетнего музыканта почти не видно, но когда он начинает играть... многочисленные грамоты украшают стены ДШИ № 12.

«Больше всего мне нравится играть „Рассказ Коковани“ из сказок Бажова. Иногда выступаю на школьных мероприятиях, чаще — на городских. Я еще не решил, кем стану, когда вырасту. Но прогуливать уроки баяна мне не хочется, здесь интересно и с ребятами весело. Хотя изначально я шел на факультет гитары, но почему-то выбрал баян, сам не знаю, как так получилось. Но уж точно не жалею», — рассказывает Вова.

Сегодня на баяне в ДШИ № 12 учатся играть 20 учеников. Репертуар уроков самый разнообразный: от классики и народных композиций до современных песен.

Ученики тоже есть разные. С обычными ребятами в музыку погружаются ребята с особенностями развития. Аутизм, инвалидность, синдром Дауна — это не помеха искусству. Малыши учатся исполнять произведения на фортепиано, баяне, духовых инструментах, поют и играют в музыкальном театре. К каждому ребенку есть свой подход, но детей не разделяют. Особенные дети учатся вместе с обычными. Дружат. Гуляют. Смеются. Некоторые дети вовсе не замечают особенностей своих одноклассников. Несколько детей с особенностями развития по окончании школы искусств решили продолжить музыкальную карьеру. Сейчас учатся в колледжах и институтах культуры.

Аутизм, инвалидность, синдром Дауна — это не помеха искусству.

«Детская школа искусств № 12 существует с 1991 года. За это время больше тысячи учеников решили связать свою жизнь с музыкой. А сколько ребят овладели инструментами, закончили школу и музицируют, как говорится, „для себя“ — не сосчитать. 26 лет — возраст юности человека, для школы — время доказать свою значимость, обосновать факт своего существования. Мы стремимся развивать нашу школу, делать её лучше и красивее. Многое уже сделано, многое ещё предстоит сделать», — отмечает директор ДШИ № 12 Ольга Букина.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное