Раздача верблюдов

В Челябинске завершился IV кинофестиваль «Полный Артхаус»

В Челябинске подвели итоги «Полного Артхауса». Фестиваль кино «не для всех» на этот раз привлек рекордное число зрителей, и многие фильмы проходили с аншлагами. Это еще раз подтверждает, что суровые челябинцы ценят качественное кино. Кто покорил сердца киноманов и членов жюри на этот раз — читайте в нашем материале.

Режиссер фильма «No comment» Артем Темников
Ярослав Наумков

46 фильмов для 6000 зрителей

За восемь дней фестиваля «Полный Артхаус» на челябинских экранах было показано 46 фильмов. В этом году организаторы вышли за рамки российского авторского кино. В программу под названием «Краски мира» вошли картины «Слепые свидания» Левана Когуашвили (Грузия), «Страшные сказки» Маттео Гарроне (Испания), «Эйзенштейн в Гуанохуано» Питера Гринуэя (Великобритания), а также итальянская лента «Декамерон» братьев Паоло и Витторио Тавиани. Кроме того, впервые молодые челябинские режиссеры совместно с гостями провели творческие мастер-классы для студентов Академии культуры.

Было задействовано и рекордное число площадок, в том числе, коммерческий кинотеатр «Мегаполис». Там прошли не только церемония открытия и закрытия с демонстрациями фильмов Александра Сокурова «Франкофония» и Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», но и программа «Краски мира». А в Театре драмы имени Наума Орлова состоялся киновечер.

По предварительным подсчетам, на фестивале «Полный артхаус» побывало около 6000 человек. На первый взгляд, может показаться, что для миллионного города это очень мало. Однако организаторы отмечают, что этого вполне достаточно. «Вообще, это странное желание — ждать каждый год какого-то прибавления зрителя. У наших основных площадок — кинотеатра Пушкина и „Знамени“, где проходят главная и конкурсная программа — определенная вместимость. Всего 112 мест, — пояснила арт-директор фестиваля Тамара Мордасова. — Зал „Знамени“ заполнялся с неизменными аншлагами и на дневной ретроспективе, что для фестиваля — действительно движение вперед. Также мы увеличили количество зрителей за счет того, что в центре Оболенского прошло пять встреч, а не две-три, как раньше».

Кто увез верблюдов?

В конкурсной программе фестиваля было заявлено семь работ. Строгому жюри в составе организаторов, начинающих режиссеров, кинокритиков, журналистов и рядовых горожан предстояло определить, кому достанется одна из четырех статуэток крылатого верблюда. Кстати, еще одну — пятую — вне конкурса получил Александр Сокуров.

Как отмечают сами организаторы, главными судьями являются зрители, ведь, в первую очередь, именно для них стараются режиссеры. Поэтому приз зрительских симпатий был выделен в отдельную номинацию. Его получил режиссер фильма о чеченской войне «No comment» Артем Темников. В сюжете сталкиваются две судьбы: российского офицера-разведчика и немца, который отказался от своего прошлого во имя любви к молодой турчанке и был завербован ваххабитами.

Артем Темников — журналист и режиссер телевидения, работавший в «горячих точках»: Афганистане, Ираке, Чечне — знает о войне не понаслышке. «Всегда страшно, когда пролетает „железо“ и может снести башку. Впрочем, через некоторое время ко всему привыкаешь. Бывает, приезжаешь в какой-нибудь регион, там сидят наши корреспонденты, играют в нарды... А тут пуля! Стукается об стену, падает на доску и крутится! Один из них так спокойно щелчком пальцев скидывает ее и говорит „Ходи!“», — рассказал Артем Темников.

«No comment» стал для него дебютом в игровом кино. Артем Темников признается: в то время, когда началась его творческая деятельность, он не был востребован как кинорежиссер и пришлось уйти на телевидение.

Приз молодежного жюри получил фильм «Ангелы Революции» Алексея Федорченко — история о том, как шесть эмиссаров от Советской власти поехали с культурно-просветительской миссией к хантам. «Тяжело выбирать фильм, когда тебе немного за 20 и ты сам заканчиваешь каждый день выбранным или не выбранным, — отмечает член жюри, аспирант культурологического факультета ЧГАКИ Роман Прецер. — Душа тяготела к фильму, в котором немножко лихорадит, потому что тебя также лихорадит».

Приз творческих союзов, куда вошли журналисты и кинокритики, получила дилогия о воображаемой стране «Авентур» Ирины Евтеевой. Как подчеркнула председатель жюри Ольга Конфедерат, «за искусность ремесла и за магию искусства». Фильм — экранизация рассказа Грина «Фанданго» и притчи «Тайна морского пейзажа» — сочетает в себе три жанра: анимационный, художественный и музыкальный.

«Я ощущаю себя как режиссер, который снимает с актерами работы, а потом как художник делает анимацию. Очень люблю первый этап, когда мы работаем все вместе. Картина „Авентур“ была снята очень быстро, потому что денег на проект у нас было мало. 80 минут за 9 дней. А потом три года я рисовала и опять встречалась с актерами на стадии озвучивания», — рассказала Ирина Евтеева. Через несколько дней она планирует приступить к новой картине под названием «Творение», работа над которой продлится полтора года.

И, наконец, приз киноцентра Оболенского получил фильм «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе. Драма о последнем годе жизни перед арестом и сдачей Гаагскому трибуналу одного из генералов Балканской войны. Более десяти лет бывший генерал Дэян Станич вынужден был скрываться от трибунала на закрытых базах. По состоянию здоровья соратники перевозят его в глухую деревню высоко в горах. Шаг за шагом выстраиваются отношения одинокого старика с новой реальностью и с новым окружением.

И снова о Челябинске

Говоря о закрытии фестиваля, мы не могли обойти стороной впечатления гостей о нашем городе. Напомним, в день открытия Александр Сокуров негативно отозвался о Челябинске, где, по его наблюдениям, мало деревьев и не следят за памятниками архитектуры. Кто-то из горожан возмутился этим, а кто-то согласился, тяжело вздохнув. Исполнитель русских народных песен, романсов и авторской песни, композитор  Евгения Смолянинова «протестировала» челябинский орган в зале «Родина». Не зная о том, что инструмент пережил переезд (об этом ей сказали уже потом), она отметила хорошую акустику и великолепное звучание.

«Если у кого-то есть сомнение, нужно пойти и послушать. Я очень благодарна возможности послушать ваш орган и послушала бы его еще, — поделилась впечатлениями Евгения Смолянинова. — Я поняла, что я давно не слушала орган и это надо как-то исправлять. У вас он находится шаговой доступности: просто ходите слушайте! Тем более, что в Челябинске есть прекрасный органист Владимир Хомяков».

На закрытии фестиваля артистка порадовала зрителей сольным исполнением и отметила, что когда-нибудь она хотела бы выступить с концертом в челябинском органном зале.

Художественный руководитель фестиваля Вячеслав Шмыров уверял нас, что Александр Сокуров все-таки остался доволен. «У него был плотный график. Надо было свозить его в Органный зал», — сказал Вячеслав Шмыров.

Заглядывая в будущее

Несмотря на то, что четвертый фестиваль «Полный Артхаус» прошел в год кино, следующий, пятый, будет еще интересней, обещают организаторы. Во-первых, он будет юбилейным, во-вторых, посвящен 115-летию со дня рождения челябинского режиссера Леонида Оболенского.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное