Манифест из подвала

В Челябинске прошла X «Арт-сессия»: форум-фестиваль для работников студенческих и народных театров

Арт-сессия — как капсульная коллекция: рассчитана на узкий круг лиц, широкого интереса не привлекает и на внимание общественности особо не претендует. Между тем, для Челябинска это поистине уникальное событие: ну где еще пообщаешься с лучшими театральными педагогами России, немецким актером и швейцарским драматургом?

В Челябинске прошла X «Арт-сессия»: форум-фестиваль для работников студенческих и народных театров
Автандил Майсурадзе

О пушинках и сне тела

— Полностью расслабьте тело. Ваше кресло — это ваша опора. Руки и ноги — как песок, вы не опираетесь на них. И не засыпайте, но ваше тело при этом должно впасть в сон, — по сцене актового зала педуниверситета, на базе которого проводится «Арт-сессия», двигается невысокий мужчина с мягкой пластикой танцора и выразительными, как у телезвезды, чертами лица. Ему напряженно и бессловесно внимают сидящие в зале тридцать человек: это актеры студенческих и народных театров, приглашенных на форум. Их лица ясны, взгляд умиротворен, конечности опущены вдоль тела или уронены на колени.

Педагог, который владеет целым залом — Арвид Книппенберг, немецкий актер. Он говорит по-русски ясно, чисто и почти без акцента, и этому есть задокументированное в паспорте объяснение: Арвид родился в Нижневартовске (потом семья переехала в Германию). Сейчас у Арвида театральный проект в Кельне, за плечами пара съемок у популярных немецких режиссеров (Тома Тыквера, например), и уже второй год подряд он приезжает на «Арт-сессию» в Челябинск в качестве педагога.

— Я сам вышел из немецкого пластического театра, и сейчас мы с ребятами, на этом мастер-классе, пытаемся создать некий синтез русской и европейской традиции, —поясняет Арвид. — Между русской и европейской театральными школами большая разница: русский актер подает персонажа «изнутри», от внутреннего ощущения, от текста. Немецкий же театр, в частности, идет «снаружи», от телесных ощущений — мы выражаем текст пластически. Это легко объяснить менталитетом: русский человек более эмоциональный, перепадает из ярости в радость и обратно. Европеец сдержаннее, для него вся жизнь — работа, и тело — точно такой же инструмент функционала. Твои руки, ноги, твой нос — каждое движение должно выражать персонажа, его внутреннюю жизнь!

Затем Арвид выводит юных актеров из сидячего состояния: просит занять наиболее комфортное положение в зале — хоть в проходе, хоть на кресле, хоть на сцене, а затем дает задание найти себе пару. Потом начинается классическое упражнение на понимание партнера без слов: ребята выполняют несложные движения, настраиваются на другого человека энергетически, пытаясь прочувствовать и угадать каждый поворот, взмах, улыбку. Со стороны это выглядит как медленный завораживающий танец.

— Поселите внутри себя пушинку. Это ваше внутреннее настроение, ваша внутренняя жизнь. Найдите пушинку у другого человека, тянитесь к ней, — Арвид оглядывает участников форума, совершенно расслабленных и улыбающихся. — Сохраните это ощущения доверия, единения, открытости, помните его, когда выходите к зрителю.

О драматургии — классической и современной

Помимо мастер-классов по сценречи, движению, пластике, «Арт-сессия» состоит из спектаклей и теоретических лабораторий. Основной темой X форума стали взаимоотношения литературы и театра, в частности, много внимания было уделено драматургии для детей и юношества. Кроме того, немало копий было сломано при обсуждении довольно сложной темы: можно ли сегодня серьезно менять и сокращать тексты классических пьес, учитывая, что зритель за последний век несколько поменялся: обрел клиповое мышление, стал невнимательным и быстроговорящим? Возможно ли убирать при постановке Островского, например, гирлянды изящных словосочетаний, которые сегодня просто мешают восприятию? Пришли к выводу — можно. Но с осторожностью.

— Относись к классической пьесе, как к абсолютно современной, а к современной — как к классической, — резюмировал профессор кафедры режиссуры РАТИ/ГИТИС Михаил Чумаченко. — Не надо бояться резать текст XIX века. Иначе есть опасность заняться «пыльным» театром. Неинтересным и никому не нужным.

Кто слушатели и участники таких лабораторий? Филологи, преподаватели литературы того же ЮУрГППУ, режиссеры (например, Владимир Филонов из «Манекена»), актеры. Словом, все те люди, чьи подвижная психика, восприимчивость хорошо улавливают все шевеления в обществе, отражают тенденции еще до того, как те станут очевидными большинству.

— В рамках научной части «Арт-сессии» прошли 18 докладов. Приехал, в частности, популярный швейцарский драматург Доминик Буш, — говорит куратор и идеолог форума, доцент кафедры литературы ЮУрГППУ Наталия Сейбель. — Кроме того, выступали филологи, которые профессионально работают с текстом, например, Мария Порядина с докладом «Современная подростковая литература на театральной сцене». Если сопоставить это с практической частью «Арт-сессии», со спектаклями, которые нам показали студенческие театры, то очевидна следующая тенденция: театр сегодня стремится работать с прозаическими, а не драматургическими произведениями. Вообще, он хочет работать с текстом, который шире, чем только драма. При этом очевидно, что детская драматургия стремится выражать жизнеутверждающие идеи. Пытается быть информативной, насыщается позитивными образами. Уходит от чернухи. Ну, во всяком случае, за счет отстраненного анализа ситуации пытается хотя бы как-то снять напряженность каких-то социальных моментов.

О спектаклях 

В рамках «Арт-сессии» на разных площадках, в том числе народного театра «Профиль» ЮУрГППУ, студии «Манекен» и НХТ, показали восемь спектаклей студенческих коллективов — из Казахстана, Питера, Ижевска, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Челябинска. Все постановки очень разные, удачные и не очень, но, пожалуй, общее у них одно: месседж, состоящий в том, что любую сложную ситуацию действительно необходимо проанализировать и уже только потом выдавать какую-то реакцию на событие. Иными словами, чернухи в народном — читай, лабораторном, экспериментальном — театре действительно стало меньше, чем еще лет 15 назад. На ее место пришел вдумчивый взгляд психотерапевта.

Например, театр «Зазеркалье» из Нижнего Тагила показал вербатим-проект «Парус». Истории, записанные самими актерами со слов других, реальных людей, и разыгранные в виде коротких этюдов. Одинокая женщина, задавленный обстоятельствами и сварливой женой бывший военный, студентка, живущая между телевизором и YouTube и.т.д. «Мы хотели передать ощущения человека, который живет как-то не так, но при этом ничего не делает», — пояснил режиссер. Актеры искали истории где придется: ходили по улицам, барам, даже на вокзал. И, по сути, выполняли работу журналистов. «Моя история на сцене — это история моего родственника, — говорит актер Андрей Голубенко. — Сначала я просто начал задавать ему наводящие вопросы, но понял, что так человек не раскроется. Полез в интернет, начал читать, как правильно брать интервью. Завел разговор снова. Включал тайком диктофон, прослушивал, переписывал и выделял куски и приносил режиссеру».

Можно ли считать такой спектакль слепком реальной жизни? Несомненно. И, наверное, такой театр ближе к реальности, чем любой другой.

В последний день «Арт-сессии» постановку по Максу Фраю «Давай ты все-таки будешь» показал молодежный народный театр «Игра» из Екатеринбурга. История о мальчике, который прожил реальную жизнь бок о бок с воображаемым (или реальным?) братом, профессионально вышибла у зрителя слезу. Тем более что была разыграна настоящими мальчишками, одному из которых всего 14 лет.

Наверное, назначение молодежного, народного театра, всего того, что так любят называть словами «любительский», «непрофессиональный», как раз в этом — быть рупором страхов и надежд самых юных. Может, такое событие, как «Арт-сессия», и проходит не слишком громко, почти без огласки. Но если кому-то хочется услышать манифест целого поколения, не поленитесь, зайдите в подвал, где расположилась крохотная площадка народного театра. Самые важные слова звучат порой именно здесь.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное