Фестиваль закрыт… Да здравствует фестиваль!

В Челябинске прошел кинофорум «Полный артхаус»

Прошедший в Челябинске кинофорум «Полный артхаус» показал, что в нашем городе спрос на качественное авторское кино достаточно высок. По числу современных и фешенебельных киномультиплексов мы уже  входим в число самых продвинутых регионов страны, но у нас, к счастью, есть место и для настоящего искусства.

psychea-ya.livejournal.com

Больше фестивалей!

Формат кинофорума не предполагает пышных церемоний награждения, да и наград как таковых немного. Мы уже писали, что фестиваль ориентирован прежде всего на зрителя, его главная задача – показать максимально возможной аудитории российские фильмы, которых днем с огнем не сыщешь в массовом прокате. И теперь можно смело утверждать, что фестивальный формат дистрибуции авторского кино себя оправдывает.

По словам художественного руководителя «Полного артхауса» Вячеслава Шмырова, подобных фестивалей по всей стране должно быть больше, потому что для «штучных» картин они – реальный шанс быть увиденными. Например, молодежная драма Ивана Твердовского «Класс коррекции» (приз за лучший дебют «Кинотавра-2014») в свое время получила достаточно мощную поддержку крупного дистрибьютора и вышла в широкий прокат, однако в Челябинске, по данным прокатчиков, на сеансы было продано от силы полторы сотни билетов – столько же, сколько вместил зал кинотеатра «Знамя» на одном только фестивальном показе с участием самого Твердовского. Чувствуете разницу?

– Зрители охотнее пойдут смотреть кино, если у них есть возможность поговорить с автором и пообщаться с живыми актерами, – считает Шмыров, – и это идеальная форма выхода к зрителю для картин такого рода. Нечего им делать в широком прокате, они там просто потеряются. Я авторам всегда говорил и говорю: выезжайте в регионы, выходите к людям.

«Полный артхаус» это подтвердил: картины фестивальной программы, давно доступные пользователям торрент-трекеров в интернете, собирали в Челябинске полные залы лишь потому, что представляли их сами создатели.

Всем «братьям» по серьгам

Что касается итогов. По регламенту, картины конкурсной программы оценивали как зрители, так и различные жюри – молодежное, журналистское и жюри творческих союзов. Симпатизантом последних стала картина «Братья Ч». Это первая режиссерская полнометражная работа руководителя московского «Театра.DOC» Михаила Угарова, рассказывающая о семейных буднях братьев Чеховых, одному из которых – Антону – в скором времени суждено стать классиком русской литературы. Вопреки ожиданиям, фильм лишен биографического пафоса, это всего лишь эскиз, набросок об одиноком художнике, осознавшем свой дар. Блестяще детализированная картина, в которой органично всё – от пролетающей в кадре мухи до игры прекрасных молодых актеров Егора Корешкова («Горько!» и «Горько!2»), Артема Григорьева («Солдаты») и Александра Молочникова («Зайцев + 1», «Чемпионы»). Такую органику на киноэкране мог создать только театральный режиссер. В итоге «Братья Ч» удостоились на фестивале приза молодежного жюри «за адекватность времени и сохранение традиций поэтического реализма» и приза жюри прессы и творческих союзов «за визуальное качество, драматическую силу и нравственную высоту».

Обладателем приза Леонида Оболенского стал победитель прошлогоднего «Кинотавра» фильм «Испытание» Александра Котта (автора «Брестской крепости» и «Обратной стороны Луны»). Формулировка – «за тончайшую пластику киноязыка, память о Великом Немом и с благодарностью за «заговорившую» степь» – более чем оправданна. Фильм, рассказывающий историю любви молодых людей на фоне семипалатинских степей и в период проведения первых испытаний ядерного оружия, снят без единого диалога, но снят настолько завораживающе, что критики присвоили ему негласный титул «безмолвной поэзии».

Вера Глаголева, чей фильм «Две женщины» с Рэйфом Файнсом закрывал фестиваль, удостоилась почетной награды «за удивительно прекрасную жизнь в кинематографе». И, наконец, Гран-при и Приз зрительских симпатий достались «Белому ягелю» Владимира Тумаева, еще одной истории любви (точнее, любовного треугольника), но уже в условиях Крайнего Севера, в ненецком поселении, где трудно сделать выбор между чувством и долгом. Простая и понятная на всех земных континентах сюжетная фабула, помещенная в экстерьер суровой северной природы, изложена настолько чистым, без посторонних примесей, языком, что картина, кажется, обречена на зрительские симпатии (аналогичного приза «Белый ягель» удостоился и на прошлогоднем Московском кинофестивале).

Возмутитель спокойствия

Без сомнения, большое внимание к третьему «Полному артхаусу» привлек специальный гость, которого каким-то чудом удалось пригласить в Челябинск на излете «левиафановского марафона», – режиссер Андрей Звягинцев. На Южном Урале состоялось его, без преувеличения, боевое крещение. Судите сами: сразу по прибытии он провел практически без пауз несколько встреч со средствами массовой информации, затем участвовал в большой пресс-конференции на открытии фестиваля и, наконец, вышел непосредственно к зрителям, представляя ретроспективу своих фильмов. Вот тут Андрей Петрович, что называется, «подставился»: большая часть вопросов касалась именно нашумевшего «Левиафана», и по итогам довольно непростой беседы режиссер заметил, что подобное общение станет, пожалуй, последним в его кинокарьере. Вероятно, в будущем он станет избегать общения даже с журналистами. В беседе с автором этих строк Звягинцев признался, что хотел бы повторить подвиг Терренса Малика – никогда и ни с кем не разговаривать о своих фильмах, а просто снимать.

А чего нам от них, кинорежиссеров, еще нужно? Больше хороших и человеческих фильмов. И фестивалей.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 2

Актриса и режиссер Вера Глаголева, представлявшая под занавес фестиваля свою новую картину «Две женщины» с Рэйфом Файнсом, удостоилась почетной награды «за удивительно прекрасную жизнь в кинематографе». Вообще-то фильм представляла продюссер картины Иванова. Глаголева по причине нездоровья не приехала.

Спасибо за уточнение )

Новости

Главное