«Полный артхаус» – полный контакт

В Челябинске открывается ежегодный кинофестиваль

Кинофестивали бывают разные. Где-то расстилают красные ковровые дорожки, вручают золотые статуэтки и подают крабов в твердом панцире на фуршетах для прессы. На других просто показывают фильмы зрителю, обязательно интересуясь его впечатлениями после просмотра. В числе первых – Канны, Венеция, Берлин. К ним приковано внимание мировой прессы и истеблишмента, обладатели наград возвращаются домой уже в звании небожителей, а картинам-участникам уготована счастливая прокатная судьба. И не только.

Евгения Новоженина/ РИА Новости www.ria.ru

Стартующий же в Челябинске в ближайшую пятницу, 13 февраля, III ежегодный кинофестиваль «Полный артхаус» относится к числу вторых. Его адресат – исключительно зритель, его атрибуты – классические небольшие кинотеатры, почти камерная атмосфера ...и душевный разговор авторов с теми, кому их творения адресованы. Словом, «Полный артхаус» – это полный контакт экрана и зрительного зала.

От нового к штучному

Нынешний кинофорум естественным образом вырос из фестиваля «Новое кино России», проводившегося в Челябинске несколько лет назад и задуманного еще в те времена, когда российское кино в прокате можно было обнаружить только в очень сильный телескоп. До фурора «Ночного дозора», открывшего новую эру в истории отечественного жанрового кинематографа, было еще далеко,  потребность видеть работы российских авторов на экране оставалась неудовлетворенной. Организаторы «Нового кино» привозили в наш город все, что удавалось найти (вы удивитесь, но в одной из программ участвовал даже бусловский «Бумер», ныне имеющий статус культовой российской кинопопсы).

Ситуация изменилась. Российского попкорна различного уровня качества в расписании мультиплексов предостаточно, в то время как авторские работы, достойные внимания, часто остаются за пределами интересов крупных киносетей. По словам арт-директора фестиваля Тамары Мордасовой, последние пять лет в России ежегодно производится добрая сотня фильмов, но до кинотеатров доходит в лучшем случае десяток. Стоит ли напоминать, что подобное кино нужно смотреть на большом экране?

Челябинский «Полный артхаус» по мере сил и возможностей заполняет этот пробел.

Что покажут?

Справедливости ради стоит отметить, что в программе нынешнего фестиваля не только картины, не добравшиеся до проката. Некоторым из них посчастливилось мелькнуть каким-то небольшим количеством копий, но не удалось выдержать конкуренции с «попкорном». Это, например, «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского (приз «Кинотавтра-2014» за лучший дебют) – пронзительная и мастерски сделанная работа о попытках школьницы-инвалида после многих лет затворничества вернуться к нормальной жизни и учебе. Это и «Дурак» Юрия Быкова (приз за сценарий на «Кинотавре» и за мужскую роль в Локарно), героическая история маленького человека, слесаря-сантехника, пытающегося спасти от обрушения аварийный дом (в социальных сетях «Дурака» многие упорно сравнивают с «Левиафаном» Андрея Звягинцева, наделяя его большим правдоподобием и меньшей надуманностью). Это и долгожданные «Две женщины» Веры Глаголевой, поставленные по подзабытой тургеневской пьесе «Месяц в деревне», с обещанным Рэйфом Файнсом в одной из главных ролей.

Значительно меньше повезло с массовым показом картинам «9 дней и одно утро» нашей землячки Веры Сторожевой, «Братья Ч» Михаила Угарова с набирающим популярность Егором Корешковым, «Испытание» Александра Котта и многим другим. Вокруг такого кино не устраивают шаманских плясок с бубнами в прессе, а между тем оно едва ли оставит равнодушными тех, кто ценит простые и сложные человеческие истории. По большому счету, никакой это не артхаус – это всего лишь иной уровень общения со зрителем, не предполагающий навязчивого присутствия воздушной кукурузы и пятиканальной звуковой агрессии.

Помимо конкурсной программы, у нынешнего фестиваля еще несколько тематических блоков. Большой интерес, несомненно, вызовет программа короткометражных фильмов. «Короткий метр» ныне переживает настоящий ренессанс, и не только благодаря неожиданно возросшему интересу к жанру со стороны признанных мэтров, но и из-за тех возможностей, что он открывает перед новыми авторами, которым для творческой самореализации достаточно цифровой камеры и внятного сюжета. Нельзя пропустить и блок «Кино про кино» – киноведческий цикл о великих кинематографистах двадцатого столетия – а также вечер памяти Леонида Оболенского в зале органной и камерной музыки «Родина» с показом фрагментов немого кино и музыкальным сопровождением органиста-импровизатора Екатерины Мельниковой. Добавьте к этому выставку «Дом Тарковских. Контуры музея», и вы начнете жалеть, что в сутках лишь 24 часа.

Челябинск – Лос-Анджелес

Южноуральские киноманы знают, что ежегодно в рамках фестиваля в Челябинске высаживается десант известных кинодеятелей, причастных к тому, что мы увидим на экране. В списке нынешних гостей – Вера Глаголева, Лариса Кадочникова, Вера Сторожева, Иван И. Твердовский и многие другие. И, разумеется, следуя традициям, организаторы готовят особого гостя, своеобразную «тяжелую артиллерию». На этот раз в качестве оной выступит Андрей Звягинцев, чьего «Левиафана», удостоенного десятка призов и номинации на премию «Оскар», за минувший месяц обсуждали даже те, кто не имеет постоянного доступа к интернету. Творческая встреча с кинорежиссером, встряхнувшим общество, состоится в первый же вечер кинофорума. Далее пройдет ретроспектива всех его фильмов, начиная с «Возвращения», триумфатора Венеции-2004. У тех желающих, кто сумеет попасть в кинотеатр «Знамя» на каждый показ, будет возможность проследить эволюцию режиссера от отстраненного созерцателя метафизики жизни до жесткого и хладнокровного ее обличителя.

Сразу после визита на Южный Урал Андрей будет готовиться к отлету в Штаты, где его «Левиафана» ждет еще одно, едва ли не главное, испытание. А мы с вами останемся здесь и будем наслаждаться послевкусием от просмотра хорошего кино, снятого про людей и для людей.

Комментарии