Телик не победил

Почему кино не ушло из кинотеатров

На прошлой ­неделе в «Челябинском ­обзоре» вышел текст о будущем кинематографа и о том, как сериалы победили полный метр. ­Сегодня — несколько иная точка зрения на этот процесс.

Что происходит с сериалами

Этой весной на третьем национальном кинофестивале дебютов «Движение» в Омске был круглый стол, посвящённый противостоянию (по большей части надуманному) кино и сериалов. Его краткая предыстория: сейчас быту­ет расхожее мнение, — в первую очередь, касающееся западного контента — что настоящая драматургия ушла с больших экранов на ТВ, а в кинотеатрах взрослому человеку и посмотреть нечего, потому что основной возрастной слот фильмов 12+. Это так, но лишь ­отчасти.

В прошлом году в Штатах было зафиксировано перепроизводство сериалов. Их снимают больше, чем люди могут ­посмотреть

Сначала разберёмся с сериалами. За последние 20 лет культура их производства в Америке (мы берём Штаты как самую прогрессивную в этом смысле страну) действительно сильно изменилась. Чтобы понять, чем отличалась телепродукция конца 80-х и кинематографа середины 90-х годов, достаточно посмотреть телефильм «Сделано в Лос-Анджелесе» Майкла Манна и его знаменитый киношный авто-ремейк «Схватка». Разница, как говорится, налицо. Однако в начале 80-х на американском ТВ были посеяны семена новой культуры, и мы сейчас говорим даже не о визуальной выразительности, а о той самой настоящей драматургии. Одним из таких первых ростков стала полицейская драма «Блюз Хилл-стрит» (1981-1987) Стивена Бочко и Майкла Козолла — невероятно реалистичное (по тем временам) зрелище, с «грязной», практически документальной картинкой и отлично проработанными персонажами. Уже потом были «Полиция Майами» (1984-1989), «Твин Пикс» (1990-1991), «Убойный отдел» (1993-1999), «Полиция Нью-Йорка» (1993-2005), «Секретные материалы» (1993-2002), «Скорая помощь» (1994-2009) и т. д.

А в 1995, 1997 и 1998 году вышли «Тюрьма «OZ», «Клан Сопрано», «Секс в большом городе» соответственно, и стало понятно, что телевидение никогда не будет прежним. Производство качественных сериалов было поставлено на поток. Итоги этой телевизионной революции мы пожинаем до сих пор: в прошлом году в Штатах было зафиксировано перепроизводство сериалов. То есть их реально снимают больше, чем люди могут посмотреть (в NY Times шутили, что индустрию надо ограничить, как фермеров в США в 1933 году, когда выделялись специальные субсидии, чтобы они выращивали меньше урожая). Однако этот культурный взрыв (спору нет, мощнейший) всё-таки существенно отличается от того, что случилось в Америке 70-х.

Что происходит с кино

Прежде чем говорить о нынешнем состоянии кинематографа, нужно вернуться в прекрасную эпоху, возможно, самую продуктивную с культурной точки зрения в истории человечества — с 1967-го по 1980-ый год. Перемены тех лет в США коснулись не только одной сферы искусства, а сразу нескольких: кино, литературы, музыки, журналистики. Пан-рок шёл рука об руку с Новым Голливудом: «Апокалипсис сегодня» (1979) Фрэнсиса Форда Копполы трудно представить без открывающей фильм песни The End группы «Дорз». 70-е были временем невероятной культурной свободы и раскрепощённости, кино избавилась от продюсерского диктата, а авторы Нового Голливуда творили что хотели. За это десятилетие было снято столько прекрасных фильмов, что хватит не на одно поколение. К современному же состоянию кинематограф подвели «Звёздные войны» (1977-1983) Джорджа Лукаса, а ещё раньше «Челюсти» (1975) Стивена Спилберга, после которых появилось слово «блокбастер». К тому же Star Wars «легализовали» мерчендайзинг: стало популярно зарабатывать не только на фильмах, но и на атрибутике, с ними связанной.

Современное массовое кино по меркам 70-х, а также 80-х и 90-х, конечно, выглядит крайне инфантильным и целомудренным. Ведущим жанром стали кинокомиксы (у которых, впрочем, тоже есть своя философская составляющая, спрятанная под панцирем развлекательности).

Однако говорить о том, что в кино сейчас не происходит ничего интересного, тоже будет лукавством. Есть, например, пул титанов авторского кинематографа — от Ларса фон Триера до Роя Андерсона, от Алехандро Гонсалеса Иньярриту до Джорджа Миллера — которые двигают вперёд этот вид искусства. Также существует масса затейливого жанрового инди-кино. «Гость» Адама Вингарда, «Патруль времени» братьев Спириг, «Оно» Дэвида Роберта Митчелла, «Связь» Джеймса Уорда Биркита тому в подтверждение.

Некоторые из этих картин, кстати, можно даже увидеть на больших экранах в Челябинске, пусть и в ограниченном прокате: в «Синема-Парке» или кинотеатре имени Пушкина. Помимо этого в прошлом году вышла «Исчезнувшая» Дэвида Финчера — готовый учебник по выдающейся режиссуре. О какой смерти кино тут можно говорить?

Что лучше: фильмы или сериалы?

На упомянутом выше круглом столе известный отечественный критик и защитник кино Антон Долин выступил с пламенной ­речью о том, что преждевременно объявлять сериалы важнейшим из искусств.

Это справедливо. Как справедливо и то, что это совершенно разные формы медиа, и сравнивать их не совсем корректно. Сериальная драматургия не применима к киношной, и наоборот. Однако нельзя отрицать, что сейчас происходит диффузия. В сериалы пришли такие бюджеты, которые «телик» не видел раньше (взять, например, «Настоящего детектива», каждый сезон которого, по сути, восьмичасовое кино).

В сериалах снимаются голливудские звёзды, а режиссируют и продюсируют их подчас известные кинодеятели. Однако, справедливости ради надо заметить, что на этих проектах кинорежиссёры чаще всего выступают в качестве свадебных генералов. Фильмейкеров, снявших от начала до конца сезон какого-нибудь сериала, можно пересчитать по пальцам. Нам ум сразу приходят разве что только Стивен Содерберг («Больница Никербокер») и Кэри Фукунага («Настоящий ­детектив»).

В свою очередь, наблюдается и обратная картина: сериальные режиссёры уходят в большое кино. Среди них как большие авторы (Джосс Уидон, Джей Джей Абрамс), так и просто ремесленники (Брэд Андерсон, Алан Тейлор — среди работ последнего, кстати, стартовавший недавно «Терминатор: Генезис»). Но их крайне немного. А те же сериальные актёры в фильмах, по большей части, играют второплановых персонажей и редко кому из них удаётся стать звёздами большого кинематографа (с ходу на ум, опять же, приходит только Идрис Эльба, которому пророчили сыграть нового Бонда).

В общем, в чём-то сериалы побеждают кино, в чём-то кино сериалы. Однако факт, что вместе они побеждают всё остальное. И это с одной стороны круто, а с другой — немного печально, потому что у людей не остаётся времени на что-нибудь ещё. Так что для разнообразия лучше почитайте книжку, послушайте классическую музыку или сходите в театр. Кино и сериалы, как и небеса в фильме Уоррена Битти, подождут.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное