Владимир Ошеров:

«Не бывает плохих жанров, бывает плохая и хорошая музыка»

В этом году Челябинская филармония открывает юбилейный, 80-ый концертный сезон. О прошлом и будущем культурного «островка» южноуральской столицы рассказал художественный руководитель Владимир Ошеров.

Ярослав Наумков

— Владимир Григорьевич, каким будет юбилейный сезон?

— Насыщенным, как и все наши сезоны. Мы одна из старейших филармоний в России, существуем с 1937 года. И чего только ни было за 80 лет! Какие только люди здесь ни выступали! Но мы не просто гордимся нашим прошлым. Впереди полно всего интересного. У нас несколько традиционных фестивалей, которые никуда в этом сезоне не денутся: «Дни Баха на Южном Урале», «Денис Мацуев приглашает...», «Музыкальный юмор Игоря Бутмана» и джазовый фестиваль «Какой удивительный мир». Мы проводим единственный в мире фестиваль органной музыки «Фрау Орган», в котором участвуют только женщины-органистки. А совсем скоро, 26-28 сентября, пройдет фестиваль «Гитарные форумы» — лучшие джазовые гитаристы, настоящие виртуозы.

Наши проекты «Концерты в ползунках» (классика для детей 3-4 лет), «Приближение чуда» (музыка для мамочек в ожидании малыша) обязательно будут и в новом концертном сезоне. Серия концертов, посвященных звездам эстрады: Клавдии Шульженко, Изабелле Юрьевой, Анне Герман и другим — очень нравится челябинцам, поэтому в юбилейном сезоне таких концертов будет много.

Лично для меня очень важен концерт моего близкого друга Валерия Ярушина «Линии жизни». Несколько лет он вообще не выступал в Челябинске в силу разных причин, но на этот раз ничего не помешает. В концерте примут участие «Уральский Диксиленд», Камерный хор и группа «Иваныч». Но до него еще долго — 11 ноября. А ближайший концерт — 19 сентября — «20 музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный Джорджу Гершвину.

7 декабря пройдет концерт Владимира Спивакова и камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Это всегда мощное культурное событие, которого все ждут.

Если говорить о торжествах на сцене филармонии, связанных с 80-летием, — они будут в апреле. А в конце сезона мы проведем большой гала-концерт на открытом воздухе, где выступят все наши коллективы и друзья. Пока еще не решили, где и когда точно, но все будет.

Вот все говорят «Кризис! Кризис!»... У нас, наверное, тоже кризис, но мы его не очень ощущаем (смеется).

— Жизнь в филармонии кипит. А «молодая кровь» приходит?

— Я очень удивился, что в День города наш проект «Музыка параллельных миров», в котором звучали саундтреки из голливудских блокбастеров, собрал полный зал филармонии. Причем публика — школьники и студенты.

В прошлом году у нас появился филиал московского фонда «Новые имена». Он был и раньше, но теперь — официально. Президент всероссийского фонда — Денис Мацуев. Мы работаем с талантливыми детьми. Действительно талантливыми! Детский городской оркестр «Молодая классика» существует всего несколько лет, а уже собирает свою публику, недавно съездил в Австрию на фестиваль. Фонд организует проект «Поколение NEXT», в рамках которого к нам приезжают молодые ребята со всей страны, делятся опытом, показывают себя. В этом году мы с любопытством ждем молодых органистов.

При филармонии постепенно начинает «раскручиваться» детская джазовая студия в контакте с «Baby Jazz». Скоро выпускаем сборник как некое учебное пособие.

Дети участвуют в наших программах как вокалисты, солисты. Это здорово, так и должно быть.

— Талантливых людей в Челябинске много, это понятно. Но ведь зрителей привлекают визиты звезд.

— У нас был концерт московского оркестра «Musica Viva». Потрясающий оркестр, но широко не известный. Они играли многочастные произведения — сонаты, сюиты и так далее. Между ними неприятно аплодировать (если в зале начинают хлопать между произведениями — значит, пришли какие-то люди «левые»). Ни одного хлопка за два отделения! Был концерт камерного оркестра «Классика» — то же самое.

А когда начинается концерт Дениса Мацуева — хлопают, где попало: и к месту, и не к месту. Потому что половина людей пришли не музыку послушать, а завтра сказать: «Я вечером был на фестивале Дениса Мацуева».

Каждый идет в филармонию со своей целью: кто-то на кого-то посмотреть, кто-то себя показать, а кто-то послушать хорошую музыку. Не скажу, что у нас мало зрителей. Для больших концертов у нас и зала-то нет, будем честными. По статистике, в филармонию ходят 6 процентов населения города. Разве это мало? У нас миллионный город — к нам приходят 60 тысяч человек, в зал, рассчитанный на 500 мест! И они не раз в год ходят, а регулярно. Очень часто в зале я вижу уже знакомые лица.

— То есть ходят примерно одни и те же люди. А как привлекать новых слушателей и зрителей?

— Программа наших мероприятий очень разносторонняя. От музыки из кинофильмов до народных мелодий. Новые люди приходят, но тут дело в другом...

Владимир Познер как-то сказал: «Если по телевизору показывать все время круп лошади, то его начнут узнавать на улице». Давайте включим телевизор и попробуем услышать какую-нибудь классическую или просто приличную мелодию. Долго будем искать, может, на канале «Культура» что-нибудь и найдем, но молодежь его вряд ли смотрит.

На телевидении и на концертных площадках выступают одни и те же люди, которые со сцены не слезают уже 40 лет. И ведь люди ходят на их концерты, платят по четыре тысячи рублей за билет, слушают фонограммы во Дворце спорта, где звучать ничего не может!

Я пятнадцать лет прожил в Израиле, работал в шоу-бизнесе и могу вам сказать со знанием дела, что там дети с первого класса ходят на культурные мероприятия, которые запланированы. Каждый ребенок должен 2-3 раза за год побывать на концерте и спектакле. И не просто на каком-то, а по учебной программе: в этом году — классика, джаз и кукольный спектакль, в следующем — рок, драматический спектакль и еще что-нибудь. И дети привыкают, начинают ходить не по «указке», а потому что им действительно это интересно.

Наша молодежь слушает Стаса Михайлова не потому, что он им нравится, а потому что они ничего другого не видели! Россия — великая страна, здесь творили Чайковский, Мусоргский, Рахманинов. А на «Евровидении» нас представляет англоязычная песня, непонятно чьего авторства, по-моему, греческого. А в Греции есть сильная музыка? Сильнее, чем в России? (пожимает плечами).

Странная ситуация и со всякими конкурсами. Приведу пример того же Израиля. Дочка моего знакомого выиграла конкурс вокалистов в Тель-Авиве. Утром ее позвали с интервью на разные каналы, через неделю она поехала на гастроли и стала звездой. Где победители наших конкурсов? Возьмем даже самый яркий пример — шоу «Голос». Где сейчас Дина Гарипова, уникальная вокалистка, талантливейшая девушка? В Казань вернулась, замуж вышла. А про победителей областных или городских конкурсов вы что-нибудь знаете? Вот в этом все и дело.

У нас вообще много всего странного происходит. И когда мне говорят: «Ой, у вас классическая музыка, это слишком сложно!». Подождите, у нас и джазовые концерты, и эстрадные. В прошлом году я делал концерт русского шансона. Критиканы возмущались: «Как вам не стыдно?!». А вот так, шансон — это не ругательное слово. Или есть те, кто не любят попсу. Но ведь попса — это популярная музыка. «Шутка» Бетховена (начинает напевать мелодию) тоже очень популярна, значит, это тоже попса? Не бывает плохих жанров, бывает плохая и хорошая музыка. За качество того, что мы делаем, нам не стыдно. У филармонии есть своя публика: разновозрастная, многонациональная. А про критиков и ценителей плохой музыки Александра Пахмутова очень точно сказала: «Придут честолюбивые дублеры, дай Бог им лучше нашего сыграть» (улыбается).

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное