«Поворот» на театр

На Южном Урале проходит международный театральный форум

В Челябинске в рамках фестиваля «CHELoВЕК ТЕАТРА» проходит I Международный театральный форум «Встреча континентов». На протяжении двух дней профессиональные актеры, режиссеры и театральные критики общались на мастер-классах с известными деятелями мировой культуры.

Депутат Челябинской городской Думы (форум проходит при поддержке городского парламента) Марина Карелина в приветственном слове отметила, что нашему городу хочется уйти от репутации «металлургической Венеции» и встать в один ряд с городами, где культуру поддерживают и развивают: Москва, Санкт-Петербург, Казань и так далее. Театральный форум задуман для того, чтобы южноуральские профессионалы «могли поговорить с мэтрами на понятном им языке, в чем-то усовершенствоваться, придумать новые приемы, а выиграет от этого наш зритель».

«Не знаю, какой из меня „метр“: классический или какой-то еще? — с характерным грузинским акцентом шутил почетный гость форума, известный режиссер Роберт Стуруа. — Я вообще человек не амбициозный, поэтому не рассчитываю как-то изменить ваш город. Но надеюсь, что вы не перестанете меня уважать и сможете полюбить».

Руководитель форума, худрук Нового Художественного Театра Евгений Гельфонд вспомнил, что кто-то из великих говорил: «Уже на вокзале я чувствую: есть в этом городе театр или нет». На что Роберт Стуруа ответил: «Утром в аэропорту я слышал, как некоторые люди перешептывались между собой: „Это Стуруа!“. Меня это, конечно, очень насмешило, но я понял: в Челябинске театр есть».

Мастер-класс Роберта Стуруа «Мой Шекспир» прошел на площадке театра «Манекен», где собралось более 200 человек из Челябинска и области, Вологды и Костромы, Ханты-Мансийска и Москвы. Режиссер провел подробный разбор спектаклей и рассказал о работе с актерами и материалом на основе видеопоказа отрывков из спектаклей «Ричард III», «Гамлет» и других.

«Наша встреча посвящена Шекспиру, наверное, потому что это судьба. Для меня Шекспир — поэт театра. Для моей родной Грузии театр — часть поэзии. Наиболее удачные мои постановки были именно по Шекспиру. Любовь к нему сложно объяснить. Задайте человеку вопрос: „За что ты любишь эту женщину?“. Он, может, что-то и объяснит, постарается подобрать слова. Но любовь останется его личной тайной, которую никак не передать. С Шекспиром тоже самое», — объяснил Роберт Стуруа.

Режиссера очень смущало слово «мастер-класс»:

«Вы думаете, что я смогу вам что-то демонстрировать? Я могу только говорить, могу отвечать на вопросы. Некоторое время назад меня пригласили в Англию, где за две недели я должен был поставить спектакль с актерами... В Челябинске за два дня мы не успеем даже этюды поставить, к сожалению».

Театральный критик, драматург, член Германского Центра Международного института театра Нина Мазур тоже от понятия «мастер-класс» решила отказаться и провела встречу с челябинскими театроведами в режиме живой беседы.

Нина Зиновьевна 15 лет живет в Германии. По ее словам, разница между театрами Восточной и Западной Европы колоссальная. Представьте, как в огромном аэропорту молодая студентка подходит к табло с расписанием, бросает рюкзак, легко и красиво садится на пол и начинает искать свой рейс — ей так удобно. Так вот, современный европейский театр Нина Мазур сравнила именно с этой девушкой: абсолютно свободное, естественное и не зажатое тело, уверенность, что «пол» чистый, и никаких мыслей о том, как «она» будет вставать, насколько это будет уместно и грациозно. Вот этого ощущения себя в мире и мира в себе у нашего театра нет.

По словам Мазур, российский театр и театр на постсоветском пространстве ведет человека от понимания к чувству. Мы всегда можем ответить на вопрос «О чем этот спектакль?». И каждое слово, каждая деталь в декорации неслучайна — во все вложен какой-то смысл. Западноевропейский театр ориентирован только на чувства: огромное количество визуальных эффектов, каскады света, атмосферный звук и, конечно, пластика тела. И нет здесь никаких метафор. Режиссер это сделал, потому что так захотел.

Нина Зиновьевна рассказала, что как-то общалась с известным итальянским режиссером Ромео Кастеллуччи и задала ему вопрос: «О чем ваша постановка?». Он ответил: «Вы же видели!». Мазур подошла с другой стороны: «Вы как режиссер какой смысл вкладывали?». Кастеллуччи какое-то время помолчал, а потом сказал: «Я об этом не думал». И так критику отвечали многие европейские режиссеры.

Драма, говорит Нина Зиновьевна, в привычном для нас понимании, на западе «надоела». Европейцы полюбили другие направления: пост-драма (где нет сюжета и конфликта, а есть поток сознания и какая-то философская концепция) и документальный театр, основанный на реальном событии, скрупулезно проанализированном, и отражающий актуальную тему (самые популярные сегодня — насилие на религиозной почве, инцест).

Театральную критику читает только западная интеллигенция. Но не для того, чтобы открыть какие-то другие смыслы или понять, стоит ли посмотреть эту постановку. Скорее, критику воспринимают как художественную литературу. Нина Зиновьевна назвала современную европейскую театральную культуру «дилетантской», поскольку драматургом, актером, режиссером, критиком там может стать любой желающий. Например, Андреас Кригенбург долгое время работал плотником, потом решил стать режиссером и осенью этого года получил престижную премию. Еще в Германии принят закон, согласно которому 20 процентов репертуара театра должно быть поставлено по сценарию молодых драматургов. А молодые драматурги в ФРГ — подростки, не достигшие 18 лет. Так происходит поиск новых имен: из 10 «драматургов»-школьников 7 будут откровенно бездарны, а трое — талантливы. И, может, один из них станет великим.

— В России ведь такого нет. У нас человек сначала получает образование, а только потом идет в театр... — рассуждает Мазур.

— Не всегда. Есть исключения. Например, Кирилл Серебренников, — поправляет ее коллега Капитолина Кокшенева.

— Оно и видно! — отшучивается театровед.

На протяжении двух дней большая группа театральных деятелей курсировала между театром «Манекен», Камерным театром и НХТ. В курилках, на автобусных остановках и в очереди за кофе актеры и режиссеры обсуждали волнующие их вопросы искусства. «Я даже забыл, о наших проблемах в театре. Силы и желание работать появились!» — поделился один из актеров театра «Омнибус» из Златоуста.

А вот что сказал создатель «Встречи континентов» Евгений Гельфонд:

«Маленький образовательный форум существенно изменит атмосферу в Челябинске. Повернет все в сторону культуры и театрального искусства, я в это верю. И так будет. Правда!».

Получилось.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное