Станислав Ткаченко:

«Музей — это не место для работы»

Согласно данным статистики, в челябинские музеи приходят более 200 тысяч человек в год. Значительная часть посетителей заглядывает в Челябинский государственный музей изобразительных искусств. Зачем людям картины, будет ли меняться музей и какие выставки можно посетить в новом сезоне — рассказал «Челябинскому обзору» директор музея Станислав Ткаченко.

Андрей Ткаченко

В Александровском зале Музея изобразительных искусств все лето экспонируются шедевры Пабло Пикассо, Анри Матисса и Эгона Шиле. За выставкой «Линия любви» наблюдают смотрители музея: как всегда, работы нельзя трогать руками, в зале нельзя есть и шуметь, а еще посетителям должно быть строго больше 18 лет, поскольку картины с эротическим подтекстом.

— Станислав Олегович, молодежь приходит в музей?

— На «Линии любви» молодежи много. Эротизм в искусстве их привлекает. На другие выставки приходят все, кто любит искусство. А это люди без возраста (улыбается).

— Чтобы современная молодежь оказалась в музее, одних картин недостаточно. Разве не так?

— Не знаю. Мне никогда не было понятно, что интересного в тусовках на улицах с «боевым раскрасом». Ни в юности, ни сейчас. В мире много всего интересного, не надо на шатание и болтание тратить жизнь, мне кажется. Самое интересное, что есть в мире — искусство.

Как вирус искусства попадает в человека — это вопрос сложный и необъяснимый. Почему один человек чувствителен к искусству, а другой — нет? Причин очень много. Самый верный путь к искусству — семья. Если ребенок в детстве в руках держит не только телефон, а еще и альбом с картинами... Ну, или в телефоне у него установлены не только игрушки-стрелялки, а еще и приложение «Виртуальный Русский музей», например. Родителям нужно приводить детей в музей. Не насильно, а на 5-10 минут, чтобы он просто выбрал картину, которая ему нравится.

— Семья — первый, но не единственный путь, как вы говорите. Получается, есть и другие пути. Может ли музей стать таковым? Сегодняшним подросткам картины на стенах кажутся скучными. Есть шанс, что, становясь старше, они изменят свое мнение, но этого может и не случиться...

— Искусство кажется скучным 90-м процентам людей. А 95 процентов людей выключают на первой минуте фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Эти же люди считают, что фильмы Сокурова невозможны для просмотра, а выставка «Линия любви» — извращенческая, порнографическая, пошлая и непонятная.

Для того чтобы что-то понимать, нужно проделать определенную работу. Ко встрече с искусством нужно готовиться, нужно научиться понимать этот язык.

— В музее могут этому научить, если школа и родители не позаботились?

— Мы этим и занимаемся. Кроме выставок, в музее проходят лекции об искусстве и мастер-классы. К тому же, информацию сегодня можно получить моментально. Подойдите к картине, наберите «Пауль Вундерлих» — вы получите дополнительные сведения и поймете, почему на этой работе «Идеолог и его жена» герои делают то, что они делают.

Получается, что проблемы с информацией нет, а есть проблема с подлинниками. Можно слушать музыку в записи, а можно ходить на живые концерты. Можно смотреть репродукции на экране компьютера, а можно — в музее. Мы даем возможность посмотреть живые картины. И это совсем другие ощущения, по сравнению с изображением на экране гаджета.

Наверное, в нашем музее нет особенных форм работы с молодежью, хотя выставка «Линия любви» ориентирована на молодых. Все знают Матисса, Пикассо, но большинство не знает Эгона Шиле. А он гений! Что нужно сделать, чтобы молодежь Челябинска это поняла? Дискотеку? Концерт?

— Перфоманс?

— Зачем? Есть его произведения на стенах. Этого достаточно, чтобы понять его талант.

— Но чтобы увидеть работы Шиле, молодежь должна захотеть прийти в музей.

— Для того чтобы прийти в музей, нужно просто прийти в музей. Это несложно в Челябинске. Для этого мы не должны выходить далеко за рамки того, чем мы занимаемся. Мы размещаем информацию о событиях в нашем музее, кто захочет — придет.

— Вам не кажется, что это чересчур консервативно?

— Нет, абсолютно. Во всем мире наукой и искусством интересуются 8 процентов людей. Во всем мире! Если вычесть из этой цифры людей, которые серьезно занимаются научной деятельностью, останется 4-5 процентов. Вот они к нам и приходят. Наша задача — сделать так, чтобы именно эти 4-5 процента пришли к нам, чтобы они узнали о наших выставках и мероприятиях. Может быть, привели еще кого-то.

Надеюсь, что когда-нибудь музей прирастет новыми зданиями и залами, где будет возможность сделать площадки для молодежи, подобные нашему «Театруму».

— Молодые сотрудники в музей привлекаются?

— Музей — это не место работы. Это место для жизни. Либо ты погружаешься в музей целиком: в его атмосферу, заботы, воздух — либо надо искать себя в другом месте. Поэтому поиск сотрудников для музея — процесс естественный, потому что нужные люди к нам приходят сами, как показывает опыт.

— Кафедра музеологии института культуры ежегодно выпускает десятки специалистов. Они идут не в ваш музей?

— Большинство студентов — приезжие. Они возвращаются к себе домой и находят работу там. К тому же, музеология — это не искусствоведение. А художественному музею в первую очередь нужны искусствоведы. Такой кафедры в Челябинске нет. Для того чтобы стать искусствоведом, молодой человек должен поехать в Екатеринбург, Санкт-Петербург или Москву. Вернется ли он в Челябинск чтобы заниматься искусством — вопрос спорный.

— Чем новый сезон в музее порадует любителей искусства?

— 9 сентября откроется выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи «Жизнь вещей. Русский натюрморт XIX-XX веков». Идея выставки заключается в желании показать эволюцию натюрморта, который выделился в самостоятельный жанр лишь в XIX веке. И за два столетия он много раз менялся: встречался с портретом и пейзажем, пересекался с жанровой живописью. Поэтому на выставке будут и классические натюрморты, и авангардные начала ХХ века, и постмодернистские эксперименты. Любители современного искусства смогут увидеть работы известных мастеров конца ХХ века: Владимира Блинова, Михаила Рогинского, Сергея Шеховцева, Георгия Кичигина.

Несколько натюрмортов добавим из наших фондов. Прекрасные цветы Мартироса Сарьяна, сочные композиции участника живописной группы «Бубновый валет» Николая Кузнецова и натюрморт-пейзаж Абрама Архипова.

Вообще, предстоящая выставка — радость для глаз.

— ... для глаз знатока?

— Не только. Для всех людей, кто готов «коннектиться» с живописью. Натюрморт — один из наиболее популярных жанров. Ведь если человек стремится украсить интерьер квартиры или офиса, он покупает либо пейзаж, либо натюрморт.

Вообще, почти все, что видим вокруг — это натюрморты. Витрины, стены... Даже когда вы открываете шкаф, видите ведь не пейзаж? В каком-то смысле, содержимое шкафа — ваш портрет, но по жанру тоже натюрморт.

— Какая выставка откроется в Картинной галерее?

— Мы хотим показать поступления последних лет в фонды нашего музея. Там действительно есть чем удивить посетителей. В октябре откроется выставка недавно ушедшего Ильи Глазунова «Поле Куликово».

— Кроме картин, чем еще будет наполнен Челябинский музей искусств?

— Десятками тысяч посетителей (улыбается). Состоятся искусствоведческие лекции, философские вечера о мире вещей и жизни предметов, мастер-классы, конкурс детского рисунка.

Кроме того, начнется новый сезон нашего «Театрума» (Театр в музее), где мы тоже говорим об искусстве. Сейчас готовим полноценную премьеру детского спектакля «Карик и Кистя учатся рисовать», который как раз посвящен азам искусства. В действие вовлечены юные зрители: они сами рисуют, получают призы. А ведь призы — это тоже вещи, тоже элементы натюрморта, а значит, часть искусства, если хотите (улыбается).

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 1

Спасибо огромное, Станислав Олегович! То, что Вы делаете для челябинцев, - это настоящий подарок! За приобщение к искусству челябинцев Вам давно уже орден надо вручить! А за выставки эротика в японской гравюре, которая была несколько лет назад,"Художник и театр" И.Шемякина, "Линия любви" и другие - отдельное спасибо. Наверное, такого уровня искусство - это единственное, что приближает сейчас Челябинск к другим цивилизованным городам. Успехов Вам и терпения на этом непростом пути!