«Такого просто не могло быть в Союзе»

Музеи Челябинска присоединились ко всероссийской акции «Ночь искусств»

Экскурсии, перформансы и спектакли длились до полуночи и не давали уснуть челябинцам перед праздничными выходными.

«Ночь искусств» в Картинной галерее началась в четыре часа дня. Экскурсия-променад «Александр Дейнека в Челябинске» с посещением Академического театра оперы и балета собрала человек 25. Благородные дамы южноуральской столицы больше получаса слушали куратора советской коллекции живописи возле  картины художника «На женском собрании».

«Обратите внимание, как эта картина похожа на фреску по своей палитре. Какие чистые и прозрачные тона! И в этой картине Дейнека воплотил новый эстетический идеал эпохи. Если раньше на картинах изображались довольно крепкие женщины, то теперь идеал красоты стал „смещаться“ в сторону хрупкости и утонченности. У Александра Александровича был уникальный талант — видеть „классово“, он улавливал остроту момента. Поэтому на картине отражено развитие легкой промышленности в Советском Союзе — это не просто женское собрание, а настоящий показ мод», — рассказывала старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея изобразительных искусств Наталья Козлова. А после — пригласила гостей пройти в гардероб, а затем — в театр оперы и балета.

«Смотрите: у всех женщин на картине разная обувь. Такого просто не могло быть в Союзе. Картину Дейнека писал после путешествия по Америке и Европе. То самое „влияние Запада“ прослеживается. Стройные, по-разному одетые, со сложными прическами... Александр Александрович и сам был модником. По Москве гулял в кожаной летной куртке, юные барышни при виде него практически теряли сознание. Хотел я это добавить в рассказ Натальи Александровны, но, думаю, сегодняшние гости меня бы не поняли: „развитием легкой промышленности СССР“ они все еще гордятся», — отметил сотрудник галереи, пока мы спускались в гардероб.

В театре оперы и балета Дейнека расписывал потолки. В зрительный зал экскурсионную группу пустили не сразу — вечером там должен был «любить до слез» Александр Серов. В фойе Наталья Козлова рассказала о росписи «Дружба народов», где по кругу танцуют представители разных национальностей и культур. На пару минут в зал посетителей все-таки пустили. «Ну, хоть в памяти освежили картину», — комментировали гости.

На втором этаже театра потолок также расписан Александром Дейнекой — работа «Народный праздник», в которой даже не сразу считываются элементы советского мероприятия. Схожесть с фресками создает ощущение легкости.

«Конечно, Дейнека не сам „лазил под потолком“. Он создал эскиз, по которому его ученики создавали эти картины. Александр Александрович был в Челябинске, может быть, что-то рисовал сам. Но точных данных у нас нет. Может, вам, уважаемые гости, повезет найти что-нибудь в архивах?» — улыбнулась куратор, и повела всех обратно в Галерею.

Большая экскурсия по выставке «Василий Дьяков. Камень у воды» охватила почти все периоды творчества художника-шестидесятника. В Галерее собрано 105 его работ: графика, живопись, скульптура.

«Художник сумел найти и сохранить свой собственный стиль и почерк в то время, когда любые поиски неформального опровергались официальным, государственным искусством. Он почти всю жизнь прожил в Чебаркуле и сам называл себя камнем, которого омывают волны жизни, а он наблюдает за ее течением. Правда, несколько лет назад Дьяков уехал в Петербург...», — поэтично рассказывала старший научный сотрудник музея Людмила Яковлева.

Тех, кого вдохновил рассказ экскурсовода или работы Дьякова, на втором этаже ждали мольберты, кисти и краски. В качестве «натуры» — чайник, чашка и увядающий цветок в маленькой вазочке. Родители, пришедшие с детьми, наконец, могли насладиться искусством и оставить свое чадо наедине с живописью. А некоторые взрослые и сами садились за рисование.

«У меня сначала появилось желание купить альбом и краски. Но смотрю на свою „работу“, потом оглядываюсь по сторонам на картины великих... Лучше куплю раскраску!» — говорит гостья галереи Ксения, с которой мы вместе бежали по Арбату до Молодежного театра.

В цоколе бывшего ТЮЗа проходили «читки» новой пьесы «Бог ездит на велосипеде», где и собралась культурная молодежь.

«В галерее мне было скучно. Я думала, будет что-то необычное, какой-то новый формат... А выставка Дьякова там с августа! Здесь, в театре — премьера. Это всегда интересно», — делится студентка института культуры Валерия Иванова.

Молодой драматург Ирина Васьковская стала победителем престижных конкурсов «Евразия», «Золотая Маска», «Дебют». Ее совместная работа с драматургом Дарьей Уткиной «Бог ездит на велосипеде» в ближайшее время появится на челябинской театральной сцене. За вечер прошло пять «читок» — каждая собрала почти полный зал в цоколе театра.

Спектакль на вечную тему «отцы и дети». О подростковых проблемах, которые можно собрать в какой-то «музей Микки-Мауса», где все выдуманное и несерьезное. О родителях, которые боятся своих детей и пытаются в них воплотить то, чего самим добиться не удалось. Хорошие шутки, понятные метафоры и новый взгляд на, казалось бы, заезженную тему.

«Меня удивила игра наших актеров. В цоколе нет декораций, света... Они были без грима и костюмов. Раз это „читки“ — текст читали с листа. Но насколько талантливо! Им достаточно одного прожектора, двух дверей и велосипедного звонка в руках — спектакль практически готов. Наверное, актерам так не кажется, им хочется сделать все красиво. И они сделают, я почему-то уверен. Такая „Ночь искусств“ мне нравится, останусь, пожалуй, на еще одну, последнюю читку», — рассказывает зритель театра Егор Власов.

Комментарии