Александр Паули:

«Концерты — не средство просвещения»

Александр Паули занимается организацией концертов на протяжении 13 лет. ДДТ, Аквариум, Баста, Сплин, Полина Гагарина, Гарик Сукачев и десятки других артистов готовы доверить ему организацию своих выступлений во многих городах России. Кого ждать на Южном Урале в 2018 и почему местных артистов мало кто слышит?

— Культурная жизнь в Челябинске есть. Наверное, она не такая насыщенная, как нам бы хотелось. Творчески челябинцы могут себя проявить и зарекомендовать в нескольких театрах и в паре клубов. В остальном, концертная жизнь здесь такая же, как и в любом другом провинциальном городе. Картинка везде ровненькая, одинаково размазанная. На большой сцене — одни и те же постоянно гастролирующие имена, каких-то ярких новых артистов нет. А если они и появляются, то это все на уровне выступлений в клубах, — рассказывает Александр.

— Новые артисты — рэперы, как правило. И они собирают аншлаги. Рокеры «сдулись» и никому не нужны?

— Поколение сменилось. Рок-музыка молодежи не особо интересна, отклика в душах юных слушателей она уже не находит. Молодые люди хотят других ритмов, других смыслов. Это хорошо, все должно меняться.

— И рок-музыка в это время стагнирует.

— Она не эволюционирует, к сожалению. Есть хорошие примеры изменений в рок-музыке. The Hatters, например. Они смешивают рок, рэп, реггей, балканские ритмы и, как ни странно, театр, кабаре — и на выходе получается гремучая смесь.

— Если эту ситуацию переложить на концертный бизнес, «возить» в провинцию рок-музыкантов нет особого смысла?

— Почему? Есть масса интересных, стабильно собирающих публику имен. Проще перевести это в экономику — существуют пиковые продажи: появляется новый продукт, который быстро завоевывает популярность, его «хавают» все, но также быстро он исчезает, и про него все забывают. Как было со спиннером (улыбается). Аналогичных примеров на рэп-сцене — миллион.

А есть теория продаж «длинного хвоста». Когда пиковая активность прошла, а основные продажи скоплены в этом «длинном хвосте». Продукт зарекомендовал себя на рынке, у него остались поклонники, готовые покупать. Яркий пример — фольксваген «жук». Хорошая машина, что ли?

— Нет, но красивая.

— Вот именно, все любят ретро. Ностальгия, прикольно, классно. И она продается. И будет продаваться еще десятилетиями.

В такой ситуации сейчас находятся и рок-музыканты старшего поколения, и основная масса групп, которые разменяли 15 лет. В этой же нише и поп-музыка. Есть Меладзе, Агутин и другие уважаемые поп-артисты — это все хорошая качественная поп-музыка, на которую люди будут ходить годами.

 

Александр Паули и Владимир Бегунов (Чайф)

 

— Каждый год в Челябинске появляются концертные промоутеры, которые делают 2–3 концерта, а потом пропадают. Это потому, что уже ниша занята?

— Нет, просто концертный бизнес всегда окутан неким флером романтики. Есть несколько мифов на этот счет.

Некоторые думают, что вот ты открыл продажу билетов — все, деньги сыплются с неба, ничего делать не надо. Другие считают, что вложения тут минимальные, а заработать можно сразу миллионы. Третьи убеждены, что никто ничем не рискует, поэтому билеты «на халяву» можно раздавать. Мальчики и девочки верят в эти легенды и думают: «Ага, есть интересный артист, я его привезу и тут же озолочусь».

Безусловно, были на моей памяти прецеденты, когда ребята без опыта привозили актуальных артистов, один или два раза срывали куш. Такой подход к концертному бизнесу возможен, но он сродни рулетке и не срабатывает на долгую перспективу. Рано или поздно ты нарываешься на стандартные ошибки и вылетаешь из дела, только уже без штанов.

— Отсутствие специализированной концертной площадки влияет на работу промоутера?

— Конечно. Мне непонятно, почему не стали восстанавливать ЦДС после пожара? Была единственная площадка и... все. При разговоре с менеджментом артиста у него всегда есть четкая позиция: город-миллионник — цена такая-то. И тут нужно объяснить, что у нас в миллионнике самый большой зал — Театр оперы и балета, который вместе со всей оркестровой ямой насчитывает 900 мест. Обычно этого не понимают! «Стройте, — говорят, — тысячник. Тогда и поговорим».

— За местными артистами вы следите?

— Нет, а есть яркие? Последние, на моей памяти, «Естественный загар».

— Может, ярких нет, потому что молодым выступать негде?

— Площадок не стало, это правда. Закрылся «Такси-блюз», сменил формат «Ну и че?», перестали делать концерты в бывшем «Школьнике», перечислять можно долго.

Что станет с местными музыкантами? Куда им идти играть? На репетиционных базах и друг у друга в гостях — но это же смешно. Стали появляться какие-то непонятные квартирники, посиделки дома, о которых пишут в соцсетях — это же все стремная история, ну правда.

Ребятам из клуба Ozz местные музыканты должны памятник поставить за то, что они делают. Я не думаю, что у них история совсем про деньги. Больше все на энтузиазме держится. Но насколько их хватит?

— Но ведь это такие же посиделки с друзьями, только не дома, а в клубе. Междусобойчики.

— Раньше была «Весна студенческая», которая поддерживала рок-коллективы, рэперов, поп-группы и т. п. Она проходила в театре ЧТЗ, где-то еще, с участием не только местных талантов, но и звезд всероссийского масштаба. Конечно, зритель шел посмотреть на известных артистов (на Дельфина, например), но вместе с этим он узнавал имена достойных коллективов нашего города. Такие концерты проходили и в «Галактике», а в жюри сидели Борис Каплун, Юрий Богатенков, Евгений Поляков, Гарри Ананасов и многие другие деятели искусства Челябинска. Они давали молодым советы, как-то помогали с выступлениями, записью. Со стороны администрации города поддержка была! Очень достойная молодежная политика была!

Что мы слышим про «Весну студенческую» в последние годы, кроме того, что студентам надо мимо телевизионных камер шеренгой пройти и покрасоваться? Ничего. Куда всем этим пацанам и девчонкам деваться?

И рано или поздно эта проблема превратится в культурную катастрофу.

 

Александр Паули и Илья Черт (Пилот)

 

— То есть сейчас еще не катастрофа?

— Нет еще.

— А чего нам до нее не хватает?

— Для того, чтобы понять, чего не хватает до полной катастрофы, достаточно дойти до любого вокзала, за 600 рублей купить билет до Кургана. Утром приехать в город, погулять по нему и судорожно сгрести в кулак последние деньги, чтобы уехать обратно в Челябинск (смеется).

На концертах часто ко мне подходят молодые парни и девушки, спрашивают: «А возможно свой клуб открыть? А на разогреве выступить у такой-то команды?». То есть люди готовы делать музыку не ради денег, а потому что им хочется делать музыку. Потом этого может просто не стать.

— На каких концертах в предстоящем году к вам могут подойти молодые и амбициозные за советом?

— (улыбается) В новогодние праздники будет стенд-ап от Нурлана Сабурова и детские шоу «Смешарики», «Мой маленький пони». В феврале «Кукрыниксы» сыграют свой прощальный концерт, и все. Коллектива, который почти 20 лет был на рок-сцене, больше не будет. Грустно, да? В начале марта приедет Борис Гребенщиков с юбилейной программой в честь 45-летия группы «Аквариум». Затем «Мельница», «Анимация», Lumen. В апреле «Сплин» — The Best, программа лучших песен группы — именно то, что так ждали все их поклонники долгие годы. А также долгожданный концерт группы «АлисА». Константин Кинчев редко балует концертами своих поклонников, но в предстоящем году обязательно приедет в Челябинск с грандиозной программой. Есть еще пара сюрпризов, но о них я пока рассказать не могу. Все узнаете в самое ближайшее время.

— Музыканты, проверенные временем. Чувствуете ответственность за культурное просвещение молодежи?

— Не чувствую и не думаю, что я должен концертами нести культурное просвещение в массы. Концерты — это не тот способ. Это средство зарабатывания денег. Не просто бизнес, а все-таки что-то большее. Но все же не про «просвещение».

Что такое просвещение? Это когда ты неграмотного человека научил читать и писать. А когда ты неграмотному человек говоришь: «Заплати тысячу рублей, я тебе такой ништяк покажу!». Это не просвещение, это нае**** во какое-то.

И почему вы считаете, что у современной молодежи нет хорошей музыки? Когда-то и Гребенщикова считали низкопробным. Или придет к вам мама сейчас и скажет: «Не слушай „Аквариум“, вот Клавдия Шульженко, вот это настоящая музыка».

— Вряд ли это сработает.

— В том-то и дело — не сработает. Каждому поколению свои ритмы близки, свой пульс —так всегда было. И, пожалуй, так всегда будет!

 

Александр Паули и Борис Гребенщиков

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0