Заглянуть за кулисы

Драмтеатр раскрыл челябинцам свои «секреты» в честь юбилея

В честь 95-летия Челябинского академического театра драмы им. Наума Орлова открылась выставка «Секреты театрального кофра». В Выставочном зале Союза художников собраны эскизы, костюмы, макеты, элементы декораций, бутафории и афиши, рассказывающие о лучших спектаклях Драмтеатра.

Ярослав Наумков

В феврале экспозиция «Храм любви Наума Орлова и челябинские художники» была представлена в самом большом зале Государственного театрального музея имени Алексея Бахрушина в Москве. В столице были показаны яркие и интересные экспонаты, но оценить все богатство Драмтеатра можно только на челябинской выставке.

Три зала выставочного пространства заполнены тем, что воплощает собой любовь к театру и искусству. Все, что здесь есть, создано вручную. Даже костюм рыцаря для спектакля «Бал манекенов» мастер создавал сам: в 1975 году в магазинах такое не продавалось. Сохранились падуги (вспомогательная декорация, скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены — прим. редакции) и задник одного из лучших спектаклей «Театра Орлова» — «Чума на оба ваши дома».

«Это не просто ткань красивая. Это живопись! Хоть сейчас бери и выставляй ее в картинной галерее!» — восхищенно замечает искусствовед, критик и автор художественных проектов Ирина Духина. С ней мы и продолжили гулять по залам.

Напротив рыцарских доспехов стоят три костюма, а на том месте, где должна быть голова актера (или манекена, как здесь) — надеты маски.

— Мамочки, что это?! Их не должно здесь быть. Это же совсем из разных спектаклей! — возмутилась заведующая музеем Драмтеатра Татьяна Палагина.

—Танечка, кто теперь об этом знает? — грустно заметил главный художник театра Олег Петров.

— Я знаю! — бросила Палагина и начала торопливо, но осторожно снимать маски.

На стенах висят работы известнейших театральных художников: Татьяны Сельвинской, Тимура Дидишвили, Виктора Александрова и других. Сохранились не только эскизы, а еще и макеты декораций. Мини-сцена знаменитого спектакля «Похождения бравого солдата Швейка» с маленькими кулисами, скамейками, подиумом. Все кажется каким-то сказочным.

— Мне не хочется отсюда уходить. Давно такой хорошей выставки не было. А это что? — спрашивает Ирина Духина и показывает на какой-то странный предмет.

— Это граммофон, — отвечает Палагина.

— Я так и думала, но надеялась на более замысловатое название. А почему он просто так стоит? Это же такая уникальная вещь. Сопрут еще, не дай Бог.

— Да он тяжелый. Ну, надеемся, что смотрители выставочного зала заметят, если кто-то его потащит. А не заметят — пойдем по антикварным магазинам. Вон внизу есть один, например, — отшучивается Татьяна Владимировна.

В каждом зале стоят театральные кофры, с которыми труппа ездила на гастроли. Устроители выставки хотели эти ящики поставить на улицах города и на входе в выставочный зал. Интересный рекламный ход. Но...

— Им не разрешили, — объясняет Ирина Викторовна. — Посмотрите, какие кофры классные: сразу гастрольная, театральная атмосфера появляется. Будь моя воля, я бы на каждом углу такие ящики поставила.

— У нас столько «фанэры» нет, — отвечает Олег Петров.

Один из ящиков во втором зале открыт: шляпа, боа, парики. Возле зеркала все это можно примерить и сделать «selfie». А если нажать кнопку возле соседнего кофра, то наряжаться можно под звуковые фрагменты из разных спектаклей. Пока гости выставки развлекались возле зеркала, Олег Иванович подвел нас к маленькому макету в углу зала.

— Олег, это просто поразительная работа. Какая глубина. А кто автор? — поинтересовалась Духина.

— Олег Петров, — поскромничал автор. — В первом акте декорации выглядели так, а во втором во-о-от так, — Олег Иванович перевернул макет «с ног на голову». — Первый раз антракт длился 40 минут, а потом мужики научились переворачивать декорации за 20.

— Но как вы до этого додумались?

— Режиссер мне сказал: «Придумай что-нибудь эдакое, мы делаем эзотерический спектакль!». Я долго соображал, а потом пошел искать в словаре слово на букву «э». Искал. И нашел: «Э, блин, надо переворачивать!».

Выставка переворачивала представление о театре. Мы, зрители в зале, видим только «красивую картинку», не задумываясь, какого труда стоит расшить кокошник, который ослепляет даже на галерке, или «создать» свинью в яблоках так, чтобы в нас проснулся аппетит. Театр — это целая индустрия и настоящее ремесло. По крайней мере, так было. Сегодня задник можно заказать в типографии и его напечатают за пару часов, а шляпы с перьями и стразами продаются в магазине «Всё по 51».

— Я надеюсь, что люди, которые посмотрят на экспонаты нашей выставки, влюбятся в настоящее театральное искусство. А, может быть, некоторые захотят работать также — вкладываясь полностью, — отмечает Олег Петров.

— Здесь в каждом углу живет по спектаклю. Сегодня такого даже в самом Драмтеатре нет. А жаль. Пойдемте еще кружочек сделаем, совсем не хочется уходить, — и Ирина Духина снова пошла вдоль фотографий, макетов и театральных кофров.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное