Фестиваль «от сердца к сердцу»

Детство, отрочество и юность челябинской «Камераты»

До начала Международного театрального фестиваля «Камерата», который будет проводиться в Челябинске уже в двенадцатый раз, осталось меньше месяца. Фестиваль зародился на сцене Камерного театра в 1992 году, и с тех пор регулярно становится одним из самых интересных культурных событий южноуральской осени. Но как развивалась «Камерата», и чего стоит ждать челябинскому зрителю в этом году?

Как яхту назовешь, так она и поплывет

— Изначально театр был молодой, мало кому интересный. Нужна была аккумуляция интереса к нам, расширение зрительской аудитории, — рассказывает главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова. — Время такое было — отток от театра, тяжелые 90-е годы. И вообще, театр — открытое пространство. Это такая артерия культурной жизни, поэтому фестиваль — всегда энергия.

Программа первой «Камераты» в 1992 году состояла только из постановок Камерного — молодой театр в течение недели показал все спектакли своей афиши. Поддержку министерства культуры и статус международного фестиваль получил только в 1994 году, когда челябинскую сцену посетил «Театр на Мирабельплатц» из Австрии. Тогда же наметилось смещение программы «Камераты»: от спектаклей театра-организатора к гостевым — участниками стали Магнитогорская драма имени Пушкина, «Омнибус» из Златоуста, свердловский Театр для детей и молодежи, Республиканский русский драматический театр Уфы.

— Camerata — с латинского «содружество». Фестиваль — это же букет. И вообще, театральное сообщество достаточно активное, подвижное. Фестивали любые театры любят, хотя это тяжело технически, — считает Виктория Мещанинова.

Совместно с главным режиссером Камерного организатором и инициатором первых «Камерат» выступал Алексей Пелымский, директор театра с 1991 по 2003 год. Пока Мещанинова занималась составлением программы и разбиралась с прочими творческими аспектами, Пелымский решал финансовые и организационные вопросы.

— Были сложности, потому что у нас было очень мало опыта. Но Алексей Николаевич Пелымский очень быстро освоился. В этом смысле мне с директорами повезло — надо обоюдно увлекаться этой затеей. И Алексей Николаевич тогда увлекся и очень активно работал на «Камерату». Постепенно мы увеличивали мощности, качество программ. Мы были молоды, театр был молод. Очень много было вечерних посиделок и капустников, — вспоминает главный режиссер.

Времена меняются

В 2003 году Алексей Пелымский стал генеральным директором Челябинского концертного объединения, а директором Камерного назначили Бориса Ломовских. Несмотря на то, что Ломовских пробыл «у руля» восемь лет, при нем было проведено только две «Камераты» — после десятого фестиваля в 2008 году театр устроил пятилетний перерыв, и в следующий раз гости съехались на челябинскую сцену только в 2013 году. При этом формат «Камераты» остался прежним.

— Камерный театр — это же малое пространство, от сердца к сердцу. Дистанция совершенно сокращена, актер крупным планом. Поэтому сам формат — такие вот немасштабные, камерные постановки, — поясняет Виктория Мещанинова.

Несмотря на сохранение общей формы, фестиваль изменялся внутренне — расширялась программа и география участников, показывались более серьезные постановки. От локального места встречи ценителей театра «Камерата» выросла до масштабного культурного события.

— Мы были молодежным театром, привлекали новые театральные образования. Людей, которые занимаются сценическими экспериментами, — подчеркивает главный режиссер Камерного. — Но нельзя же бесконечно резвиться, как дети. Приходит зрелость, приходит какой-то опыт. Хорошо это или плохо, но мы взрослеем. Времена меняются. Фестиваль просто приобретает какие-то другие качества, какую-то другую интонацию.

«Камерату» нередко посещали известные актеры. На сцене Камерного успели побывать Лев Дуров, Сергей Юрский, Александр Петренко, Ирина Алферова, Александр Филиппенко, Валентина Талызина. Помимо участников, каждые два года (а именно с такой периодичностью проходит фестиваль) менялась тематика. Так, на четвертую «Камерату» привозили только премьерные спектакли, пятая проходила на площадках сразу двух городов — в Челябинске и Озерске, шестую полностью посвятили отечественной «новой драме».

— Начали то мы лихо, ежегодно. Выяснилось, что фестиваль — дело очень затратное, трудоемкое. Решили делать раз в два года, и вот так продолжаем. Любой фестиваль успешен, если есть два или три событийных спектакля, ярких и интересных. Тогда он уже состоялся. У нас были и критические «Камераты», когда спасал один спектакль, но провальных годов не было, — резюмирует Мещанинова.

Фестиваль одного актера

В этом году «Камерата» посвящена моноспектаклям — роли в них исполняет единственный артист.

— Фестиваль динамичен, формирует свою программу, исходя из потребностей и возможностей времени. Среди многообразных театральных форумов, которые проводятся в нашей стране, фестивалей моноспектаклей — единицы. Однако актеры этот театральный жанр не забывают, — рассказывает завлит Камерного театра Ирина Камоцкая.

На «Камерате-2015» с 15 по 19 октября челябинцам покажут девять работ, из которых две — от зарубежных театров. Театр КЕФ из Швеции будет представлен спектаклем «Саундтрек моей жизни» от человека-оркестра Элиаса Файнгерша. В один час уложится история одного года странствий артиста, в круговороте гастролей повидавшего самые разнообразные пейзажи и самых эксцентричных людей. Файнгерш будет беседовать с самим собой — все шутки и споры обращены к альтер-эго артиста на экране.

Второй иностранный гость — Татьяна Хазановская от израильского «Независимого театрального проекта». Артистка уехала из России в 1991 году, и актерское ремесло постигала именно в Израиле — закончила театральную школу Бейт-Цви, участвовала в антрепризных проектах. В 1996 году начала выпускать собственные моноспектакли, один из которых — «Восточный ларец» — и будет представлен в Челябинске.

В российскую программу «Камераты-2015» вошли «Хочу в Париж» от Нижневартовского драматического театра, «Крейцерова соната» от Тюменского драматического театра, «Вечный пост» от мытищинского «ФЭСТ». Столичные артисты будут представлены «Школой драматического искусства» со спектаклем «Аглая» и театром «Сфера» с «Записками сумасшедшего». Постоянный участник фестиваля, Магнитогорский театр имени Пушкина привезет моноспектакль «Матадор» о первом в мире русском матадоре, выступавшем на аренах первой категории. На показ постановки приедет и прототип главного героя Роман Карпухин.

На сцену выйдет и ведущая актриса Екатеринбургского ТЮЗа, народный артист России, лауреат «Золотой маски» Светлана Замараева с моноспектаклем «Житейское море». Замараева уже участвовала в «Камерате» в 2004 году, получив тогда награду «За лучшую женскую роль» в постановке «Эвита».

— Моноспектакли — это не самый раскрученный жанр. Моноспектакли известных актеров собирают аншлаги, неизвестных актеров — чуть меньше, — рассказывает директор Камерного театра Илья Коломейский. — У нас есть и такие метры, как Замараева — челябинский зритель ее должен знать, и я более чем уверен, что на нее пойдут. Но есть и какие-то новинки. Главное же в отборе театральной программы — это найти что-то интересное. Это интересное может не быть попсовым, оно может не быть популярным, но оно действительно должно привлекать внимание.

Каким будет 2015 год для «Камераты»? Совершенно точно — не менее значимым, чем предыдущие. На фестиваль приедут старые друзья и новые лица, их спектакли посетят давние поклонники и начинающие ценители. Кому-то придется по душе формат моноспектакля, кто-то будет скучать по большим труппам, но равнодушными зрители не останутся. «Камерата» прочно заняла свое место в культурной жизни Челябинска, и покидать его в скором времени не намерена.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное