«Дебаркадер стал шире»

В культурной сфере города и области в 2016-м произошло несколько знаковых событий. Некоторые ударили по внешнему имиджу региона, другие — помогли сформировать новое направление внутренней фестивальной жизни.

Ярослав Наумков

«Я к вам больше не приеду»

В феврале 2016-го года в Челябинске прошел очередной кинофестиваль «Полный артхаус». Его посетил ни много ни мало, а сам Александр Сокуров, представивший свой фильм «Франкофония». На пресс-конференции великий (совершенно без иронии) художник затронул самые острые проблемы отечественного кинематографа и немного покритиковал облик столицы Южного Урала: «Я сегодня немного поездил по Челябинску и мне обидно, что город в таком состоянии. У него нет ни лица, ни планировки. Я видел несколько домов, которые — ну просто сокровища — стоят с заколоченными окнами. Ни сегодня-завтра будет поджог и они сгорят. Сколько в городе деревьев? Можно подсчитать. Вы не собьетесь со счета. Одна из самых удручающих картин, что в ландшафте нет никакого вмешательства зеленого пространства. Безобразные фасады этих 60-70х годов. Во что превратили город? Был ли он когда-нибудь иным?»

Разумеется, после этого высказывания уже мало кто помнил, с чего началась речь Сокурова (а говорил он сначала о практической невозможности получить сегодня образование режиссера и об отсутствии финансов на творческий поиск) — челябинцы разделились на два клана. В первом режиссеру намекали, что негоже оценивать город, в котором не живешь, в другом считали, что пенять на правду глупо.

Кстати, высказывание Сокурова попало в федеральную повестку СМИ, так что даже на всероссийском уровне пошли обсуждения — как город, имеющий несколько театров и весьма насыщенную фестивальную жизнь, докатился до такого состояния?.. Челябинск опять прославился.

Хабенский зачастил в Челябинск

В 2016-м году в столице Южного Урала началась достаточно мощная медийная раскрутка деятельности детской театральной студии «Это правда» (проект Константина Хабенского). Шестьдесят челябинцев в октябре выступили на сцене Кремлевского дворца в спектакле «Поколение Маугли». Сам знаменитый актер в стороне, разумеется, тоже не остался — в этом году он дважды выходил на сцену в Челябинске — сначала в июне, в постановке по Киплингу, затем в декабре, в вербатим-проекте «Папы».

«Папы» (реальные монологи, обращенные детьми к своим отцам) собрали очень неплохую благотворительную кассу — что-то около 800 тысяч рублей. Разумеется, не в последнюю очередь благодаря присутствию на сцене самого Хабенского. Он, кстати, высоко оценил деятельность именно челябинской студии (а они открыты по всей стране): «Мне кажется, когда я первый раз увидел ребят, это были уже достаточно осознанные молодые люди. Сейчас они задают такую планку, что задумываешься: „Ох, мог ли ты позволить себе подобные откровения и подобные духовные высоты в их возрасте?“ И это, конечно, очень интересно. Заставляет думать, как же их огорошить — в хорошем смысле — новым заданием для того, чтобы им было интересно сочинять, копаться в себе и наблюдать за миром дальше», — сказал актер в интервью изданию Znak. com.

По большому счету, данные события можно причислить к гуманитарным, а не просто культурным. Но дети, которые занимаются в студии, даже если не станут профессиональными актерами, все равно будут проявлять интерес и к кино, и к театру, а значит, повлияют на развитие данной сферы.

Второй раз — лучше, чем первый

В августе 2016-го года в Челябинске прошел второй по счету фестиваль современного искусства «Дебаркадер». В башнях Государственного исторического музея завертелся пестрый вихрь из открытия выставок, проведения семинаров, острых дискуссий и неподдельного восхищения.

Владимир Спешков, театральный критик: «Я считаю, что „Дебаркадер-2016“ — это что-то новое для Челябинска. Первый фестиваль был более локальным, в прошлом году, был более камерным. А этот получился объемнее, серьезнее, шире. На этот раз на одной площадке объединились несколько театров — НХТ Камерный, драма, ТЮЗ, смешались живопись, музыка, танец... Этот причудливый синтез породил некую новую художественную среду. И она, раз уж зародилась, должна развиваться».

Движение континентов к чувству

7 декабря в Челябинске в рамках фестиваля «CHELoВЕК ТЕАТРА» стартовал Первый международный театральный форум «Встреча континентов». Главным приглашенным гостем стал знаменитый режиссер Роберт Стуруа. Его мастер-класс «Мой Шекспир» прошел на площадке театра «Манекен», где собралось более 200 человек. А театральный критик, драматург, член Германского Центра Международного института театра Нина Мазур провела встречу с челябинскими театроведами в режиме живой беседы, и поведала, что современный европейский театр имеет абсолютное свободное, незажатое «тело» и, в отличие от постсоветского пространства, не имеет никакого поиска высшего смысла. Никакого «от понимания — к чувству», а наоборот. Масса визуальных эффектов, каскады света, атмосферный звук и, конечно, пластика тела. Никаких метафор — только желание режиссера.

Человек года

Евгений Гельфонд, художественный руководитель Нового художественного театра

Выбор был сделан, исходя из следующего соображения: именно на плечах этого человека держится фестиваль «CHELoВЕК ТЕАТРА», который, пожалуй, является самой свежей и активно развивающейся дискуссионной театральной площадкой в Челябинске. А проведение международного форума заявляет о дальнейших интереснейших перспективах.

Комментарии