Культура

Дарья Дубровских

Обозреватель издания «Челябинский обзор»

Небуквальная «ночь» музеев и театров в Челябинске прошла днем 19-го мая. Поздним вечером открыли свои двери лишь «Манекен» и драма. Организаторы восьми площадок, чтобы удивить посетителей, изощрились как никогда — одни записали, как звучит ткань, другие — разрешили смотреть пьесу прямо со сцены, третьи — напугали зрителей до полусмерти. Подробности  — в материале «Челябинского обзора».

Святые в зале

На выставку «Небесное и земное» из собрания Государственного музея истории религии пришло немало посетителей, несмотря на то, что экспозиция божественных картин и скульптур уже давно находится в Челябинске.

Куратор выставки долго отбирала работы, учитывая готовность челябинской аудитории к тем или иным экспонатам

«В Библии ничего не написали о том, вдохнул Бог в Еву жизнь или нет, — доносятся слова экскурсовода Музея изобразительных искусств. — Поэтому в раннем Средневековье церковь начала задумываться: «Если Бог не вдохнул в Еву жизнь, то, выходит, женщина и не человек вовсе. Поэтому и отношение к ней было такое — как к имуществу, с которым можно было делать все, что угодно. Однако на картине Фердинандо Грегори „Сотворение Адама и Евы“ мы видим, что жизнь в Еве есть».

По словам научного сотрудника музея Веры Петровой, название выставки может иметь много трактовок, но самое буквальное объяснение сводится к тому, что в произведениях религиозного искусства ХVI-XIX вв. можно увидеть сюжеты как о небесной церкви — святое семейство, сцены Нового и Ветхого завета, так и картины, рассказывающие о церкви земной.

«Насчет религиозного искусства есть предубеждение, что оно пытается захватить, обратить в свою веру, хотя сейчас современный зритель не должен этого опасаться, потому что в музее мы показываем предмет искусства именно в контексте культуры — как артефакт, документ времени», — замечает Вера Андреевна.

Пока посетители вглядываются в лица святых, в зале появляются рыцари и их дамы — историческая реконструкция с тематическими мастер-классами по геральдике и каллиграфии с пером захватывает теперь всё внимание присутствующих. А ключевой экспонат выставки в конце фойе — подлинные доспехи рыцаря ХVI века — отлично вписывается в антураж.

Исторические реконструкции прошли в Музее изобразительных искусств

Каталог образов

Специальный проект «Ночи музеев» — инсталляция LooKbook известной художницы Анастасии Богомоловой в Картинной галерее — собрала модников и модниц, но не с целью рассказать о тенденциях текущего сезона. Художница показала гардероб трех поколений своей семьи, развешанный в старых шифоньерах и хранящий воспоминания о времени и жизни людей.

«В классическом искусстве мы подходим к конкретным произведениям и пытаемся понять, что изображено — и оказывается, нужно много знать тех вещей, которые мы называем контекстом, то есть в какой среде это существовало, какое было мировоззрение и так далее, — рассказывает куратор проекта Светлана Шляпникова. — А данная инсталляция — это как раз контекст, в котором мы находимся, а произведения возникают внутри нас».

Инсталляция LooKbook в Картинной галерее

Цветастые платьица можно не только потрогать, понюхать, но и услышать. Приглашенные гости из Екатеринбурга представили текстиль с неожиданного ракурса — как художественный текст, который может быть прочитан языком звука. Ткань сканируется при большом увеличении, а специальная программа учитывает скрученность, фактуру нитей. Отсюда синтезируется звук.

«У каждой ткани свое звучание, — продолжает куратор. — Художники саунд-арт проекта „Ткачество звука“ записали четыре ткани, представленные на инсталляции, которые можно послушать в наушниках».

В Картинной галерее можно послушать, как звучит ткань

Любовь у паровоза

Спектакль-эскиз «Три любви тому назад» в театре-студии «У Паровоза» не показывали ранее в Челябинске. На премьеру в маленький, битком забитый зал пришел и автор пьесы драматург Егор Черлак. Четыре актрисы за 20 минут показали зрителям судьбу русской женщины, которая из века в век ждет мужчину, пока он обороняет военные рубежи.

«Это пьеса-притча, поэтому временные рамки тут не имеют значения, — замечает автор. — Мы видим трех девушек, которые ждут своих офицеров: кухарка Акулина с Первой мировой войны, санитарка Аня с Отечественной и журналистка Анжела из наших дней, которая ждет бойца из Чечни или Сирии. Пьеса написана несколько лет назад, и я уже видел два эскиза, но этот поразил меня до глубины души, местами наворачивались слезы, и я думал, неужели это я сочинил».

Директор театра-студии уверил, что этот эскиз войдет в репертуар.

Актрисы театра-студии «У Паровоза» растрогали зрителей

Молодежная читка

Немного странно, что Молодежный театр для показа выбрал также военную тематику. Здесь прошла читка пьесы Юлии Поспеловой «Война». Зрительные места расставили прямо на сцене, где актрисы вместе с детьми рассказали историю об уходящем детстве.

По словам режиссера Александра Черепанова, решение читки рождалось на ходу: «Для меня главная цель – получить проект в отсутствие автора. Здесь все участники равноценны. Его создавали все и одновременно никто. Получается, проект создал сам себя. В этом, мне кажется, главная особенность читки. Пьесу прочитали не просто актрисы – это женщины, у которых есть опыт материнства. Стихотворный ритм текста вызвал у меня ассоциации с пьесами Брехта, основная мысль которых – матери кормят войну, они поставляют пушечное мясо для битв. Поэтому участие актрис оправданно».

Читка пьесы «Война» вместе с детьми в Молодежном театре

Драма глазами актера

Прикоснуться к искусству в прямом смысле слова посетителям разрешили в театре Драмы, который открыл свои двери в 22:00. Актер Олег Барышев провел веселую экскурсию по закулисью. Гости с удовольствием делали селфи со всем, что попадалось на глаза.

«На первых двух ярусах лежит мебель, которая используется в спектаклях, на остальных много раритета, который давно пылится, например, вон те плетеные стулья я бы с удовольствием отвез на дачу», — смеется артист, находясь на складе, где хранится реквизит. «Все декорации делают под крышей театра, а потом спускают вниз на огромном грузовом лифте, подобному тому, что есть в фильме „Однажды в Америке“», — продолжил шутить Олег.

Наверно, большее впечатление на присутствующих произвел костюмерный цех, в котором находится несчетное количество одежды и обуви всех эпох. Даже сама костюмер не знает точной цифры.

Костюмерный цех состоит из нескольких ярусов

«Я с удовольствием провел экскурсию, потому что люблю путешествовать по закоулкам театра. На самом деле удивительно, что люди ходят, интересуются. Например, у меня есть одноклассники, которые спрашивают: „Что ты делаешь в театре?“ Поэтому это чудесно, когда есть возможность увидеть все своими глазами», — заключает актер.

Устрашающий «Манекен»

Театр «Манекен», славящийся необычными постановками и перфомансами, просто не мог обойти стороной такое событие. Последний вечерний сеанс в театре начался в 23:00, а закончился в полночь. Заявленные театральные страшилки по произведениям для детей напугали всех взрослых. Девушки так и жались к своим кавалерам.

«Вы пришли в театр ночью и бесплатно, поэтому не ждите ничего хорошего», — сразу предупредили актеры зрителей в холле.

И действительно, чего только ни пришлось натерпеться в сумерках: директора с гвоздем в голове, охранника-маньяка, говорящих голов, уборщицу с кровавой тряпкой. В общем, лучше и не знать всего того, что бывает ночью в театре.

Те, кто ходили в течение дня по всем площадкам, отмечают, что экскурсия по «Манекену» стала самым динамичным и нетривиальным действом. К тому же там еще и кормили (печеньем-пальцем и томатным соком).

Зрителей пугали, как могли

Елена Кузина, режиссер: «Русским актерам со мной трудно»

Нет повестей печальней и прекраснее на свете

В НХТ премьера моноспектакля «Триптих для одной актрисы»

Сергей Пускепалис:

«Актеров надо воровать, как хороших лошадей»

Мнение

Интервью

Популярное