Внимание, речь!

Как научиться разговаривать взрослому человеку

Андрей Ткаченко

Любовь Мочалина учит разговаривать так, чтобы только с помощью голоса и жестов можно было решать все свои вопросы во взаимоотношениях с другими людьми. Что именно нужно прорабатывать, чтобы от разговоров была польза?

Почему мы разучились общаться

«Мы по большей части работаем „втихаря“. Вот вы сидите и что-то печатаете, а ведь мысленно проговариваете слова, которые застревают в горле. Получается, что слово не работает — люди разговаривают сами с собой. Мы уже даже не говорим по телефону! Все смс-ки, сообщения. Все закодированное. А когда вдруг нам надо говорить — начинается страх. В горле зажим. Длинная мысль не складывается. Не получается сказать длинную фразу», — рассказывает педагог-тренер по речи Любовь Мочалина.

Сейчас Любовь Рудольфовна вместе с режиссером Еленой Кузиной готовит постановку «Мёртвые души. Гоголь» в Молодежном театре Челябинска. Как отмечает педагог, в поэме колоссально длинные фразы. А ведь по статистике современный человек в разговоре не строит предложение из более чем пяти слов. Быстрый век, быстрые разговоры. Гоголевский текст ложится непросто, а ведь нужно еще и за вниманием слушателя следить. Речь требует особой проработки.

Быстрый век, быстрые разговоры. Гоголевский текст ложится непросто.

Кому это надо

Сегодня взрослые люди, не актеры, к Любови Рудольфовне обращаются очень часто. У педагога много групп и индивидуальных учеников в Санкт-Петербурге. В среднем, это молодые люди от 25 до 35 лет.

«В этом возрасте люди выходят в жизнь, начинают работать и понимают, что нужно ставить речь. И неважно, в какой сфере человек работает. У меня есть ученики из строительных компаний, есть офисные работники, есть актеры. Умение говорить нужно всем», — рассказывает Любовь Мочалина.

Среди учеников мастера много женщин зрелого возраста. Они прошли школу имиджа, узнали о fashion-трендах, научились наносить make-up и поняли, что нужно заняться голосом, чтобы зазвучать! На курсах по речи не учат писать то, что нужно говорить. Учат занимать правильную позу, умело жестикулировать и подавать звук.

Педагог учит манипулировать людьми с помощью речи и тела

Как включить тело

«Вот я сижу перед вами. Тело мое наклонено вперед, сижу на краю дивана, говорю спокойно. Но стоит мне откинуться на спинку, у вас ко мне сразу поменяется отношение. Я буду вальяжно сидеть, а вы будете несколько выше меня. Вам придется надо мной доминировать. А мы должны быть на равных. Это все тонкости, которые называют манипуляциями. Через них можно воздействовать на партнера», — объясняет Любовь Рудольфовна.

По словам педагога, основная проблема всех людей — невключенное тело. Даже если мы видим и слышим диктора на телевидении, то определить, хороший он или нет, можем не столько по его поставленному голосу, сколько по той энергии, которую он вкладывает.

Для того, чтобы включить тело, а вместе с ним и энергию, нужно правильно дышать. И тогда не придется кричать и давить голосом. За счет управления собой и благодаря внутреннему жесту можно притягивать или отталкивать собеседника.

Для того, чтобы включить тело, а вместе с ним и энергию, нужно правильно дышать.

Правильное дыхание можно делать сидя. Подвиньтесь на край стула, так, чтобы опора была на седалищных косточках. В этом положении живот расслабляется. Это и есть центр. Намерение звука и выдоха находятся внизу. Именно низом живота нужно начать делать выдох со звуком «ф-ф-ф». Плечи находятся на месте. Так включается речевой аппарат.

Попробуйте перевести внимание на разные части тела и просто их назвать вслух: плечо, спина, нос, стопы. Тембр и громкость начнут меняться непроизвольно. И если ваш истинный голос находится в центре, который мы уже раскрыли с помощью звука «ф-ф-ф», то другие возможности голоса можно раскрыть через другие части организма.

Как помочь голосу руками

Любой жест, как учит Любовь Рудольфовна, можно сделать телом и голосом. Притянуть, оттолкнуть, поднять и опустить, например. И если несколько раз (по методу Михаила Чехова достаточно трех раз) поднять руку и при этом что-то говорить, речевой аппарат запомнит этот жест. Энергия внутри начнет работать. И можно больше руку не поднимать, а голос будет таким, будто вы хотите приподнять своего собеседника.

«Жест — это очень индивидуально. Мы с вами можем делать одно и то же движение руками, но в вас оно отзовется совсем иначе. И это нормально. Только ваша задача — изучить себя, чтобы знать, что происходит с голосом и энергией, когда вы давите рукой вниз», — Любовь Рудольфовна поднимает левую руку, меняется голос и подача.

Только ваша задача — изучить себя, чтобы знать, что происходит с голосом и энергией.

Как освободить голос

Одно из упражнений, которое педагог по речи рекомендует делать дома — работа с палкой. Можно взять палку от швабры, например. По высоте она должна быть не выше солнечного сплетения тренирующегося.

У предмета есть длина, ширина, а главное — вес. Именно за счет этих трех показателей можно переводить внимание, а следовательно — освобождать голос.

Любовь Рудольфовна на вытянутой вниз руке держит палку. Во время беседы она то подбрасывает ее, то специально роняет, то крутит. Дыхание то успокаивается, то подхватывается. Голос меняется с каждым движением. Диафрагма раскрывается. Включается тело: ноги, грудь, спина. Все, как надо.

«Язык заплетается, потому что не натренирован»

Как расплести язык

Довольно часто при разговоре то ли от волнения, то ли из-за плохо разработанного речевого аппарата мы начинаем заикаться или мучаться с тем, что заплетается язык.

«Потому что язык не натренирован! Конечно, это можно исправить. Если вам не нравятся скороговорки, придумайте себе какую-то непростую и длинную фразу, которую можно быстро-быстро проговаривать. Появится речевая мобильность. И нужно не забывать дышать всем телом, это обязательно», — мастер делает глубокий вдох и медленный выдох.

Как говорить с неприятелем

Приходится сталкиваться иногда с людьми, с которыми не хочется общаться. Но приходится. Любовь Рудольфовна рекомендует в этих случаях попытаться изменить свое восприятие данного человека и сделать жест расширения. Открыть руки, может, приобнять при встрече. Сначала нужно открыться самому, а потом «раскалывать» собеседника.

Другое дело, если вы открыты, а вас подкалывают, подначивают и пытаются сделать неприятно — закрытая поза, но при этом дыхание через энергетический центр позволят «защититься».

Чем тренироваться по дороге на работу

Есть несколько упражнений, которые кажутся очень простыми, но они прекрасно развивают дикцию и артикуляцию. Помните, как дети изображают лошадку? Взрослея, мы с этим звуком «Пф-ф-ф» недовольство высказываем. Так вот именно «пф-ф-ф» — отличное упражнение для губ. По-умному это называется — «вибрационный выход».

И снова прием из детства: когда мы хотели кого-то подразнить, то кончиком языка водили по небу и губам со звуком «бе-бе-бе». Пока едете в машине на работу или по делам — можете репетировать. Любовь Рудольфовна заставляет учеников «дразниться» прямо на мастер-классах.

«Речь — это не декламирование, это энергия»

Как избавиться от говора

О нем нужно думать все время. Особенно тем, кто хочет жить в Петербурге или в Москве. Находясь в той среде, где говорят с говором — от него не избавиться. Мы, челябинцы, его и не слышим. А московская манера кажется нам забавной. Хотя ее считают правильной.

Слова не должны быть «развалившимися», гласные должны звучать емко, а согласные — четко. Речь — это не декламирование, это энергия.

Чем раскрыть словарный потенциал

С людьми, которые отвечают односложно, при этом в короткое «да» или «нет» вкладывают свои, дополнительные смыслы, очень сложно выстроить диалог. Техника речи может решить и эту проблему.

«Человек может приучить себя к длинной фразе, — отмечает Любовь Рудольфовна. — Это другой способ мышления. Поговорите текстами Гоголя или Гомера. Возьмите стихотворную фразу: казалось бы, все строчка, но она не кончается. Есть длинная мысль: „Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил...“ — и я эту мысль не обрываю через слово. Очень хорошо подходят для тренировок шекспировские тексты. Нужно только захотеть».

Человек может приучить себя к длинной фразе

Лучший лайфхак

«Просто много разговаривайте. С разными людьми и на разные темы. А еще — попробуйте читать вслух. Но не пробегая текст и невнятно бубня себе под нос, а с выражением. Заставьте себя выговаривать. Это уберет горловой зажим. Позволит тренировать длинное дыхание, ритм речи и дикцию», — советует Любовь Мочалина.

Следить за вербальным и невербальным общением — задача не из простых. Приходится всегда держать мозг в рабочем состоянии. На это мастер ответила:

«Всегда должна быть repete — та самая репетиция, а потом мозг привыкнет».

«Для тренировок речи отлично подходят шекспировские тексты»

Справочно: Любовь Мочалина — актриса, педагог-тренер, ст. преподаватель кафедры сценической речи РГИСИ (бывш. Санкт-Петербургской Академии театрального искусства). Обучалась технике М. Чехова у Л. Петита, В. Кокорина, Г. Падегимаса и др.

Проводила тренинги и мастер-классы в России, Канаде и Европе.

Автор собственной методики, выработанной в результате многолетней преподавательской работы и творческого переосмысления трудов Михаила Чехова и Ежи Гротовского. В ней сценическая речь, артикуляция, физические упражнения, направленные на раскрытие голоса, дыхательная гимнастика, основы сценического движения и риторика сплелись в единый метод развития речи, раскрепощения человека и возвращения к своему природному голосу.

Отправьте нам новость

У вас есть новость или информация для нас? Считаете, что мы могли бы написать об этом? Поделитесь с нами тем, чем считаете нужным, и оставьте координаты для связи, чтобы мы могли уточнить и проверить то, что вы нам сообщили.

«Челябинский обзор» гарантирует вашу конфиденциальность как источника информации, если вы прямо не попросите об обратном.

Мы не обещаем, что ваша информация обязательно станет поводом для публикации, но обещаем, что проверим со всей серьезностью то, что вы нам сообщили.