Наталья Горлова:

«„Правильный“ главврач — тот, кто начал с самых „низов“»

Начальник управления здравоохранения администрации Челябинска — о том, сколько в городе врачей, внутрибольничной логистике и электронном будущем челябинских поликлиник.

Андрей Ткаченко

— Наталья Владимировна, что из себя представляет система здравоохранения в Челябинске?

— Прежде всего, надо понимать, что у нас в городе есть медицинские учреждения, которые действуют, по сути, на одной и той же территории, но при этом относятся к разным системам управления здравоохранением. В Челябинске есть и федеральный кардиоцентр, и областные клинические больницы.

В нашем ведении находятся 13 взрослых и 14 детских медицинских учреждений, а также две муниципальных стоматологии, два детских санатория, станция скорой медицинской помощи и Центры: медицинской профилактики, медицины катастроф, вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО).

Если детализировать, то среди «взрослых» медицинских организаций — девять «больничных комплексов», в которые входят как стационар, так и поликлиника и четыре отдельных поликлиники.

Городские больницы (за исключением МБУЗ ГБ № 14 и № 16), являются многопрофильными медицинскими организациями, имеющими в своем составе межрайонные отделения, которые оказывают помощь не только жителям города, но и всей Челябинской области. Скажем, в больнице № 6 — один из сильнейших в стране ожоговых центров. В больнице № 8 — инфекционное отделение.

Детских больниц у нас меньше — пять. Крупнейшая из них — детская городская клиническая больница № 8, которая находится в Металлургическом районе. Она обладает серьезным реанимационным комплексом для детей с различной патологией, в том числе для новорожденных.

Надо отметить, что детские учреждения сейчас у нас находятся в процессе реорганизации.

— Почему?

— Отчасти это связано с тем, что финансирование идет по подушевому принципу, то есть платят за каждого ребенка. И финансирование это одноканальное — только из средств Фонда обязательного медицинского страхования. За каждого ребенка больницам и поликлиникам выплачивается по 250 рублей в месяц. На эти деньги, собственно, всё и делается: ребенок осматривается всеми специалистами, проводятся все необходимые исследования, а если он заболел, то его принимают как пациента, проводят дополнительные исследование, назначают лечение и так далее.

При этом в эти 250 рублей входят все расходы — и содержание зданий, сооружений и оборудования, и заработная плата врачам и медицинскому персоналу, и налоги, и медикаменты, и расходные материалы... Конечно, мы стараемся оптимизировать траты.

— Сколько людей работают в муниципальной системе здравоохранения Челябинска?

— Если взять всех вместе — порядка 14,5 тысяч человек. Из них врачей — чуть меньше 3,5 тысяч. 

— Этого достаточно?

—Есть некоторая нехватка специалистов, но она вполне рабочая. Ситуация точно лучше, чем во многих городах страны. И качество специалистов очень высокое. Многие врачи имеют Высшую или первую категорию, научные степени кандидатов и докторов наук.

— А кого не хватает?

— Нехватка участковых терапевтов и педиатров чуть выше, чем узких специалистов. Ну, и есть отдельные дефицитные специальности, например, врачи-рентгенологи. В систему приходят молодые врачи, обычно примерно 90 человек в год. К тому же сейчас, как известно, изменили положение об ординатуре и интернатуре, интернатуры как таковой больше нет. И в этом году к нам пришли как интерны предыдущего выпуска, так и выпускники университета, окончившие шесть курсов. Конечно, это довольно большая ответственность — направлять вчерашнего студента «в поле». Поэтому челябинское региональное отделение Национальной медицинской палаты активно прорабатывает вопрос о возвращении школы наставничества, когда к молодому специалисту «приставляли» более опытного коллегу, способного и передать опыт, и снизить риски.

— Мы говорим о врачах, но в каждой больнице или поликлинике есть главный врач, на котором сходятся все функции управления. Это, по сути, отдельная профессия?

— Она называется «организатор здравоохранения» (улыбается). Каждый главврач обязан иметь сертификат организатора здравоохранения, для получения которого он обязан пройти специальную образовательную программу — сначала первичная специализация, которая длится не менее четырех месяцев, а затем каждые пять лет проходить дополнительное обучение, подтверждать свою квалификацию. Кстати, сейчас я также учусь на организатора здравоохранения, и подтверждаю уже имеющийся у меня сертификат.

— Кого больше в хорошем главвраче — собственно врача или все-таки организатора?

— И то, и другое. Очень сложно руководить серьезным медицинским учреждением, отраслью, не зная о ней ничего, не понимая ни нужды больного, ни то, что необходимо для работы твоим коллегам. На мой взгляд, «правильный» главврач — тот, который прошел все ступени профессионального роста, начав с самых «низов», работал обычным врачом, заведующим отделением, заместителем главного врача. Да, не у всех так складывается, но это правильный путь.

— Вы довольны главными врачами больниц и поликлиник Челябинска?

— В основной массе — да. За те пять лет, что я руковожу управлением, у нас достаточно серьезно обновился пул главврачей, пришли пятнадцать человек из ныне действующих. Мы старались отбирать тех, кто не только может управлять учреждением, но у кого «горят глаза», кто хочет работать и любит эту работу.

— Почти 35 медицинских учреждений вместе со зданиями, сооружениями и оборудованием, подчас очень дорогостоящим. 3,5 тысячи врачей, 14,5 тысяч человек, занятых в системе. Во сколько это все обходится городу?

— Общий бюджет медицинских учреждений Челябинска на более чем 90 процентов состоит из денег Фонда обязательного медицинского страхования. Плюс есть областные целевые программы и субсидии, которые позволяют держать те позиции, которые не финансирует ФОМС — хоспис, паллиативная помощь, «социальные койки» для взрослых и детей, от которых отказались родители. Есть также средства, выделяемые из бюджета на так называемых «неидентифицированных» граждан — тех, кто не имеет полиса обязательного медстрахования. И — деньги из городского бюджета, которые позволяют нам осуществлять тот или иной ремонт или, скажем, покупать оборудование или машины «скорой помощи».

Если выражать в цифрах, то средства ФОМС составляют около 7,6 миллиарда рублей в год, бюджет области — около 500 миллионов, плюс средства города. Итого — немногим более 8 миллиардов рублей.

Наверное, обывателю это покажется огромными деньгами. Но это далеко не так. Просто вспомните, сколько у нас больниц, поликлиник, врачей, персонала... Доля заработной платы в этих восьми миллиардах — более 70 процентов. А еще — налоги, коммунальные платежи, оборудование, машины «скорой помощи». 

— Тем более, что к чистоте помещений в поликлиниках и больницах — особые требования.

— Санитарные нормы и правила никто не отменял. Только на средства для дезинфекции мы тратим порядка 100 миллионов рублей. Специальной обработке подлежат помещения и медицинский инструментарий.

— Верно ли считать, что одна из основных задач муниципальной системы здравоохранения — работа «на земле», в том числе первичная диагностика?

— В стационар люди попадают все-таки по определенным показаниям. А вот в поликлиники люди обращаются гораздо чаще — вылечить заболевший зуб, насморк, кашель, снять давление, пройти обследование и так далее. И основные проблемы именно там, где основной людской поток. Следовательно, организация помощи на амбулаторном этапе является приоритетной в работе медицинских организаций.

В общей сложности пациенты приходят в наши поликлиники более девяти миллионов раз за год. Понятно, что кто-то почти не обращается к врачам, а кто-то практически не выходит из поликлиник. Делаем первичную помощь доступнее и комфортнее для пациентов, в этом году в городе внедряется пилотный проект «Открытая поликлиника», который направлен на оптимизацию работы регистратуры, лабораторной и диагностической служб, маршрутизацию пациентов внутри поликлиники. За последние годы в каждой поликлинике открыты кабинеты неотложной помощи, доврачебного приема. Активно внедряем информационные технологии.

— Кстати, чем чаще всего болеют челябинцы?

— Прежде всего, болезнями органов дыхания. Неудивительно, ведь любая респираторная инфекция, любой насморк — это тоже болезнь органов дыхания. На втором месте — болезни системы кровообращения, на третьем травмы и отравления. 

— Девять миллионов посещений в год — это очень серьезная нагрузка, большой поток, который непросто администрировать. Были печальные случаи, когда люди даже умирали в очередях в поликлиниках...

— К сожалению, случалось...

Но мы очень серьезно перестраиваем работу поликлиник, регистратур, чтобы изменить ситуацию. Например, в детской поликлинике № 8 мы сделали регистратуру открытой (и в итоге она первой в Челябинске получила международный сертификат качества стандарта ICO 9001).

При этом оказалось, что перестройка работы поликлиники, регистратуры требует не столько материальных затрат, сколько грамотного выстраивания элементарных технологических и логистических процессов. Причем речь не только о собственно документообороте. 

Вот пример. Получает человек справку. Сначала он должен прийти за талоном. Потом он должен подняться к доктору. Потом доктор его посмотрит, затем выпишет справку или направление на обследование и отправит пациента в другой кабинет, где он должен ее заверить, потом он должен вернуться к доктору и доктор должен расписаться... И вот вся эта ходьба — это было всегда.

Мы решили просто с секундомером промерить все это, и поставили на место пациента сотрудника медицинского учреждения. Сделали для себя столько «открытий»...

Когда в больнице № 8 озадачились тем, что есть жалобы на долгое время выписки льготных рецептов больным эндокринологического профиля, то они решили не нагружать пациентов и отправили собирать все нужные бумаги собственную сотрудницу. Замерив ее передвижения и ожидания, выяснили, что занимает все это не менее полутора часов. А пациент все равно вынужден эти полтора часа ждать, пусть теперь и не он бегает по кабинетам. В итоге решение оказалось довольно простым — максимально приблизили кабинет выписки льготных рецептов к месту приема врача-специалиста. В итоге сэкономили время и себе, и пациентам, и бегать сотруднику не пришлось.

Еще недавно, если помните, анализ крови брали только по понедельникам, талоны выдавали тоже только по понедельникам. Сейчас во всех поликлиниках кровь берут каждый день, талоны выдают на две недели вперед, и можно как прийти самому за ним, так и записаться по телефону или через специализированные сайты. И повторюсь — все эти решения не требовали денег.

— Получается, что основным резервом повышения качества работы поликлиник является логистическая оптимизация потоков пациентов, которая основана на внедрении прежде всего информационных технологий?

— Верно. И многие наши больницы и поликлиники самостоятельно внедряли и разрабатывали у себя IT-системы, нацеленные именно на это. Внедряется это и сейчас, очень мощно и повсеместно. При этом Министерством здравоохранения Челябинской области принято и решено сделать информационную систему единой для всех медицинских организаций. Проблема была в том, что не было стыковки у различных программных решений. Сейчас все сводится к программно-информационной системе «Барс». Например, если врач поликлиники выявил у пациента опухоль, то он может прямо с приема записать больного на консультацию в областной онкологический диспансер, где будет определена дальнейшая тактика лечения. Таким образом, пациенту не нужно ехать с одного конца города в другой, чтобы получить талон. Удобно? Удобно! 

Следующий шаг — повсеместное внедрение электронной медицинской карты пациента. Да, это связано с определенными решениями, а также с тем, что речь идет о персональных данных и о врачебной тайне, которые подлежат защите. Но за этим наше будущее. И людям будет значительно удобнее, так как мы уйдем от бумажных носителей, и все данные о пациенте, его заболевании, анализы и исследования будут передаваться при необходимости из одного учреждения в другое по защищенным каналам связи сети интернет.

Вся эта работа направлена на Человека, и проводится  для того, чтобы пациент максимально быстро мог попасть к профильному специалисту, сдать анализы, пройти обследование и получить лечение, тем самым по возможности облегчить его психологические и физические страдания.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0