Евгений Тефтелев:

«Положение дел требует решительных действий»

Глава Челябинска — об итогах первого полугодия, планах по ремонту дорожной сети и подземных переходов, возможном повышении цены на проезд в электротранспорте, а также про обратную связь с жителями города...

Андрей Ткаченко

— Евгений Николаевич, как Челябинск прожил первую половину года?

— Если говорить об основных показателях социально-экономического развития города, то в целом цифры статистики внушают некоторый оптимизм. По сравнению с первым полугодием прошлого года вырос объем промышленного производства — на 5,6 процента. Это прежде всего касается обрабатывающих производств, крупных и средних предприятий.

Выросла средняя заработная плата по крупным и средним организациям — с 33,7 до 36,2 тысяч рублей в месяц.

Отчасти благодаря этому упрочилось и положение городского бюджета. Мы смогли несколько превзойти те цифры доходов, которые планировали перед началом года. Это радует, потому что, если честно, в последнее время Челябинск трудно сводил концы с концами. При этом никуда не делись определенные проблемы с налогом на землю и с собираемостью арендной платы за пользование муниципальным имуществом — той же землей или помещениями.

Это четко показывает, что расслабляться рано, и ситуация, прежде всего у малого и среднего бизнеса (именно он в основном арендует у муниципалитета земельные участки или помещения) очень и очень непростая.  От предпринимателей поступает очень много обращений о снижении ставки, либо отсрочке или рассрочке арендных платежей. По возможности мы идем на это, понимая всю сложность положения. С другой стороны, к злостным неплательщикам отношение тоже соответствующее — и в суд обращаемся, и другие меры применяем.

— «Челябинский обзор» как-то составлял список крупнейших должников городского бюджета, и среди них в основном — структуры, которые подконтрольны людям с весьма известными фамилиями...

— По бОльшей части этих «известных фамилий» мы вышли на то, что принято называть «дорожной картой». В этой связи, пожалуй, чаще других в СМИ звучали имя Юрия Раифовича Карликанова (заместитель председателя Законодательного собрания области — прим. редакции) и сведения о бизнесе его семьи. Могу сказать, что он, с одной стороны отстаивая свою точку зрения на стоимость некоторых участков (это его право), по ряду других вопросов начал рассчитываться. Кроме того, его структуры являются застройщиками, и мы совместно работаем над тем, чтобы все дома были сданы в срок.

Кстати, если уж зашла речь о строительстве. При том, что ситуация на рынке недвижимости по-прежнему очень непростая, цифры обнадеживают. На конец июля введено более 290 тысяч квадратных метров жилья, что почти на 100 тысяч «квадратов» больше, нежели годом ранее. И это, учитывая то, что первое полугодие всегда было малорезультативным в плане сдачи домов в эксплуатацию, позволяет нам прогнозировать, что по итогам года мы можем превысить прошлогодние показатели.

Конечно, здесь большим подспорьем стало то, что начала налаживаться ситуация вокруг «Гринфлайта». Процесс строительства вновь запущен, дома сдаются, на днях вот было голосование о том, чтобы передать дольщикам очередные вводящиеся в эксплуатацию дома. Это и дает объемы в статистику, и, что куда важнее, продвигает нас в процессе решения проблем дольщиков.

— К строительному комплексу и к властям Челябинска в последние годы были вопросы не столько по количеству вводимого жилья, сколько к тому, что именно строят и где именно строят. Порой странно видеть очередные «панельки» в самом центре города, где недешевую землю можно было бы использовать (и капитализировать) куда эффективнее...

— Отчасти соглашусь. Но могу и поспорить. Есть ряд федеральных программ, которые мы должны выполнять, например, по переселению людей из ветхоаварийного жилья. Если вы говорите о том, какие дома строит, скажем, Николай Серсков («НИКС») — я, наоборот, хочу его похвалить. Да, это «панельки». Но вполне высококачественные панельки, хорошо построенные. При этом застройщику удается держать цену квадратного метра, утвержденную государством в рамках программы по «ветхоаварийке» — а это менее 30 тысяч рублей.

— Недавно в структуре мэрии прошло важное преобразование — создан Комитет по градостроительству и архитектуре, кроме того, были отдельно выделены должности главного архитектора и главного художника города. Каковы цели этих изменений?

— Главная цель изменений — улучшить облик города. Для этого существенно усилена роль главного архитектора, серьезные полномочия и у главного художника. При этом важно, чтобы они не только следили за выполнением, соблюдением тех или иных норм и правил, но и вносили свои предложения, свое видение развития той или иной территории застройщиками.

Никто не отрицает проблем — в архитектурном облике города уже довольно много подпорчено. Но сделанные в структуре изменения позволят, как мне видится, начать постепенно выправлять то, что можно. В конце концов, это то управленческое решение, которое в итоге должно вылиться в конкретные здания и сооружения, архитектурные и художественные решения фасадов, тех же гостевых маршрутов и так далее.

Кроме того, эти изменения сделаны в том числе и с учетом разработки нового генерального плана развития Челябинска, которым мы начали в этом году заниматься. Пока говорить о том, что это будет за документ, еще слишком рано. Надеюсь, он станет своего рода консолидированной точкой зрения на развитие города. Хотя всем угодить тоже вряд ли получится.

— К работе городской инженерной инфраструктуры у жителей в последние годы вопросов не так много — те же летние отключения горячей воды и опрессовка теплотрасс отнимают не так много времени и выполняются в срок. Возмущение, и очень активное, в том числе в соцсетях, чаще связано с какими-то конкретными недоделками или халтурой — яму на проезжей части вырыли и не зарыли, люк на дорогое прохудился или провалился и месяцами не ремонтируется...

— Есть такое. Отчасти проблемы связаны с тем, что еще в советское время все инженерные сети — теплотрассы, водоснабжение, водоотведение — были проложены под улицами. И сейчас, особенно в центре города, даже если есть ресурсы, просто физически нет пространства, чтобы куда-то их увести в сторону, переложить. Мы в данном случае —заложники тех решений, которые были приняты еще при СССР. И получается так, что если нужно, скажем, капитально отремонтировать теплотрассу, например, на не самой широкой улице Тимирязева — приходится полностью перекрывать движение, раскапывать асфальт, перекладывать трубы, заново укладывать всю проезжую часть. Это и долго по времени, и очень дорого. 

— В Челябинске отмечен многократный рост смертности от передозировки наркотиками.

— И это вызывает очень серьезное беспокойство. Не так важно то, что больше половины погибших — люди не с челябинской пропиской. Каждая жизнь дорога. Сама ситуация крайне опасная — в городе появилось новое вещество, буквально выкашивающее людей. Большая часть погибших — люди в возрасте за 30 лет, бывало, что жертвами становились целые семьи. Был случай, когда пятилетняя девочка нашла свою маму и ее сожителя мертвыми.

Положение дел требует решительных действий. Я уверен, что свою работу — выявление и пресечение деятельности каналов поставки наркотиков — выполнят правоохранительные органы. Задача же системы муниципальной власти — максимально им помочь, грамотно настроить работу экипажей подстанций «скорой помощи», оповестить жителей о возникшей опасности. Многое из того, что делается, уже приносит свои результаты — в июле число смертей резко упало по сравнению с предыдущими месяцами. Но успокаиваться нельзя ни в коем случае.

— Еще одна непростая тема, взволновавшая многих челябинцев — оптимизация детских спортивных школ города. Не секрет, что часто уровень, облик, репутацию той или иной спортивной секции, школы определяет ее руководитель. Не получится ли, что вместе с водой выплеснут и ребенка, и с оптимизацией спортшкол они потеряют свою самобытность?

— Речь не идет о том, что будут как-то упразднены или сокращены тренеры или руководители школ и секций. Задача — оптимизировать те структуры, которые занимаются обеспечением деятельности, документооборотом. Ну зачем каждой спортшколе, секции, даже небольшой — отдельная бухгалтерия или юрист? Ведь эту часть работы можно осуществлять централизованно. А все, что касается тренерско-преподавательской деятельности, спортивных вопросов, должно остаться неизменным.

— Не так давно вы вновь обратили внимание на состоянии реки Миасс. Река давно нуждается в чистке, и мы не раз об этом писали. Но, насколько я понимаю, есть одна сложность — это водный объект, который находится в федеральной сосбтвенности, и ни город, ни регион не имеют право тратить на него свои деньги.

— Все именно так.

— Тогда как вы собираетесь приводить русло в порядок?

— Мы связываем определенные надежды с подготовкой города к саммиту ШОС и БРИКС и связанным с этим преобразованием набережной Миасса в границах исторического центра Челябинска. Как известно, есть определенные задумки по концессионному соглашению, есть потенциальный инвестор, готовый вложиться в обустройство набережной. В планируемом комплексе работ есть и те, что связаны с чисткой русла реки. Мы предполагаем почистить его вместе с федеральными властями, войдя в определенную федеральную целевую программу. Возможно, уже в 2018-м году.

— Буквально на днях вновь осыпалась часть потолка в одном из подземных переходов на площади Революции. Состояние этих переходов давно вызывает то тревогу, а то насмешки...

— Буквально на днях у меня был по этому вопросу Дмитрий Назаров, начальник управления культуры администрации, подведомственные структуры которого отвечают за состояние переходов. Кроме того, переходы проинспектировали представители городской общественной палаты. Текущий ремонт уже начат, это позволит поддержать их в рабочем состоянии. И мы продумаем программу более серьезного ремонта, реконструкции переходов. Но это уже на следующий год.

— Не так давно был завершен архитектурный конкурс на реконструкцию площади Революции. Есть победитель, есть проект. Вас лично все в нем устраивает?

— Лично меня — нет, не всё. Безусловно, сам проект интересен, но даже хорошие идеи должны быть подкреплены чем-то с точки зрения финансов...

— Дорого?

— Дорого. Стоимость сравнима с теми деньгами, которые Челябинск в этом году впервые за много лет потратит на приведение в порядок городской среды. При этом мы и так стараемся следить за обликом центра города. Начали менять ограждения рядом с площадью Революции, думаю, что в следующем году займемся дорожным полотном проспекта Ленина. В проекте — приведение в порядок памятника Владимиру Ленину, что также связано с некими работами по облику всей площади. Объем работ там достаточно серьезный, предварительная оценка — порядка 20 миллионов рублей. Деньги на это есть, есть и решение привести объект в порядок.

В этом году мы впервые за последние несколько лет получили 700 миллионов рублей федеральных денег на ремонт дорог. 500 миллионов из них уйдут на средний ремонт основных магистралей. Кроме того, мы заявились на получение федерального финансирования на ремонт проспекта Ленина. 

Но есть и другие важные объекты.

Уже сделали значительную часть улицы Братьев Кашириных, часть улицы Каслинской, шоссе Металлургов в Металлургическом районе. Кроме того, нужно обеспечить нормальными дорогами новый микрорайон на улице Агалакова в Ленинском районе, куда переезжают люди по программам переселения из ветхоаварийного жилья и предоставления жилья детям-сиротам.

А еще строительная компания «Легион» Александра Букреева хорошими темпами возводит новый микрорайон на северо-западе. И его тоже нужно обеспечить необходимой дорожной сетью, чтобы у жителей не было проблем...

— Довольны ли вы тем, как проходят изменения в муниципальном общественном транспорте? Ситуация там по-прежнему очень непростая.

— Да, непростая. Но сегодня, когда сотрудники и бОльшая часть автобусного парка перешли во вновь организованное предприятие-перевозчик, я хотя бы начал видеть, что на самом деле происходит в этой сфере, чем город располагает и к чему мы должны прийти в итоге. Теперь я лично каждый месяц смотрю производственные и финансовые результаты и вижу определенную тенденцию к улучшению. Так, автобусов на линию еще недавно выходило 78, сегодня — уже за 120. И конечно, по мере финансовых возможностей города автобусный транспорт будет поддержан новыми транспортными средствами.

Частные перевозчики, как мне думается, также стали достаточно четко понимать, чего от них ждут власти. Мы точно не против, чтобы частный бизнес развивался. Но «маршрутки» должны быть финансово прозрачны, а интересы частников и муниципального транспорта — правильно сбалансированы. Перекосов быть не должно. В любом случае, главная наша забота — интересы жителей Челябинска.

Несколько сложнее ситуация с электротранспортом. Возможно, со временем нам придется подумать о повышении цен — тарифы на электроэнергию растут, и это «убивает» всю себестоимость проезда. Чудес на свете не бывает. Хочу лишь напомнить, что у наших соседей цены на проезд в электротранспорте значительно выше: в Екатеринбурге — 28 рублей, в Тюмени, насколько я знаю — 26 рублей. У нас — 20. Я не стремлюсь к 26-28 рублям. Но, наверное, уже и не 20...

— Как скоро ждать повышения цены?

— Есть определенный порядок принятия таких решений. Оно точно будет коллегиальным. Обсуждаем, смотрим...

— Какова судьба проекта новой маршрутной сети, который вызвал в прошлом году столько разговоров?

— Есть дорожная карта реализации этого проекта. Внедрение новой сети — большая и непростая работа, которая будет проходить поэтапно. В том числе потому, что есть действующие договоры с частными перевозчиками на обслуживание существующих маршрутов. Новые маршруты надо выставлять на конкурсы. Также надо организовать работу по информированию жителей города о грядущей смене маршрутов. Все это займет определенное время. Но, вне сомнений, будет реализовано.

— Совсем недавно был серьезный скандал, связанный как раз с планом строительства улично-дорожной сети в том районе, а именно — фактически по территории мемориала «Золотая гора»...

— Первое: мы пока ничего там не развиваем и не планируем, планы приостановлены. Второе: губернатор Челябинской области дал поручение, и мы заказываем проведение всех необходимых в таких случаях экспертиз. Думаю, вполне реально избежать стройки «на костях», и не уверен, что кто-то всерьез хочет такого кощунства.

На самом деле, эта история показала одну важную тенденцию: в последнее время нам удается все чаще взаимодействовать с жителями города, представителями общественности в плане обсуждения многих, самых разных вопросов, касающихся жизни города, проектов. Да, много споров, да, еще есть, куда улучшать взаимодействие, но и конкретной пользы, позитива в этом общении все больше. Эта обратная связь очень важна для администрации, для меня лично, позволяет четче держать руку на пульсе. В том числе потому, что некоторые вещи в управлении городским хозяйством пока что требуют ручного управления. Ничего, мне есть дело до каждой мелочи...

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 3

Не пора ли призадуматься о демонтаже образа "Члена КПСС №1" с главной площади города? Зачем нужен монумент одного из разрушителей великой России в 1917 году? Сколько его последователей приходит 22 апреля к этой советской статуе?

Нет, не пора. Выкиньте эту идею из головы. Великой России разрушитель... смешно.

В Тюмени нет электротранспорта, а проезд в автобусах и маршрутках 22 руб.