Илья Ройтенберг:

«Мы можем привезти в Челябинск гостей из Европы, но готов ли к этому город?»

Пожалуй, самый известный пивовар Челябинска — о Втором фестивале народных напитков, пиво- и квасоварении, а также о больших планах, мешающих отдыху.

Ярослав Наумков

— Илья, прежде всего, расскажите про Второй фестиваль народных напитков, который вы проводите в августе. Предыдущий, дебютный фестиваль, наделал немало шума, и получил множество положительных отзывов от посетителей. Что задумали на этот раз?

— Мы решились на продолжение не сразу. Можно даже сказать, что нас заставили (улыбается). Заставили те люди, которые были на первом фестивале и практически потребовали продолжения. Тем более, что событие получило действительно большое количество положительных откликов и от посетителей, и от профессиональной среды производителей напитков.

Лично я хотел сделать передышку, собраться с мыслями и идеями и подготовить более серьезную площадку на следующий год... Но в итоге пошел на поводу у общественности, и решил с коллегами сделать фестиваль и в этом году.

В этот раз мы поменяли и формат, и место. Отчасти вынужденно — не удалось договориться с площадкой, где проходил предыдущий фестиваль. Но на самом деле всё, что ни делается, всё к лучшему. Едва стало известно о том, что придется менять место проведения фестиваля — нас просто завалили предложениями те, кто готов был предоставить свою площадку. В общей сложности, было более 30 вариантов, один лучше другого! Прекраснейшие места нашей области, красоты природы, душевная обстановка. Вы не представляете, с каким сожалением порой приходилось отказывать. Но, увы, требования к месту проведения довольно жесткие — это должно быть место, до которого достаточно просто может добраться большое (на прошлом фестивале за два дня побывало в общей сложности более пяти тысяч человек) количество людей, здесь должна быть инфраструктура, способная «переварить» такое число посетителей и предприятий, выставляющих свою продукцию. Мелочей нет — достаточные энергомощности, большие свободные пространства, вплоть до утилизации мусора и наличия необходимого числа туалетов...

В итоге мы с моими коллегами из Союза пивоваров Южного Урала договорились с челябинским премиум-отелем Radisson BLU, который предоставил нам свою площадку. Думаю, если мы ведем речь о том, чтобы познакомить горожан с производителями народных напитков (прежде всего, челябинскими, южноуральскими), их продукцией, то это почти идеальный вариант — самый центр города, легче добраться горожанам, проще «выставиться» производителям, нет проблем с инфраструктурой, обеспечением мероприятия. Должен заметить, что для самого отеля это довольно смелый шаг — у них ведь есть собственная прекрасная пивоварня, производящая продукцию под всемирно известной торговой маркой, которую многие считают общепризнанным стандартом качества. И вот так, взять и запустить к себе, по сути, прямых конкурентов — это надо быть очень уверенным в себе и своем продукте. Что же, честь им и хвала.

Поменяем в этом году и формат мероприятия. Все проведем не в два дня, а за один. 

— Почему?

— На самом деле, все просто. Выдержать второй день довольно непросто. Нет, не посетителям производителям.

— Что, напитки заканчиваются?

— С этим-то проблем нет (улыбается). Тяжело на ногах два дня выдержать. Судите сами — бОльшая часть производителей — это даже не малый, а микробизнес, и на фестивале они присутствуют практически всей своей штатной численностью. Просто физически тяжело два дня подряд обслуживать непрерывный поток людей. А ведь еще кто-то должен собственно за делом, за бизнесом присматривать. Легче будет и посетителям, и площадке, принимающей событие. Уверен, мы прекрасно справимся и за один день. 

Кстати, хочу особо отметить тех производителей, которые выставляют у нас такие напитки, как квас. Этот напиток довольно долгое время был как-то незаслуженно, несправедливо задвинут на задний план. Но сейчас к нему возродился интерес, и стали происходить интересные вещи. Большие, глобальные компании ведь, по сути, полностью подмяли под себя рынок кваса, причем порой продуктом, который в полном смысле квасом-то и не назовешь. Но знаете что? В последние годы у населения проснулся интерес к настоящему квасу, и в итоге начали появляться производители, которые делают настоящий, качественный, естественный продукт, который при этом еще и очень разнообразный. Это радует, и у челябинцев будет возможность убедиться в этом на нашем фестивале.

Программа фестиваля очень насыщенная, событий и вкусов всем хватит. Будет много хорошей музыки, мы пригласили выступить знакомые, известные челябинские коллективы, которые практически гарантированно создадут прекрасную атмосферу на площадке. Желающих выступить, кстати, тоже было больше, чем в итоге смогла вместить сцена. А еще о каких-то призах, розыгрышах, сюрпризах подумают участники выставки.

А вот что мы не поменяли — так это входную систему. Как и в прошлом году, вход на фестиваль будет бесплатным, но строго по пригласительным билетам. Одна из главных задач фестиваля — пропаганда культуры умеренного, ответственного потребления напитков, поэтому этот фестиваль — именно для тех, кто, в частности, способен отказаться от чего-то более крепкого. Сами же пригласительные мы распространяем через производителей — участников фестиваля, среди наших партнеров, которые уже сами решат, кто достоин посетить наш фестиваль. Опыт прошлого года показал, что такая система прекрасно работает — несмотря на тысячи гостей, по большому счету, это было мероприятие «для своих», и всё прошло без сучка и задоринки. Мы уверены, что все прекрасно пройдет и в этот раз, и наши гости вновь останутся довольны.

— Поменялся ли состав участников?

— Поменялся. С одной стороны, по-прежнему, это наши, южноуральские производители напитков, из Челябинска, Копейска, Миасса, Златоуста, Аши, Верхнеуральска. Как те, что были год назад, так и новые производители, в том числе очень серьезные, успевшие за это время дать старт своему продукту. Есть даже те, чей продукт я еще не успел сам попробовать. Что же, буду ждать приятных сюрпризов (улыбается). Будут наши традиционные гости из Свердловской области — Екатеринбург, Первоуральск, Нижний Тагил. На этот раз приедут серьезные производители из Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Воронежа.

— Говорили, будет и участник из-за рубежа — из Сербии...

— Пиво из Сербии будет, это правда. Но правда и то, что представлять его будет не производитель, а его представитель в нашей стране. А это всё же немного не то...
В общей сложности, мы ожидаем, что на фестивале будет представлено более 30 производителей напитков. А еще будут выставляться производители ингредиентов, оборудования для их производства. Итого — под сорок участников. 

И это при том, что мы, честно говоря, сдерживали поток желающих, стараясь, прежде всего, делать это событием именно для местных производителей напитков. Хотя, увы, в этом году несколько известных челябинских компаний решили не выставлять свою продукцию на нашем фестивале. Почему? Причины разные. Кто-то, возможно, на самом деле не так уверен в себе и в своем продукте, кто-то думает, что продажи и так хороши, кто-то считает для себя невозможным выставляться на площадке у «конкурента». А ведь наш фестиваль — это не про конкуренцию, не про объем прямых продаж (с ними летом и так все хорошо), а скорее, все-таки именно просветительское мероприятие.

Кроме того, конечно, это событие не только для любителей, ценителей народных напитков, но и собственно, для профессионалов отрасли. Мы ведь прекрасно общаемся, и фестиваль — отличный повод «себя показать, людей посмотреть». Попробовать продукцию коллег, сравнить со своей, уловить какие-то тенденции, выслушать прямые и непосредственные отзывы потребителей... Повторюсь, небольшие, локальные производители — не конкуренты друг другу, потенциал рынка огромен, люди только начали разворачиваться к нашей продукции, места ещё надолго всем хватит... В любом случае, время еще есть, мы ждем наших коллег.

— А что будет, если не сдерживать поток желающих выставить свою продукцию на челябинском фестивале?

— Знаете, я пока вот эти мысли храню в себе. Сначала надо провести это событие (и я уверен, что оно будет удачным, успешным), потом всерьез думать о чем-то большем. Понятно, что удачный опыт проведения фестивалей даст нам возможность попытаться замахнуться на другой статус, другой уровень.

Жду того момента, когда у нас будет действительно хорошая площадка, и тогда... Я приглашу и белорусов, и украинцев, и прибалтов, и производителей из Венгрии, Болгарии, Чехии, Словакии, Германии, Австрии. Тех, кого знаю, с кем знаком. Производители напитков, поставщики ингредиентов, оборудования для производства (ведь число тех же пивоварен в Челябинске растет ежегодно). Уверен, они приедут, это совсем не фантазии, не «нью-васюковщина». Интерес к России, к нашему рынку, к тому, что происходит в нашей отрасли, на деле огромен, и им, поверьте, есть, что предложить.

Но тогда возникает вопрос: а готов ли город к такому мероприятию? Ведь если сейчас мы, в общем-то, справляемся с организацией сугубо своими силами (и уверен, что проведение фестиваля в итоге выходит нам в разы дешевле, чем другие события аналогичного масштаба), то для выхода на другой уровень нам понадобится помощь властей. Прежде всего — именно в подборе подходящей площадки.

Повторюсь — можно сделать мероприятие совсем другого уровня, масштаба, количества участников и гостей. Но готов ли к этому город? Я верю, что готов.

Комментарии