Арсен Унанян:

«Деньги должны попадать в экономику»

Председатель совета директоров Группы Предприятий Компаньон, Член президиума правления общероссийской общественной организации МиСП «ОПОРА РОССИИ» — о том, что сегодня мешает развиваться бизнесу, недобросовестной конкуренции и благотворительности.

— Арсен Гамлетович, каким оказался 2016 год для бизнеса? На то, что он будет легким, никто, в общем, не рассчитывал...

— Ну, в любом бизнесе существует планирование. В 2014-м году, еще до резкого падения рубля в декабре, возникло четкое ощущение, что ситуация в стране меняется. Росли цены и надувались пузыри, аналогично 2007-му году. Потом прогнозируемо началось падение на многих рынках. Но если прошлый кризис был, что называется, резкий, и восстанавливалось все так же быстро, как и падало, то нынешний — затяжной.

— Рынок недвижимости очень чувствителен к такого рода затяжным кризисам. А от состояния этого рынка напрямую зависит деятельность вашей компании.

— У нас разноплановый бизнес. С недвижимостью все более-менее понятно, Компаньон работает почти 15 лет. И есть четкое понимание, что рынок проваливается. Количество сделок в Челябинске сократилось примерно на 30-40%. Тем не менее, люди продолжают жениться, разводиться, съезжаться и разъезжаться, поэтому спрос меньше, но есть. Основная проблема на сегодня в этой сфере следующая: во время любого кризиса расцветает деятельность неквалифицированных агентов. Результатами такой недобросовестной конкуренции становятся демпинг и сомнительные сделки (кстати, это одна из причин, по которым ГП Компаньон всячески поддерживает принятие Закона о риэлторской деятельности). Те, кто не находится в правовом поле, а работает, что называется, «на коленке», снижают цены на риэлторские услуги. Мы-то прекрасно понимаем, что эти услуги недешевые. В том числе потому, что находимся в правовом поле, мы обеспечиваем людей официальной работой, платим налоги, у нас профессиональные юристы и мы дорожим своей репутацией. С принятием закона рынок, скорее всего, почистится, и услуги подешевеют, от этого выиграют потребитель и профессионалы — у нас будет больше работы.

— И как сосуществовать на одном рынке с недобросовестными конкурентами, если они предлагают более низкие цены на услуги, что на сегодня очень важно для конечного потребителя?

— Наше агентство недвижимости «Компаньон» берется за самые сложные сделки, наши юристы досконально проверяют не только продавца, но и покупателя. Да, наши сотрудники очень дотошные, поэтому, вероятно, сложилось мнение, что с «Компаньоном» работать не так-то просто. Однако результатом будет абсолютная чистота сделки. Мы специально разработали несколько пакетов услуг, разных по стоимости: от 30 тысяч рублей, без скидок и акций, как в «сером» агентстве, только с полным юрсопровождением. Поэтому перед выбором партнера лучше прочитать, что он обещает в договоре. Чем шире наши обязанности, тем больше оплата. Не нужна услуга — можно сделать дешевле. Но нельзя делать дешевле в ущерб качеству. Не может «профессиональный» юрист за 15000 знать все на свете хорошо. Нужен или штат юристов, или профи с зарплатой 70000 и выше. Можно все сделать самому, в том числе постричься. Я без иронии. Нужны для этого время, знания (на курсы сходить), можно воспользоваться бесплатными консультациями профессиональных компаний или общественных организаций — и держаться подальше от непрофессионалов.

Отмечу, что сегодня офисы «Компаньона» активно работают в Краснодарском крае, в частности, в Сочи, и мы с легкостью совершаем сделки более чем в 70 городах России. А можем почти во всех, благодаря нашим партнерам, в числе которых крупнейшие строительные и риэлторские компании России, а также банки, в том числе Сбербанк и ВТБ24.

— Недобросовестная конкуренция — это ведь проблема не только сферы риэлторских услуг.

— Отнюдь. Нашей Группе Предприятий принадлежит ряд СМИ, которые мы развиваем. Это и деловой глянец «План Б», и общественно-политическое издание «Челябинский обзор», и специализированное издание о недвижимости «Купидом». Сегодня многие СМИ закрываются, поэтому, казалось бы, на рынке остается меньше конкурирующих друг с другом медиа. Однако рекламодатели зачастую делают выбор в пользу тех СМИ, которые, скажем так, не всегда предоставляют правдивые данные о тираже и логистике. Конечно, дешевле напечатать 1000 экземпляров и разложить в тех точках, где на них непременно наткнется рекламодатель. Завышение тиража не раз было поводом скандалов в Челябинске. У наших изданий большой охват: деловые центры, рестораны, популярные заведения, аэропорт, сотрудничеством с которым мы очень гордимся. И наши журналы и газеты очень быстро разбирают. А данные о тираже абсолютно правдивы и очень легко проверяются.

— Ну, должна же быть сфера бизнеса, где даже сегодня все идет хорошо?

— В «Компаньон» входят типография и IT-компания, у них дела идут хорошо, есть существенный рост по итогам года. Они самоокупаемы, и остаются резервы для развития этого бизнеса. Предприниматели поняли, что эти услуги сегодня очень выгодно отдавать на аутсорсинг, и проявляют большой интерес к работе наших специалистов.

Бизнесу сегодня важна поддержка: льготы при создании рабочих мест или дешевые финансы. А банки сегодня не дают дешевых кредитов. Точнее, дают только крупному бизнесу. К счастью, появилось постановление Правительства РФ — в том числе, благодаря инициативе Опоры России и ряда общественных организаций — и сегодня госкорпорации обязаны привлекать к тендерам малый и средний бизнес. Чтобы МСБ получал доступ к деньгам. Это очень хорошо, потому что эти деньги попадают в экономику, а не выводятся из страны (ведь выводят капитал как раз крупный бизнес и банки).

Деньги должны попадать в экономику, через конечного потребителя — субсидии молодым семьям, налоговые вычеты для предприятий, военные сертификаты — от этого хорошо и рядовым гражданам, и предпринимателям, и, в конце концов, государству (а через субсидии банкам и госкорпорациям почему-то возникает много вопросов и уголовных дел). А пока этого не происходит, бизнес вынужден затыкать дыры, а не развиваться.

— Вы получили премию «Человек года-2016» журнала «Деловой квартал» в номинации «Благотворительность».

— Да, мы в этом году провели очередной фестиваль «Десять добрых дел». Благотворительным фондам сегодня очень непросто, их необходимо поддерживать не меньше, чем бизнес. Именно они делают ту работу, которую не успевает или не хочет делать государство. На следующий год ГП «Компаньон» и партнеры, которых мы очень благодарим за поддержку, вместе проведут юбилейный фестиваль.

Получить премию, конечно, было приятно, но для меня гораздо важнее те «премии», которые получает мой бизнес — постоянные клиенты агентства недвижимости, юристов, IT-компании, наших средств массовой информации. Спасибо огромное нашим клиентам, за самое большое мое достижение — у меня работает лучшая команда в городе, и я буду ее развивать и защищать.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0