Яков Гуревич:

«Челябинская область сейчас словно футболист, не знающий своего места на поле»

Эксперт в области транспорта, логистики и стратегического развития — в бескомпромиссном и небесспорном разговоре о том, как на самом деле стоит оценивать географическое положение Челябинской области, сложном отношении к высокоскоростной магистрали и саммиту ШОС, рисках Томинского ГОКа и футболе, как отражении стратегии развития.

Яков Гуревич
Ярослав Наумков

— В последнее время было заявлено сразу несколько документов и проектов, претендующих на стратегический, глобальный статус для Челябинска и Челябинской области. Означает ли это, что в области идет формирование стратегической повестки?

— Давайте вспомним, что практически сразу же после прихода на должность губернатора Челябинской области Борис Дубровский заговорил о необходимости создания стратегии развития региона. И я отлично знаю, какая была внутренняя борьба за то, чтобы реальная стратегия не появилась. В итоге главе региона надо было идти на выборы, и идти хоть с чем-то, и на свет появился поверхностный, противоречащий реалиям документ, о котором забыли сразу же после дня голосования.

Но были и другие попытки. В частности, мне известно о том, что была попытка поработать над стратегией с одной из серьезных московских компаний, входящих в структуру Сбербанка России. Но то ли заказчик поставил какие-то не те условия, то ли исполнители работали плохо, но в итоге ничего не получилось, и никакой документ принят не был.

— Является ли де-факто отсутствие стратегии развития региона проблемой? И почему попытки создать такой документ в качественном виде пока ни к чему не привели? Мы утратили навыки планирования или мешают узкие частные интересы конкретных «групп товарищей»?

— Прежде всего, мы перестали понимать, зачем это нужно. А еще утратили компетенции и теперь толком не знаем, как это делается. Раньше, напомню, существовал Госплан, который во времена СССР занимался разработкой 20-летних планов развития, 5-летних планов («пятилеток»), годовых планов. А самый первый стратегический план развития страны — это вообще-то был ГОЭЛРО. И на этой практике учился весь мир. А мы, в свою очередь, за последние 25 лет утратили навыки такого планирования. Впрочем, это касается и многих других отраслей.

Вы же были на последнем совещании у губернатора по проекту высокоскоростной магистрали Челябинск-Екатеринбург? Там московские товарищи сравнивали этот проект с японским аналогам — «Синкансен». Действительно, там схожая по протяженности ветка обслуживает территорию примерно в половину Челябинской области. Но живет на этой территории раз в 25 больше людей, а валовый продукт — и вовсе раз в 30 больше, чем в Челябинской и Свердловской областях, вместе взятых. В этом смысле наша область является, по сути, неосвоенной территорией. Да вы съездите за пределы объездной дороги, посмотрите. Так, местами очаговое заселение, не более того. Совершенно неосвоенная территория.

Или когда рассуждают об агломерации Челябинска с, условно говоря, Красноармейским районом — а там что с чем агломерировать? Город-миллионник и пустое, никем не заселенное пространство?

— Много говорится о том, что у нашего региона выгодное географическое положение.

— Сейчас географическое положение Челябинской области можно назвать не выгодным, а катастрофическим. Изолированный со всех сторон кусок территории. Хотя нас еще можно успешно встроить в экономическое и социальное пространство России и мира.

— Речь о транспортных коридорах «запад-восток» и «север-юг»? А проблемы — в изношенности транспортной инфраструктуры, в том числе, трассы М-5?

— Нет, дело совершенно не в этом. Да, М-5 — это проблема, но сама по себе трасса не играет критической роли. Если вы посмотрите хотя бы на карту Урала, вы увидите, что с западной стороны у нас Уральские горы, самый высокая их часть. Транссиб был изначально построен через Челябинск, но потом, в 30-х годах основной веткой Транссиба стал северный участок, через Екатеринбург. И основной грузопоток идет именно там, потому что горы ниже, и транспортировка эффективнее, дешевле. Не случайно поезд Москва-Челябинск, идущий через Екатеринбург, быстрее знаменитого 13-го «скорого» «Южный Урал». Наше же ветка, по сути, не реконструировалась еще с тех времен, и это дорога если не 19-го, то середины 20-го века.

— Но та же М-5 идет в Екатеринбург через Челябинск

— Ей почти никто не пользуется, чтобы ехать в Екатеринбург через нас. Есть гораздо более удобный вариант для тех, кто едет из Москвы — трасса М-7, идущая через Нижний Новгород и Казань с ответвлением в Пермь. А поскольку та дорога лучшего качества и чуть-чуть короче, плюс она преобразовывается в автобан до Казани, плюс новый мост у Ижевска, то скорее поедут в Челябинск через Екатеринбург, а не наоборот. Хотя само состояние перемычки между нашими городами тоже далеко от приемлемого.

В итоге, если говорить о транспортном коридоре «запад — восток», то Челябинск обходят с севера и по железной дороге, и по автотрассе. Да еще на востоке нам нужно обходить Казахстан по автодороге или дважды стоять на границе на железной дороге.

Что же до коридоров «север-юг», то, во-первых, все дороги на север идут через тот же Екатеринбург, который имеет подавляющее конкурентное преимущество в обслуживании севера, а во-вторых, у нас с юга забор — граница с Казахстаном, который ведет свою игру (и очень успешную) за транспортные потоки.

Вот и получается, что мы сейчас просто изолированы в транспортном смысле со всех четырех сторон.

— И что с этим делать?

— Есть определенные возможности поменять ситуацию. Но не хотел бы сейчас выносить это в публичную сферу. Хотя бы потому, что отвечаю за подготовку предложений по транспортной стратегии региона, и хотел бы это обсудить сначала с губернатором, а не с прессой.

Могу лишь напомнить, что в 2008 году, когда разрабатывалась стратегия развития РЖД, господин Якунин, возглавлявший тогда госкорпорацию, заявлял, что глобальный коридор «запад — восток» должен идти через Карталы. И в стратегии РЖД было много чего по этому поводу прописано. Удивительно, но тогда (у меня есть документ, могу показать) власти региона ответили, что «транспортная инфраструктура Челябинской области, созданная при строительстве Магнитогорского металлургического комбината, оптимальна, и в развитии не нуждается»...

Транспортная инфраструктура и все завязанные на ней потоки — это вопрос интеграции нашей области в российское и мировое пространство. Если мы этого не сделаем... Ну кому нужен кусок земли на отшибе, в изоляции? При этом находятся люди, которые пытаются «впарить» этот бред с ВСМ (высокоскоростная магистраль Челябинск — Екатеринбург — прим. ред.), который обсуждали у губернатора. Цель «впаривания» при этом одна, и она очевидна — получить миллионов сто из бюджета области на создание технико-экономического обоснования. И больше ни-че-го.

— Пока суть да дело, в других регионах уже принимают стратегии развития до 2030 и даже до 2035 года. И цели в этих стратегиях закладываются амбициозные (тот же Татарстан, например, планирует увеличить население на миллион человек). Борис Дубровский заявлял лишь о стратегии до 2025 года...

— Знаете, у нас очень часто говорят, мол, «какая стратегия — мы не знаем, что будет в следующем году будет». То есть когда люди берут ипотеку лет на 15-20 — они строят какое-то представление на этом время (или, в последнее время не берут — тоже вполне себе стратегическое решение). А Челябинская область, понимаете ли, не может выполнить эту работу — представить возможные варианты будущего. При этом стратегически для области мало что меняется — цели и задачи могут сдвигаться по срокам или количественным показателям. Но стратегия на то и стратегия, что принципиальные решения (если они приняты правильно) устойчивы.

— Подождите. В последнее время область приняла целый ряд очень серьезных мероприятий, от чемпионатов мира по дзюдо и тхэквондо, заявляются не менее масштабные события и проекты. Тот же саммит ШОС, или (со всеми оговорками) — Томинский ГОК.

— Это скорее хаотичные движения. Вы можете объяснить, для чего нам вообще этот саммит ШОС? Я, в принципе, могу построить модель, где он нужен. Но пока в регионе такой модели нет, есть лишь лозунг — «даешь саммит!»

— А может, он нужен для того, чтобы получить деньги на его проведение в частности, и на развитие региона в целом?

— Ну, допустим. Вот я дам вам 50 миллиардов на что-то...

— Мне не надо. Я сворую.

— Тоже, кстати, вполне разумная стратегия (улыбается). Если же серьезно, то деньги — штука хорошая, особенно, если понимать, на что их тратить. Ну, можно построить десяток небоскребов. А зачем? Или, вернусь к ВСМ. Вот, надо потратить на её строительство 165 миллиардов. Отличная сумма. Просто прекрасная. Но есть маленькое примечание в документах. О том, что выручка от этой магистрали будет 800 миллионов рублей в год, а расходы — 10 миллиардов. А кто будет оплачивать 9 миллиардов ежегодного убытка? Челябинская область? Это, вообще-то, почти 10 процентов бюджета региона. То есть каждый житель области, включая грудных младенцев в Брединском районе, должен каждый год выкладывать по три тысячи рублей в год на содержание этой прелестной магистрали? Так что ли?

Конечно, есть те или иные проекты, которые создают у нас в регионе. Промышленные, инвестиционные, бизнес-проекты. И это хорошо. Но вот штука какая — население нашей области примерно три с половиной миллиона человек. И если где-то возникает супер-пупер проект, с уникальным производством, инновациями, но в нем задействовано 10 человек — я, конечно, буду хлопать в ладоши и радоваться, но на общую ситуацию этот проект влияния не окажет никакого. Если бы таких проектов было тысячи... Но для этого нужна среда, которую не создать без нормальной стратегии.

— А более крупные проекты?

— Сам по себе никакой проект в одиночку не даст результат, не изменит ситуацию.

— Даже такой, как Томинский ГОК — один из крупнейших инвестпроектов в стране? Там ведь заявлены огромные цифры — десятки миллиардов инвестиций и налогов, более тысячи рабочих мест...

— Давайте разложим по полочкам.

Насчет крупнейшего — это как посмотреть. Да, Томинское — нормальное месторождение. Но в России и Казахстане в ближайшие годы (и точно раньше, чем Томино) запускаются четыре гигантских медных ГОКа — Удоканский и Быстринский в РФ, а также два проекта «Казахмыса». Каждый из них, во-первых, крупнее Томинского, а во-вторых — характеристики руды там лучше. Себестоимость, судя по проектным декларациям — значительно, в 2-3 раза, ниже, чем на Томинском ГОКе. Все эти проекты запускаются компаниями, куда более мощными экономически. И, наконец, все они в менее рискованных местах, в том числе с точки зрения экологии.

Понятно желание Русской медной компании работать с собственной сырьевой базой. Это железная логика. Но — лишь для самой компании.

Я понимаю, если бы необходимость ГОКа была связана, как когда-то демидовские заводы или ядерный центр — с безопасностью и обороноспособностью государства. Но потребление меди в России уже сейчас, до запуска новых ГОКов, значительно, почти в 2 раза, меньше (а будет — в 4), чем ее производство, и металл надо будет экспортировать. Получается, что Россия импортирует высокие технологии, а экспортирует товар с минимальной добавленной стоимостью. При этом, какие будут мировые цены на этот металл — никто не знает, это вещь труднопрогнозируемая, почти как нефть. Если на медь, медную руду и концентрат цены упадут, то РМК, возможно, пострадает сильнее прочих.

Идем дальше. Под проект предполагается привлечь как собственное финансирование, так и кредитные ресурсы. Кредиты, вероятно, будут браться в государственном банке, хотя бы потому, что ни у кого больше таких ресурсов сейчас не найти. И представьте, что в итоге проект вдруг «не сросся». И что — все мы будем в том или ином виде поддерживать госбанк из-за этого? Тогда хочу напомнить, что, по сути, основной инвестиционный институт в стране — Внешэкономбанк — находится в предбанкротном состоянии с триллионной дырой, возникшей из-за разного рода мегапроектов вроде олимпиады в Сочи или саммита АТЭС во Владивостоке.

Теперь по налогам. Их обещают миллиард ежегодно. Но любой из крупнейших реализованных в области инвестпроектов («Белая металлургия», Стан-5000, рельсобалочный стан на «Мечеле») дал больше налогов и создал больше рабочих мест в расчете на инвестированный рубль. То же касается всех инвестпроектов, имеющихся в нашем Минэкономики. И это естественно: чем меньше доля добавленной стоимости, тем менее эффективен проект с точки зрения налогов и новых рабочих мест. Если взять официальную статистику по добывающей промышленности области за январь этого года по показателю отгруженной продукции, выполненной собственными силами, — там цифра в 68,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть опять упала отрасль, даже несмотря на Михеевский ГОК. И это факт. Как факт и то, что вся добыча полезных ископаемых — менее 4 процентов от объемов промпроизводства. Так что область просто не заметит Томинского Гока.

Не забудьте про технологические риски. На что обычно идет медь — в электронику, или на провода. Но в электронике меди нужно все меньше, и появились технологии, которые позволяют довести уровень электропроводности алюминия почти до уровня меди, но при этом алюминий и дешевле, и легче в три раза.

Еще раз — логика действий РМК понятна. Но очень много рисков, и не все они просчитаны. Даже не затрагивая вопросы экологии или челябинской агломерации — еще раз, что там с чем агломерировать? Яму с городом-миллионником? Таких прецедентов нет в мировой практике. А ведь город — это место, где создается добавленная стоимость. В ГОКе же добавленной стоимости немного.

Томинский ГОК — действительно история знаковая. С той точки зрения, что Челябинская область этим проектом показывает, что ее удел — инвестиции в самый низкий передел, связанный с горнодобычей. А вовсе не с чем-то связанным с пятым или шестым технологическим укладом. Это «убивает» перспективные инвестиции.

— Вы хотите сказать, что тактически понятный для конкретной компании проект Томинского ГОКа стратегически может навредить области?

— Об это можно говорить, и уверенно. Даже не рассматривая социально-экономические последствия экологических рисков. Я считаю, что речь идет об угрозе национальной безопасности. Как вы помните, на недавно прошедшем в Челябинске совещании Секретаря Совета безопасности России состояние экологии в нашей области было признано катастрофическим.

Существует два варианта стратегического развития ситуации. Первый — власти объявляют Челябинскую область помойкой, отселяют все население (пусть вахтовым методом ездят работать) в более благополучные места, свозят сюда все грязные производства и центры размещения самых разнообразных ядовитых отходов, разрешают не ставить фильтры всяким ЧЭМК и «Мечелам», пусть гадят, снижают себестоимость, зато будут конкурентноспособными. Второй — здесь будут жить нормальные люди, и это не совместимо с первым вариантом.

Но любое из этих решений должно быть принято властями в интересах общества и государства, и сделано это должно быть сознательно.

— Слушайте, вы такую мрачную картину нарисовали. А есть хоть что-то хорошее? Что делать-то?

— Стратегию делать. Настоящую, грамотную. Не набор фантазий, а решения, основанные на качественном прогнозировании, включающем несколько вариантов развития событий, с соответствующими обоснованиями. И которые должны быть реализованы. Пока такой стратегии не будет — бессмысленно что-либо обсуждать.

Давайте я для сравнения приведу в пример футбол. Понятно, что глобальная цель команды — выиграть матч. Есть промежуточная цель — забить гол, для этого нужно знать, по крайней мере, где ворота. И нужно попасть в эти ворота. Для этого футболист должен знать, где находится он сам, где находится мяч, куда и как надо двигаться, чтобы встретиться с мячом, и как ударить (ногой, а не рукой) так, чтобы попасть по мячу и он после удара полетел в ворота (желательно мимо вратаря). И класс футболиста определяется тем, как он оценивает позицию на поле, как двигается и как бьет по мячу.

Челябинская область — ровно в таком же положении. Но мы сейчас, без стратегии, без целей, даже не знаем, где ворота, не знаем, где, на каком участке поля мы находимся. Где мяч, мы тоже не знаем. И как при таком раскладе достичь цели — забить гол? Поэтому все действия или не приводят к нужному результату (махать ногами без толку можно сколько угодно), или дают результат строго противоположный желаемому.

Любое развитие предполагает движение человеческого капитала и инвестиций. Если наш регион находится в изоляции — человеческому капиталу здесь делать нечего. И любые разумные люди, которые имеют какие-то возможности и понимают перспективы (даже если не затрагивать экологию), думают, что если мы не интегрированы в развитие, то надо уезжать. И вы посмотрите хотя бы официальную статистику миграции — креативное, квалифицированное население из Челябинской области уезжает, а приезжают люди малоквалифицированные и хуже образованные. Да что статистика — просто вспомните, сколько из ваших знакомых за последние годы уехали за пределы Челябинска, и сколько — приехали в Челябинск откуда-то...

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 15

брат дэвида боуи)

вот это аналитика! его словам, да рупор, чтобы услышали

Очень грамотно сказал его бы в губернаторы

Все правильно сказал.

Вот где торжествует здравый смысл. Давно пора. Было бы хорошо Дубровскому прочитать данное интервью.

Давно ничего подобного не читала. Очень грамотно и четко сказано. Спасибо.

Восхищаюсь умом и точностью анализа ситуации . Есть надежда, что пока такие умные люди не все уехали , нашей Челябинской области светит светлое будущее.Очень интересно, если напечатать хотя бы отдельные мысли и довести их до народа через средства массовой информации, то как это будет расцениваться властями?

Понятно и доступным языком изложено. Хочется верить, что власть имущие разработают-таки правильную стратегию развития области. Ведь это ДОМ, наш дом, который хочется сохранить...

Сначала, читая статью, долго не могла поверить: все правильно "товарисч" Яков (пардон, не указано отчество))) излагает - умно, грамотно, все по сути, без "воды-воды", убедительно. Слегка, правда, резануло "Город-миллионник и пустое, никем не заселенное пространство?", "Ну кому нужен кусок земли на отшибе, в изоляции?" (эт все про наш Челябинск (?!), потом еще - про "отсталость" нашего тринадчика, про то, что "скорее в Челябинск поедут через Екатеринбург". Но, думала - показалось... Тем более, читая кусок "про ТГОК" - просто уже тихо "абажала" докладчика!! Но дочитав до конца - оппп, вот он, подвох (который выдает в Вас, уважаемый, если и ЧЕЛЯБИНЦА, то уж оооочень "повернутого" на Е-бург, такой "прелестный во всех отношениях"): оказывается, "креативное, квалифицированное население из Челябинской области уезжает, а приезжают люди малоквалифицированные и хуже образованные". Из чего, безусловно, следует, что если я еще НЕ "навострила лыжи" из Че (и, заметьте, НЕ СОБИРАЮСЬ этого делать!) - то я просто "не креативное" или "не квалифицированное" население??? Эттт Вы, что ли, так тут решили??? А у меня вот наоборот, представьте - 2 (!) одноклассника (с высшими образованиями, так на минуточку!) НЕДАВНО вернулись, и не откуда-нибудь, а с Вашей прелестной "исторической родины" - ну не смогли они за 10-15 лет ужиться, адаптироваться, ассимилироваться и т.д.т.п. на обетованной израильской земле! Соскучились, наверное! А может, вспомнили поговорку "где родился, там и пригодился". Это к Вашему утверждению про "уехавших-приехавших" знакомых. Кроме того, в корне не согласна с Вашим чудным "первым вариантом — власти объявляют Челябинскую область помойкой". С чего вдруг "баню затопили"??? Вы ХОТИТЕ отсюда "отселиться" - да флаг Вам, как говорится, в руки и барабан на шею (тем более чет-то особой "боли" за изгаженный, особенно в последнее время, Че в Ваших речах не просматривается...)! А меня вот, знаете, не надо никуда "отселять в более благополучные места" - тем более, что при нашем воровстве ("улыбаемся", да, Дм.?!) представления о "благополучных местах" у обычных людей и чиновников, "выделяющих" оные, СИЛЬНО разнятся))) Вот как-то так...

Прежде чем делать выводы: "Из чего, безусловно, следует, что если я еще НЕ "навострила лыжи" из Че " предлагаю вам прочитать статью: "Разрыв между умными и глупыми нарастает" Ясюкова. "понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый - умение выделять суть явления, объекта. Второй - умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий - умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации."

Мне что - то подсказывает, что из двух озвученных вариантов развития области, первый более реальный. Тем более он был, есть и будет, только по умолчанию. Власть не будет ничего объявлять официально.

Дубровскому уже ничего не поможет

Срочно "Нобелевскую премию" "специалисту"! -Не забудьте про технологические риски. На что обычно идет медь — в электронику, или на провода. Но в электронике меди нужно все меньше, и появились технологии, которые позволяют довести уровень электропроводности алюминия почти до уровня меди, но при этом алюминий и дешевле, и легче в три раза.- Особенно перл про Красноармейский район понравился. ВЫ "специалист" понимаете в чем суть Агломерации?

Хоть что-то членораздельное от нашей администрации. Гуревич нежно, но касается загнивающих язв в нашей области, а дело - то серьёзное. Зарплаты всё ниже, экология всё хуже, работы всё меньше. Челябинск уже давно претендует на роль всероссийской помойки. Похоже здесь он вне конкуренции и все решения уже приняты. Цены на недвижимость самые низкие в Уральском регионе.

Иииии??? Лечиться-то от "загнивающих язв в нашей области" будем?! Или только умиляться "нежным касанием" наших проблем? Вы - тоже НЕ местный? Потому что ЛЮБОЙ адекватный местный не сможет вот так запросто согласиться с "принятым" (кем?!) решением сделать Че "всероссийской помойкой"! Вы уж определитесь, батенька, за кого ВЫ!

Новости

Главное