Хотели как лучше, а получилось...

Ограждение на главной улице Челябинска — халтура, которую надо переделывать

Андрей Ткаченко

Чугунные ограждения на проспекте Ленина — прекрасная иллюстрация к нетленному выражению Виктора Черномырдина.

Ранним утром первого апреля на площади Революции в Челябинске темный BMW, поворачивая на улицу Цвиллинга, вылетел с дороги, врезался в чугунное ограждение и, пробив его, воткнулся в столб.

К счастью, обошлось без трупов. И речь не только о тех, кто находился внутри машины. Чугун из ограждения при ударе раскололся не мелкие и не очень кусочки, некоторые из которых разлетелись на 30–40 метров. Случись это все в час пик и прилети обломок забора в кого-то мирно шедшего рядом...

Авария была довольно впечатляющей

Сама идея поставить вдоль главной магистрали города новые ограждения — безусловно, правильная. БОльшая часть ограждений, стоящих вдоль челябинских магистралей — мягко говоря, не самые эстетичные конструкции из труб, выкрашенные в унылый серый цвет. И появление на их месте чего-то более, скажем так, высокохудожественного — дело хорошее.

Для этого администрацией Центрального района было заключено в общей сложности три контракта общей стоимостью в восемь с небольшим миллионов рублей, по которым часть проспекта Ленина оборудовали примерно километром новых ограждений.

Подрядчиком по всем соглашениям с администрацией района (на условиях закупки у единственного поставщика) стало Федеральное казенное учреждение «Исправительная Колония № 2 Главного Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний по Челябинской Области».

Загрузить работой заключенных колонии — тоже история благородная. Труд ведь перевоспитывает людей. А поделки и изделия, изготовленные руками заключенных, порой отличает весьма высокое качество — посмотрите любую выставку или ярмарку, где демонстрируется их продукция.

Трудно представить, что будет с человеком, попади в него такие вот чугунные осколки

Вот только воплощение задумки оказалось так себе.

Во-первых, подобные ограждения кроме эстетической функции, отвечают еще и за безопасность. Прежде всего — защиту пешеходов от возможного вылета автомобилей за пределы проезжей части.

При этом, если внимательно присмотреться к ограждениям, то видно, что чугунные секции, да и несущие конструкции попросту некрепко смонтированы. Каркас из труб квадратного сечения приваривается к столбу, зацементированному в асфальт. Каждая из четырех или шести чугунных секций одной конструкции прикреплена к несущим конструкциям всего четырьмя небольшими сварными швами. Говорить о том, что несколько сварных швов — это тот крепеж, который позволит выдержать удар автомобиля весом тонны в полторы — утопия.

И выбор чугуна — не лучшая идея. Чугун, как известно, материал хрупкий и при сильном ударе (ну, например, как от того автомобиля) раскалывается на куски. Которые становятся опасными снарядами. Что, собственно, и случилось в аварии на площади Революции.

Что же до эстетики...

Во-первых, налицо низкое качество литья. Это просто плохо и некрасиво сделано.

Во-вторых, на изделиях видны следы металлообработки (особенно часто — на набалдашниках столбов) — проявившиеся неровности, видимо, пытались заровнять, но не слишком тонким инструментом.

Это просто плохое литье

В-третьих — когда конструкции устанавливали, видимо, отчаянно экономили на краске. В договоре указано, что работы по покраске должны соответствовать ГОСТу 9.402-2004 «Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию». Также в договоре указано, что все ограждения должны быть покрыты эмалью ПФ-115. Но на практике все ограничивалось опрыскиванием конструкций краской из пульверизатора.

В результате уже зимой часть ограждений блистали ржавчиной. К которой добавились и следы от соли, которой нещадно сыпали всю зиму проспект Ленина, и грязь, которую за все время никто ни разу даже не пытался смыть или очистить с поверхности.

Любопытно, что ровно такие же наблюдения, пусть и сформулированные в более мягкой форме, оказались в акте осмотра и проверки конструкций, выполненных по заказу администрации района специалистами ООО «КОВИН». Ими было обнаружено, что «значительное количество сварных швов не зачищены», «местные нарушения лакокрасочного покрытия, следы коррозии» и что «часть опорных установлены с отклонением от вертикали».

На сварке и краске тоже сэкономили

Впрочем, судя по тому, что в итоге работа была принята, а деньги — перечислены исполнителю, все было исправлено, и так, что заказчика работ все устроило.

В итоге вместо красивого и безопасного уличного ограждения Челябинск получил плохо сделанное, некачественно смонтированное, да еще и небезопасное. Или еще проще: все это просто халтура за восемь миллионов рублей, которая вместо того, чтобы украшать город, портит его облик. Вне сомнений — всё это надо как минимум переделывать. Как и за чей счет? Самый хороший вопрос во всей этой истории...

Почему-то часть ограждений лицевой стороной обращена не к пешеходам, а к проезжей части

P. S. У администрации Центрального района есть еще один контракт с уголовно-исполнительной системой. Речь о шести остановочных комплексах общей стоимостью в 240 тысяч рублей, часть из которых уже установлена на улице Российской. И, честно говоря, результат таков, что просто хочется спросить: разве вот ЭТО вот действительно стоит 40 тысяч?

Вот за это изделие администрация Центрального района отдала 40 тысяч рублей

Понятно, что бывают случаи, когда тот или иной подрядчик, скажем так, «рекомендован» к работе. И что уголовно-исполнительная система — контрагент своеобразный. Но это как минимум не должно мешать требовать качества изделий и выполняемой работы.