Экскурсия с оттенком «передела»

В Челябинске маршрутные такси подменяют «экскурсионными» автобусами

Челябинцы начали ездить на работу на «культурных», «революционных» или «театральных» автобусах. С виду — обычная маршрутка, следует по обычному рейсу, останавливается на каждой остановке. А цена проезда даже ниже, чем в общественном транспорте. «Челябинский обзор» пытается разобраться, чем вызвано такое стремление «окультурить» горожан.

Остановка общественного транспорта, пересечение улиц Блюхера и Доватора. Подъезжает автобус № 66. Двери открываются, но пассажиры не спешат в него заходить. Ждут ещё около минуты и... заходят в подъехавший ПАЗ с номером маршрута 66.

«В чём причина?», — интересуюсь на ходу у снующей публики.

«Так в том автобусе проезд стоит 20 рублей, а в этом 15», — звучит ответ.

При более детальном изучении выяснилось: автобус, перевозящий пассажиров за 20 рублей —муниципальный. В салоне кондуктор, принимаются транспортные карты, в рейс машины выдвигаются по расписанию. В общем, официальнее некуда. За 15 рублей — проржавевший ПАЗ, судя по трафарету на окне, предлагает некую экскурсию «ЧКПЗ — Коробельная» (орфография сохранена — прим. редакции). То, что на «ученическом» экскурсионном маршруте нет ни одного школьника, новоявленных «экскурсоводов» восточного происхождения за рулём не интересует. Ровно, как и то, что сам автобус совсем не похож на туристический. Главное — есть спрос. «Туристическая группа» пополняется на каждой остановке. Каждый платит наличными.

Природу появления «экскурсионных» автобусов пояснили в управлении транспорта администрации Челябинска.

«В июле вступил в силу федеральный закон ФЗ-220 — „Об организации регулярных перевозок пассажиров“. Он наконец-то дал нам полномочия наказывать тех перевозчиков, которые годами выставляли машины на рейс нелегально, — рассказывает пресс-секретарь управления транспорта Челябинска Валентина Богомазова. — Если у перевозчика нет договора с властями на обслуживание регулярного маршрута, то водителю грозит штраф в 5 тысяч рублей, а владельцу в 300 тысяч. Но предприниматели схитрили. И под такими „экскурсиями“, по сути, скрываются обыкновенные маршрутные такси, которые перевозят людей без разрешения на то властей». 

Выяснилось, что по городу действует уже целая экскурсионная сеть.

№ 15 «Научный» ЧМК — ЮУрГУ. 
№ 24 «Заводской» ЧМК — ул. Академика Королёва. 
№ 25 «Театральный» Теплотехнический институт — ул. Чистопольская.
№ 29 «Связной» ул. Мамина — пос. Федоровка.
№ 37 «Перспективный» ЗЭМ — 47 микрорайон.
№ 52 «Промышленный» ЧТЗ — ул. Скульптора Головницкого.
№ 60 «Культурный» ЧМК — посёлок Шершни.
№ 66 «Ученический» Училище (ЧКПЗ) — станция Шершни.
№ 71 «Торговый» ЧМК — ул. Чичерина.
№ 85 «Революционный» ул. Мамина — пос. Новосинеглазово.
№ 103 «Заводской» ЧМК — пос. АМЗ.
№ 110 «Развивающийся» Училище (ЧКПЗ) — ул. Бейвеля.

«Если экскурсия предназначена для несовершеннолетних, то к перевозчику предъявляются очень жёсткие требования по транспорту, — комментирует легальность такого вида деятельности президент областной Ассоциации туристических организаций Людмила Мосина. — Должны быть обязательно ремни безопасности, табличка „дети“. Каждый рейс согласовывается с ГИБДД, они же проверяют все документы на машину. А перед выездом оформляются две страховки. Первая — „гражданская ответственность перевозчика“, вторая — „от несчастных случаев“ на каждого пассажира».

То есть как минимум 66-й «ученический» маршрут гарантированно не подходит по параметрам под «экскурсионный». Но как быть с остальными?

«Когда экскурсия проводится для взрослых, то требований гораздо меньше. Главное, чтобы экскурсия в один день началась и закончилась, а в салоне была предоставлена путевая информация. Есть негласное требование, чтобы в каждом автобусе был аккредитованный экскурсовод, но это законом не закреплено. По большому счёту, мы можем плыть на лодке и через наушники слушать информацию о примечательных местах, — утверждает Мосина, задумчиво добавляя, — У этих маршрутчиков очень грамотный юрист. Если исключить несоблюдения правил по „ученическому“ маршруту, по остальным я даже не знаю, к чему здесь можно подкопаться».

По официальным данным, количество автотранспортных предприятий, заключивших договоры с Администрацией города Челябинска и работающих легально, увеличивается. Городу — прибыль как минимум от налоговых отчислений. И она растёт:

2014 год — 14 миллионов 780 тысяч рублей, 
2015 год — 21 миллион 88 тысяч рублей,
первое полугодие 2016 года — около 12 миллионов рублей.

Однако с «экскурсоводов» нельзя получить ни копейки. Все деньги, собранные с «просветительских» поездок, оседают в виде неучтённого нала в карманах владельцев. Но кто они, конкретно не может сказать никто. Или не хочет.

«Раньше эти машины принадлежали Консулу, — на условиях анонимности рассказывает один из легальных частных перевозчиков.

Для справки: В декабре 2014 года правоохранители взяли под стражу директора компании «Консул» Сергея Вербовского. Он обвиняется в организации группировки, которая занималась вымогательством и нападала на маршрутки. Позже в феврале арестовали помощника организатора «маршрутных войн», автомеханика фирмы «Консул» Олега Петруковича. Ему вменяют факты хулиганства, поджоги, и даже угрозы убийства. 

«Администрация с „Консулом“ воевала годами, — продолжает собеседник „Челябинского обзора“. — Или делала вид, что воевала. Их машины ездили без каких-либо разрешений, „отжимали“ маршруты, про техническое состояние автобусов лучше даже и не заикаться. Сейчас Вербовский за решёткой, но, скорее всего, за ним стоит кто-то гораздо влиятельнее. Причём эта организация гробит конкретно муниципальный транспорт. Полностью дублируется 66-й маршрут. Но только МУП возит за 20 рублей, частники по 15. С 71-м маршрутом аналогичная история. Не могу делать конкретные выводы, но количество муниципального транспорта на этих маршрутах сократилось, у них увеличилось».

Частники утверждают, что и сами не в восторге от возможной гибели муниципального транспорта. Войдя во вкус, «экскурсовод» может и их начать теснить. Отчасти это уже происходит. По крайней мере, водители начинают поглядывать в ту сторону, аргументируя это тем, что у «экскурсионщиков» не надо проходить регулярные медосмотры, следить за техническим состоянием транспорта, элементарно соблюдать правила перевозок. Нет ответственности, зато есть прибыль — внешне кусок лакомый.

Контролем за маршрутными такси занимаются несколько структур. Но в ГИБДД Челябинска к вопросу об «экскурсионных» автобусах отнеслись с недоумением, заявив, что впервые слышат о проблеме. К управлению государственного автодорожного надзора по Челябинской области (УГАДН) у предпринимателей также есть вопросы:

«УГАДН никак не реагирует,  рассказывает один из частных перевозчиков. — Проверяющие говорят, что на этих машинах всё хорошо. Показываю им конкретную фотографию, спрашиваю: как всё хорошо, у них посреди салона лежат две огромные запаски? Колёса очень тяжёлые, не дай бог водитель резко тормознёт или врежется во что-нибудь, представьте, что это колесо сделает с пассажиром, например, ребёнком? На что подчинённые Катайцева (начальник управления Владимир Катайцев — прим. редакции) говорят: да не может быть, у них всё хорошо».

«Мы сформировали доказательную базу про то, что это не экскурсионные маршруты. Но пока судебного прецедента нет. Постоянно переносятся заседания. Этими машинами занимается не управление транспорта напрямую, а УГАДН. Но пока никого не наказали», подмечает Валентина Богомазова.

От лица перевозчиков-частников была написана коллективная жалоба, которая была направлена прокурору Челябинской области, министру дорожного хозяйства и транспорта региона, а также руководителю регионального управления Федеральной антимонопольной службы. В письме акцентируется внимание на том, что перевозки пассажиров разрешены только на основе договоров, заключённых с администрацией муниципалитета, и по утверждённой транспортной схеме. Но в итоге из прокуратуры приходит ответ, что «по результатам проверки несоответствий требованиям законодательства не выявлено, коррупциогенные факторы отсутствуют».

Муниципальные транспортники рассчитывают на решение суда в их пользу. Очередная дата рассмотрения дела назначена на пятое сентября. При вердикте о штрафе в 300 тысяч рублей нелегалов можно штрафовать хоть каждый день, надеются в ведомстве.

Частники настроены более скептически: «Муниципалы ещё шевелятся, а надзорные ведомства никак не реагируют. Хотя имеют все возможности. Проблема с Вербовским длилась годами. Но как только пришёл генерал (начальник ГУ МВД по Челябинской области Андрей Сергеев — прим. редакции), мигом прихлопнули эту лавочку. Сейчас почему-то это сошло на нет. Видимо, кто-то везде получает „на карман“».

В разговорах же на условиях анонимности транспортники и вовсе заявляют, что в Челябинске кто-то намерено уничтожает муниципальный транспорт. 

«Формируется новая маршрутная сеть, и как только МУП окончательно ляжет на бок, всё это кто-то „подберёт“, и выйдет на маршруты уже официально, — прогнозирует директор одного из предприятий. — Это „транспортный передел“ в Челябинске, кем-то четко и дальновидно спланированная акция».

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 1

На лицо коррупция в транспортной сфере всего региона, в результате которой город и область деградирует на фоне др. городов. В том же Екатеринбурге с помощью иностранцев разработана новая маршрутная схема общ. транспорта, с выделенными линиями, удобными пересадочными узлами, часовыми билетами. http://ekatransit.ru/ (см. отчет) В конце прошлого года там закупили более 110 новых больших цивилизованных автобусов. В ближайшее время появится ещё 60 шт. и всё за счёт региона и города. Было бы желание Дубровского или Тефтелева прикрыть это цирк с экскурсиями, устроили проверку этих автобусов на конечных маршрутах, и их бы не было уже через 3 дня. Можно было бы сделать выделенные полосы в местах заторов, сделать часовые билеты, участвовать в федеральных программах по обновлению подвижного состава, обновлять за счёт региона, т.к. это важно для жителей, гостей города, новых инвесторов. Но нет... этого видимо уже никогда не будет. Дубровский эту дикость поддержал.

Новости

Главное