Сага о форсайте

В Челябинске начали работать над стратегией развития города. В этом, побывав на специальной форсайт-сессии, принял участие главный редактор «Челябинского обзора».

Дмитрий Довбня

Небольшой зал «Иремель» челябинского World trade center (за этим громким названием «прячется» здание старого доброго Гипромеза) был переполнен — человек 60 собрались, чтобы принять участие в форсайт-сессии «Будущее города Челябинск-2050». Попасть на это мероприятие можно было только зарегистрировавшись по интернету. Среди собравшихся — известные и не очень предприниматели разного масштаба и отраслей (от известного девелопера Андрея Бодрягина до IT-предпринимателя Ильи Бочкова), проректор Русско-британского института управления Максим Усынин (вместе с преподавателями и студентами вуза),  вице-мэр Челябинска по экономике Елена Мурзина, чиновницы из администрации Коркинского района, общественные активисты. Словом, как в Библии: всех по парочке.

Кстати, участие госпожи Мурзиной в мероприятии (да еще и в выходной) было неожиданным, но лишь на первый взгляд — на деле оказалось, что все происходящее делается не просто с ведома, но и при поддержке администрации города.

Форсайт — достаточно специфический формат, своего рода сессия (а может, и мозговой штурм, да назовите еще как угодно — суть не меняется) по формированию видения будущего на длительный (минимум 15-25 лет) период времени на основе трендов, тенденций, которые существуют уже сегодня. При этом видение будущего может быть сформировано для чего угодно — отдельной отрасли, или для региона, или для определенных направлений работы компании. 

При этом обычно форсайт-сессии занимают от 2 до 4 дней, а то и больше. В Челябинске организаторы решили сократить время на раздумывание (официально это было объяснено «применением особой методики „рапид-форсайт“»), и за два дня проработать два «трека» (они же направления): «Эко-город-2050» и «Будущее культурного и интеллектуального досуга молодежи в Челябинске». В общем, коротенечко, часов на восемь. Для субботы и воскресенья — прекрасный вид отдыха. 

Начали в субботу, с «Эко-города-2050».

Челябинский организатор и главный идеолог форсайта «Челябинск-2050» (для краткости буду называть его именно так) — известный предприниматель и депутат Дмитрий Довбня — представил команду московских специалистов, которые специально прибыли для проведения сессии. Руководит процессом Андрей Пуртов — директор по маркетингу и куратор программы «Маркетинг и бренд-менеджмент» в Британской высшей школе дизайна (БШВД). Вместе с ним — пяток его студентов, которые одновременно с учебой уже имеют некоторый опыт работы в крутых компаниях. Для них этот форсайт и то, что должно последовать за ним — разработка некоей «дорожной карты» развития Челябинска — еще и некий учебный курсовой проект. Что же, для студентов — очень удобно. 

Господин Пуртов объяснил собравшимся суть происходящего. И, как действительно серьезный маркетолог, используя в своей речи огромное количество модных терминов, основанных на заимствованиях из английского языка. Нет, все всё поняли — не лохи собрались, в конце концов, но поднапрячь мозги пришлось. 

Смысл действия заключался вот в чем. Сначала группы людей, рассаженные по столам, вместе выдвигают и обсуждают те или иные тренды, тенденции, которые, по мнению участников, определят развитие будущего в принципе (будь то конкретно Челябинск, Россия, или мир в целом, и будь то политические, социальные, экономические, технологические или экологические тренды). Причем тренды обозначались в определенной временной перспективе — ближней (до 2020-го года), средней (до 2030-го) и дальней (до 2050-го). Затем от каждого столика предлагается несколько трендов, которые голосованием утверждают все собравшиеся — всего в итоге получилось около двух десятков, которые разбили на группы.

После этого участникам было предложено по той же схеме произвольно обозначить «стейкхолдеров» (по русски — интересантов) — тех, кто влияет\может повлиять на ситуацию и возможность\невозможность превращения Челябинск в «Эко-город». 

После этого каждая из команд как бы представляла интересы одной из групп «стейкхолдеров», и должна была отобрать в каждом из показанных трендов возникающие для них угрозы и открывающиеся возможности. И по три угрозы и возможности надо было обозначить на специальных карточках. Все это, по мнению устроителей, должно помочь выявить несколько главных «разрывов» — ситуаций или тенденций в обществе, которые могут стать критической помехой на пути преображения столицы Южного Урала в «город-сад».

Наконец, в завершении участники (под личиной «стейкхолдеров», разумеется) обозначают необходимые, по мнению «стейкхолдеров» (черт, каким-то гамбургером эта терминология отдает) к принятию нормативные акты, к внедрению — технологии, и к применению — форматы общения с остальными, ну, этими самыми... стейкхолдерами.

Все это выглядит весьма запутанно, но на деле — не более чем достаточно просто и четко структурированный мозговой штурм (назови его хоть форсайтом, хоть  think tank-ом) и командная игра в одном флаконе. И, как и ожидалось, ее предварительные итоги больше походили на что-то формата «капитан Очевидность»

Так, основных «стейкхолдеров», имеющих интересы в экологической повестке, поначалу набралось три — акционеры крупнейших предприятий, население и экоактивисты. Затем к ним путем дополнительного голосования добавили органы власти, неких «внешних инвесторов в промышленность» и еще кого-то. Ну, собственно, что в этом нового? 

Основных «разрыва» было найдено два: разрыв между интересами «простого народа» и теми, кто обладает ресурсами: властными, политическими, экономическими (тоже мне новизна — Карл Маркс прекрасно об этом писал), а также неверие населения в возможность улучшения ситуации (что также общеизвестно).

Вице-мэр Елена Мурзина, поначалу сидевшая в сторонке, в итоге активно включилась в работу форсайта (одновременно что-то объясняя то и дело подходившим к ней предпринимателям). Впрочем, «джокондовская» полуулыбка, иногда проявлявшаяся на ее лице, говорила о многом...

На все про все у участников форсайта ушло около восьми часов. После чего они, «усталые, но довольные», разошлись по домам. Автор этих строк решил не идти на второй день. Хотя бы потому, что тема «Будущее культурного и интеллектуального досуга молодежи в Челябинске», особенно где-нибудь к 2050-му году — точно не моя история, я к этому времени буду 73-летним старцем (хоть и с молодой душой).

Теперь на базе всего, что было сформулировано на форсайте, московской команде Андрея Пуртова предстоит создать некую «дорожную карту», которую они представят челябинской мэрии...

Я не знаю, что за «дорожная карта» получится у студентов-маркетологов и преподавателей Британской высшей школы дизайна. Знаю только, что свой учебный проект они защитят наверняка. А что от этого получит Челябинск — покажет время...

Комментарии