Любая дорога требует ремонта

Заместитель главы Челябинска по дорожному строительству Владимир Алейников — о том, что из себя представляет улично-дорожная сеть города, почему те или иные улицы выбираются для ремонта и на каком участке одной из улиц сразу 110 колодцев.

Андрей Ткаченко

— Что из себя представляет дорожное хозяйство Челябинска?

— Если измерять в метрах и километрах — то в общей сложности около 1100 километров: проспектов, улиц, переулков. Но справедливее и точнее измерять в квадратных метрах покрытия — ведь улицы бывают и широкие, и узкие. В общей сложности в Челябинске около 11 миллионов квадратных метров дорожного покрытия. Почти всё — асфальтобетонное покрытие, но есть и совсем небольшое количество грунтовых дорог.

— 11 миллионов «квадратов» дорожного покрытия — это много или мало для Челябинска?

— Если смотреть на нормативно-индикативные показатели, то в центре города плотность улично-дорожной сети у нас порядка 2,7 километра на квадратный километр площади. А нормативная необходимость — ближе к четырем километрам на квадратный километр.

— Вы хотите сказать, что в центре Челябинска мало дорог?

— Получается, что немного маловато.

— И это после «дорожной революции»?

— По нашим оценкам, такому городу, как Челябинск, в центральной части нужно примерно 3,5 километра на «квадрат».

Есть и второй показатель — есть в городе или нет системные пробки. Если их нет — значит пропускная способность улично-дорожной сети, организация движения находятся на минимально достаточном уровне.

— В Челябинске нет системных пробок?

— Системных — нет. Какие-то пробки есть, практически каждый день, но, как показывает практика, бОльшая часть из них связана с дорожно-транспортными происшествиями.

Например, мы наблюдаем в часы пик достаточно серьезный трафик на улице Худякова рядом с Шершневской плотиной, или на проспекте Ленина в центре города. Но это не пробка — ведь потоки движутся, пусть и не так быстро. Думаю, в плане трафика и пробок наш город в гораздо лучшем положении, нежели большинство миллионников, даже тот же Екатеринбург.

— А если говорить не только о количестве, но и о качестве улично-дорожной сети, состоянии, в котором она находится?

— Надо четко понимать, что любая, абсолютно любая дорога требует соблюдения всех регламентов и сроков необходимых ремонтных работ. Буквально на следующий день после открытия дорога должна начать содержаться: подметаться от абразива, если возникли маленькие трещинки — их обработка, затем, если через год-два началось раскрытие швов — поработать с ними, начать так называемый ремонт. Еще через три-четыре года — средний ремонт, предусматривающий срезку и замену верхнего слоя асфальта...

Если все эти сроки соблюдаются и ремонт проводится качественно — дорога будет в хорошем состоянии и прослужит долго.

К сожалению, именно с этим по всей улично-дорожной сети сейчас определенные проблемы. Во время «дорожной революции» было выполнено очень много работы и по расширению улиц, и, что особенно важно, по возведению новых путепроводов, мостов и развязок — их было введено в строй аж 15 с 2007-го по 2012-й годы. И как бы сейчас эту «революцию» ни ругали, то, что было сделано, оказалось очень важно и полезно для Челябинска, разгрузило многие потенциально «пробочные» места. Но это повлекло отвлечение ресурсов, в том числе финансовых, от текущих межремонтных и ремонтных работ. Так, в 2014-м году ремонтами были обеспечены всего около 150 тысяч квадратных метров дорожного полотна. Из 11 миллионов! Всего-то 1,5 процента площади! Да, не все дороги нуждались, но все равно этого крайне мало. И понятно, что уже на следующий год весной вся эта проблема оголилась вместе с сошедшим снегом. Главой Челябинска Евгением Тефтелевым было принято решение сосредоточить имеющиеся ресурсы и внимание именно на ремонте улично-дорожной сети. Собственно, именно на этом сейчас и делаем акцент, а новые участки дорог строим только в районе новых жилых микрорайонов.

— Сколько надо ежегодно ремонтировать дорог?

— Зависит от конкретных сроков конкретного вида ремонта конкретного участка дороги.

За 2016-й год мы сделали ремонтов всех видов примерно одного миллиона квадратных метров. В этом году — порядка 300 тысяч квадратных метров, но это еще далеко не завершение строительно-ремонтного сезона. Думаю, и в этом году перевалим за миллион «квадратов». Вообще же стоит задача довести объем ремонтов до 15 процентов площади улично-дорожной сети.

— По какому принципу выбираются для ремонта те или иные участки улиц?

— Во-первых, каждую весну, как правило, в марте, в обязательном порядке проводятся осмотры всей сети специальной комиссией. Именно она определяет необходимость тех или иных ремонтов. В том числе — срочных, где есть большие ямы или были «раскопки» после устранения коммунальных аварий и так далее. Причем если ранней весной не всегда хорошие погодные условия, то этот срочный ремонт мы можем сделать с помощью так называемого «литого асфальта».

— Но ведь это временное решение.

— Почему? Он довольно стойкий. Другое дело, что мы его применяем скорее вынужденно тогда, когда из-за погоды нет времени или возможности ждать или делать ремонт по «полному циклу». Литым асфальтом мы начали работать в марте, в мае же стало возможно применять обычные технологии.

Во-вторых, приоритет в ремонте отдается тем магистралям, по которым есть наибольший транспортный поток, а из них — тем, где больше всего ездит городской общественный транспорт.

Кроме того, в городе разработана программа по развитию улично-дорожной сети, которая предусматривает ремонты определенных улиц. Также с этого года действует аналогичная федеральная программа, она рассчитана до 2025 года, по которой Челябинску было выделено около 700 миллионов рублей, из которых около 470 миллионов ушли на дорожные работы, 61 — на наружное освещение, а 160 — на технические средства регулирования дорожного движения: светофоры, дорожные знаки, ограждения и так далее.

— Какие улицы выбраны для ремонта в этом году?

— Если брать средний ремонт, то это более десятка основных магистралей.

На сегодняшний день выполнен ремонт части Комсомольского проспекта (от Свердловского проспекта до улицы Чайковского), улицы Братьев Кашириных (от Молодогвардейцев до 40 лет Победы), улицы Молодогвардейцев (от Комсомольского проспекта до проспекта Победы). Принцип простой, как я и говорил: основная для города магистраль, бешеная транспортная нагрузка и покрытие, которое находится не в нормативном состоянии.

Кроме того, улица Каслинская (от Братьев Кашириных до проспекта Победы), закончили шоссе Металлургов на ЧМЗ, работаем на улице Богдана Хмельницкого.

На очереди в этом году совершенно точно — проспект Победы, Копейское шоссе, улица Гагарина, два отрезка проспекта Ленина (от улицы Героев Танкограда до улицы Горького и от улицы Российской до улицы Цвиллинга)...

— Будете перекрывать движение?

— Будем организовывать движение. В принципе, такой опыт у нас есть, не вижу ничего страшного...

Что же до нового строительства, то прежде всего речь идет об улицах Петра Столыпина и Петра Сумина в районе «Паркового-2», а также улицы Шмакова на Краснопольской площадке, плюс заканчиваем улицу Тепличную в Чурилово и работаем по улице Трашутина — это очень непростая улица, там есть заболоченные почвы... Отдельная история — дотягиваем дорогу к микрорайону на улице Агалакова в Ленинском районе.

— Проспект Ленина проходил серьезную реконструкцию в 2005-2006 годах. И с тех пор практически без ремонта. Доходит до фотомемов в соцсетях «в Челябинске ветер настолько суровый, что даже асфальт ходит волнами»...

— Да, колейность серьезная. В этом году на обозначенных участках пройдет средний ремонт. Снимем верхний слой асфальта, сделаем, где необходимо, выравнивание и уложим заново верхний слой асфальта.

Кстати, что касается колейности. На всех ремонтирующихся объектах применена новая асфальтобетонная смесь — щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА).

— Почему выбран именно он?

— Во-первых, есть небольшой (два-три года), но все же положительный опыт его применения в других городах нашей страны, в том числе в Москве. Во-вторых, повышенное содержание щебня (причем щебня особого — кубовидного) и применение связующих наполнителей — целлюлозы, что делает материал гораздо более прочным и устойчивым к воздействию. Если вы посмотрите на те улицы, которые уже прошли ремонт с применением ЩМА, то увидите, что даже внешне они выглядят по-другому. Мы надеемся, что нам удастся уйти от колейности основных магистралей. Даже при той высочайшей нагрузке, которая на них падает: в часы пик до трех-четырех тысяч машин в час.

— Владимир Георгиевич, все, о чем вы говорите, звучит прекрасно. Но качественная дорога — это не только собственно полотно проезжей части, но и обустройство — бордюры, тротуары, ограждения. А с этим, судя по количеству жалоб от жителей, прежде всего отдаленных кварталов — Паркового, Чурилово — довольно серьезные проблемы. Почему нельзя было сразу сделать улицы полностью?

— Давайте объясню. Возьмем тот же Парковый, улицу Бейвеля. Мы сделали ее сразу и полностью, вплоть до велодорожек и газонов. Но район развивается, строительство продолжается, и строительные компании порой в ходе возведения...

Баланс здесь найти порой довольно сложно. Строители хотят, чтобы мы довели дорогу до микрорайона перед началом его строительства. Мы же, понимая, что будет «раздолбано», говорим, что подведем ее, когда станет ясен срок заселения людей.

В любом случае мы очень плотно сотрудничаем в этих вопросах с Владимиром Ивановичем Слободским (замглавы администрации Челябинска по градостроительству — прим. редакции). И требуем от застройщиков восстанавливать за свой счет все то, что ими нарушено при строительстве. Обещают, переносят эти обещания...

Но в любом случае, у нас все новое дорожное строительство в городе — КОМПЛЕКСНОЕ: проезжая часть, газон, тротуар, наружное освещение, ливневая канализация. Только так. Ни одной новой дороги без «ливневки» не строим! Хотя, конечно, с этим у нас в городе проблемы, этого никто не скрывает. Всего у нас около 400 километров ливневых канализаций, из них примерно две трети находятся на обслуживании и содержании, а примерно треть пока по разным причинам бесхозные. Что-то мы каждый год на баланс принимаем, но все сразу очень трудно. А проводить заново ливневку на уже существующих улицах очень дорого.

— Вы снова все говорите замечательно. Но люди сталкиваются с низким качеством исполнения благоустройства улиц. Казалось бы — мелочь: съезды на пешеходных переходах для инвалидов часто делаются не заподлицо, а так, что на деле делает невозможным передвижение людей на колясках. И если бы это касалось только съездов...

— Действительно, это проблема, и большая. Мы работаем. Буквально на днях я дал поручение создать отдельную бригаду по выполнению работ такого типа. Всего «на карандаше» 152 съезда для маломобильных людей, где они либо неудовлетворительно сделаны, либо их вообще нет.

— То, что особенно бесит (иначе и не скажешь) жителей — это то, что порой ремонтные работы при коммунальных авариях проходят с раскопками дорожного полотна, но затем эти участки просто забрасываются недоделанными или сделанными с очень плохим качеством. В итоге даже на центральных улицах то люки проваливаются, то дыры в асфальте и разлетающаяся под колеса и в стекла щебенка....

— С одной стороны, эта проблема идет еще с советских времен — у нас бОльшая часть водоводов, теплосетей и других инженерных коммуникаций проложены под проезжей частью дорог, и просто физически нет места их куда-то вынести. Только на одном участке улицы Сони Кривой — от улицы Красной до улицы Лесопарковой — 110 колодцев.

С другой стороны, действительно, есть определенная несогласованность с МУП ПОВВ, которое часто и оставляет незаконченными ремонтные работы при авариях. Мы не раз предлагали предприятию заключить договор с профильной структурой, которая бы и ремонтировала, восстанавливала покрытие после их ремонтов. Но они пока настаивают, что их собственное подразделение в состоянии справиться само. Хотя уже и штрафы на них накладывали административные комиссии с завидным постоянством... Но мы решим и эту задачу.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0