Когда в Челябинске станет легче дышать?

Какие нововведения в федеральном законодательстве необходимы, чтобы изменился контроль за качеством воздуха

Учет дурнопахнущих веществ, введение сводной системы расчета выбросов, установка автоматических датчиков на промпредприятия — все это, во всяком случае в теории, должно существенно переломить ситуацию с экологическим неблагополучием в регионе. «Челябинский обзор» задал вопросы ответственным за это чиновникам и публикует ответы.

Андрей Ткаченко

Несладкий ноябрь

Уходящий месяц запомнится челябинцам бесконечными НМУ, выбросами, туманами с «примесями вредных частиц» и громкими заявлениям властей по этому поводу. По иронии судьбы, проведение в городе VIII международного экологического форума выпало как раз на дни, когда Челябинск оказался во власти удушливого белого облака (14–16 ноября). Руководитель регионального Росприроднадзора Виталий Курятников тогда сделал заявление: «В Челябинске туман с примесями выбросов. Мы наблюдаем визуальные явления, связанные со смогом, чувствуем неприятный запах. Но наличие запаха нельзя считать вредоносным фактором. Во всяком случае, до тех пор, пока не будут приняты соответствующие нормативные акты, согласно которым наличие запаха будет считаться нарушением. Их в настоящий момент нет, но проект готовится на федеральном уровне». Министр экологии Челябинской области Ирина Гладкова также заявила, что туман не несет существенной опасности для здоровья горожан.

Реакция на заявление последовала немедленная: соцсети просто взорвались едкими комментариями в адрес «туманных заявлений» властей. Плюс два дня спустя ГУ МЧС обнародовало результаты замеров передвижной экологической лаборатории: в Челябинске было зафиксировано превышение предельно-допустимых концентраций по формальдегиду — 1,7 ПДК. То есть туман все-таки оказался, скажем так, неполезным.

В эти выходные в Челябинске вновь были НМУ, и продлились они аж до вечера вторника. В субботу в экорейд по городу вышли инспекторы Минэкологии, Росприроднадзора и общественной экологической приемной. Были публично озвучены претензии к предприятиям Группы «Мечел», которые, по словам руководителя приемной Виталия Безрукова, в период НМУ — безветрия и низкого давления — «работали на всю катушку». Вблизи заводов было зафиксировано превышение по формальдегиду — до 1,18 ПДК. Через пару дней «Мечел» — также публично — открестился от причастности к этому: «Результаты анализа качества воздуха показали превышение лишь по содержанию в воздухе формальдегида, которого нет в структуре выбросов челябинских предприятий „Мечела“. Формальдегид содержится в выхлопных газах автомобилей, интенсивно выделяется при горении и тлении мусора, может содержаться в выбросах деревообрабатывающих и лакокрасочных предприятий и т. д».

Итого: превышение ПДК есть, за запах привлекать и штрафовать невозможно, проверки проходят, но результат не меняется — челябинцы продолжают обоснованно жаловаться на плохое качество воздуха.

Что делать с запахом?

На самом деле, Виталий Курятников сказал правду: наличие в атмосфере неприятного аромата еще не означает превышения ПДК. И напротив — отсутствие «амбре» вовсе не означает, что воздух свеж, чист и полезен для здоровья. «Один раз нам (Росприроднадзору — прим. редакции) поступила жалоба на сильный запах сероводорода на северо-западе Челябинска. Специалисты сделали замеры: газоанализатор показал 0,9 ПДК. То есть даже не единицу, нарушения формально нет, — сообщил Курятников. — Но мы ведь понимаем, что некоторые дурнопахнущие вещества могут вызывать сильнейший психоэмоциональный дискомфорт, соответственно, необходимо менять законодательство в этой части. В настоящий момент на уровне Министерства природных ресурсов и экологии РФ готовится нормативный акт, согласно которому наличие в воздухе концентрации дурнопахнущих веществ будет считаться нарушением. Мы все ждем его принятия».

Отметим, что к веществам с особыми органолептическими свойствами относятся сероводород, соединения серы и азота.

В качестве научно-популярного пособия по данной теме Виталий Курятников посоветовал изучить свежую — за октябрь 2017-го года — статью за авторством доктора технических наук Владимира Ларичкина (из Новосибирска). В ней доступным языком излагается суть несовершенства нынешней системы нормирования качества атмосферного воздуха — основанная на ПДК, она не вполне эффективна для ограничения концентрации дурнопахнущих веществ, что не позволяет применить действенные меры для государственного регулирования. «На большинство дурнопахнущих веществ не установлены нормативы ПДК, так как их сложно идентифицировать как индивидуальные соединения, — говорится в статье. — Необходима новая концепция установления ПДК: нужно чтобы не менее половина экспертов ощущала запах. И будет размерность E3/куб. м., где E3 — это единица запаха. Здесь имеется виду то количество пахучего вещества, которое будучи введенным в один кубометр нейтрального газа при нормальных условиях вызывает отклик физиологии, эквивалентный эффекту, который вызывается одной европейской эталонной массой запаха. В РФ необходимо создать государственные эталонные образцы пахучих веществ. Разработать каталог дурнопахнущих веществ Разработать методику взятия проб. Создать систему подготовки и аттестации экспертов. Использовать метод динамической ольфактометрии».

В общем, пока не будет изменения нормативов и методик исследования — с привлечением экспертов-«нюхачей» и каталогом ДПВ — видимо, привлечь к ответственности «ароматных» загрязнителей не удастся. Осталось надеяться, что в Минприроды над этим вопросом работают очень усердно.

Когда вступит в силу система сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха?

Напомним — речь идет о принципиально ином, чем сейчас, подходе к квотированию выбросов: нормативы будут рассчитываться по-прежнему для каждого конкретного предприятия, но исходя из «предлагаемых обстоятельств» — совокупного загрязнения той или иной зоны жилой застройки всеми источниками, включая и другие предприятия, и автотранспорт. Это особенно актуально для Челябинска, где много площадок, где в соседстве работают сразу несколько предприятий, причем разного масштаба. Кроме того, при сводной системе расчета будут учитываться и меняющиеся метеорологические условия. Вероятно, данная система позволит избегать регулярно повторяющейся ситуации: над городом явно видно смог, дышать трудно, но при этом взятое по отдельности предприятие «ничего не нарушило» — ПДК не превышены.

О необходимости введения нового принципа неоднократно заявлял губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Первые шаги в этом направлении появились в середине 2016-го года: региональному минэкологии было выделено полмиллиона рублей на создание системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в городах Челябинской области. Ведомство приобрело специальный программный модуль, в который занесли около 4 тысяч стационарных источников Челябинска и автомагистрали. Работа продолжалась все это время.

«Челябинская область готова стать пилотным регионом по внедрению новой системы управления качеством атмосферного воздуха, рассчитанной на основе сводного тома предельно допустимых выбросов, — сообщил глава региона в конце октября. — Мы готовы взять на себя ответственность за результат этой работы. Сейчас граждане предъявляют к нам претензии, связанные с качеством атмосферного воздуха в нескольких городах Челябинской области. У меня ни разу не повернулся язык сказать, что это — не наши полномочия (имеется в виду то, что крупные промышленные предприятия 1-ой категории находятся под контролем федеральных органов власти, прежде всего Росприроднадзора — прим. редакции). Внедрение новых механизмов способствует наведению порядка с атмосферным воздухом, приведет к положительной динамике снижения выбросов, придаст новые импульсы этой работе. Особо подчеркну: для этого надо иметь не только добрую волю, но и законодательный инструментарий».

Напомним, что в начале ноября на данную тему говорил и президент РФ Владимир Путин, бывший в Челябинске с рабочим визитом. С жалобами на постоянный смог и невозможность дышать к нему обратился рабочий челябинского компрессорного завода. Путин ответил следующее: «Будем переходить не на оценку экологической безопасности одного конкретного предприятия, а по району в целом, скажем, по Челябинску в целом. И, исходя из этих нормативов, определять допустимые выбросы для конкретных предприятий. Если в комплексе так будем работать, а мы так и намерены действовать, то, уверен, улучшение будет».

С вопросом: «Когда же уже будет улучшение? Когда сводная система расчетов вступит в силу?» наша редакция обратилась к Сергею Сушкову — бывшего министра сельского хозяйства недавно назначили заместителем губернатора региона с функцией контроля над экологической обстановкой. Ответ был следующим: «С 04 октября 2017-го года проект федерального закона, разработанный в Челябинской области, находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации. Закон вступит в действие после утверждения его Государственной Думой. Для каждого конкретного предприятия определение нормативов выбросов по результатам сводных расчетов будет осуществляться в том порядке и с того срока, которые утвердят депутаты Госдумы».

В общем, осталось дождаться принятия закона на федеральном уровне. Так же, как и в случае с нормативами по дурнопахнущим веществам.

Что меняется на областном уровне?

17 ноября губернатор Челябинской области Борис Дубровский утвердил областную программу охраны окружающей среды на 2018–2025 годы.

Основной ее задачей является существенное улучшение качества атмосферного воздуха и снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду, сообщает пресс-служба главы региона. Общий объем финансового обеспечения более 9,8 млрд рублей, из них почти 2,5 млрд рублей — средства областного бюджета.

В данную программу как раз и входит введение системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Кроме того, финансирование предусматривает строительство современных мусоросортировочных комплексов и полигонов по утилизации твердых бытовых отходов. Также запланирована рекультивация свалок в Челябинске и Магнитогорске. И предусмотрено возведение объектов, которые будут снижать влияние загрязненного стока с территории Карабашского городского округа на качество воды Аргазинского водохранилища.

В результате реализации государственной программы в 2025 году планируются:

  1. снижение объема выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн рублей валового регионального продукта в постоянных ценах до 0,044 тыс. тонн/млн. рублей;
  2. снижение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 1 (Магнитогорска — прим. редакции);
  3. улучшение экологических условий для 418,25 тысяч человек, проживающих по состоянию на 1 января 2018-го года в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха);
  4. обеспечение доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников на уровне 87,4%;
  5. обеспечение выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года на уровне 69,9%;
  6. увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I–IV классов опасности до 101,5%.

Кроме того, с 1 января грядут существенные изменения в федеральном законодательстве:

согласно постановлению Правительства РФ «Об утверждении перечня стационарных источников и перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», каждое промышленное предприятие в сфере металлургии, производства нефтепродуктов и электроэнергии в России с указанного срока должно быть оснащено автоматическими средствами контроля выбросов.

Есть ли уже такие автоматические датчики на предприятиях Челябинской области?

— Ряд крупных предприятий Челябинска уже оснастили некоторые свои источники, и данные с них можно видеть в режиме реального времени на их сайтах (ТЭЦ-2, ПАО «ЧТПЗ, ОАО «ЧЭМК»), — сообщил Сергей Сушков. — Также эта информация размещается на сайте Министерства экологии Челябинской области в разделе «Наблюдения за качеством атмосферного воздуха». Ответственность за неисполнение требований также предусмотрена Федеральным законодательством. Необходимо отметить, что требование об оснащении источников выбросов касаются только объектов 1-ой категории. Все эти объекты относятся к объектам государственного федерального экологического надзора, который осуществляет Росприроднадзор. К тому же, мы бы хотели, чтобы такие датчики стояли не на «трубах» предприятий, а на границах жилой застройки. Только в этом случае, при условии, что также будет принят закон о совокупных выбросах, мы сможем не только получать полноценную информацию о качестве атмосферного воздуха над Челябинском и другими городами с напряжённой экологией, но и управлять процессом снижения выбросов во взаимодействии с федеральными органами и руководством предприятий, относящихся к первой категории.

P. S. Судя по всему, пока изменения не будут приняты на федеральном уровне, экологическая ситуация в Челябинске и других промышленных городах останется прежней. При этом очевидно, что прежней она оставаться не может — это грозит ухудшением здоровья населения и очевидными экономическими убытками, с этим связанными. Очевидно, что данная тема останется одной из самых главных в информационном поле — до тех пор, разумеется, пока проблемы не будут решены. Завершение года Экологии — самое подходящее время для этих решений.

 

 

Комментарии